Второй способ выстроить историю связан с двумя ее "ландшафтами".
Вслед за Джеромом Брунером мы можем выделить в истории два "ландшафта": ландшафт действий и ландшафт смыслов. На ландшафте действий - события, поступки; в общем, ответы на вопросы: "кто", "что сделал", "где", "когда", "каким образом". На ландшафте смыслов - ответы на вопросы "зачем", "ради чего", "почему важно". На этом ландшафте располагаются ценности, смыслы, принципы, мечты, ожидания, намерения, добровольно взятые на себя обязательства. В хорошей истории эти два ландшафта тесно переплетены.
Когда вчера мы пытались ответить одним словом на вопрос "что важнее всего...", ответы чаще всего относились к ландшафту смыслов. "Осознанность", "понимание", "безопасность" и пр. - это ценности, это то, что людям важно и дорого. Когда мы говорим о чем-то одним словом, мы понимаем, сколько всего остается "за бортом" и не претендуем на то, что способны по одному слову понять, что же именно человек в него вкладывает. Чтобы как следует понять, что для конкретного человека стоит за той или иной ценностью, нужно не столько абстрактное логическое объяснение, сколько иллюстрация, пример.
Допустим, в качестве однословной формулировки того, что важно в текущем социально-политическом контексте, появилось "неравнодушие". Чтобы как следует понять, что же это такое для человека, нам, по-хорошему, нужно несколько ситуаций. Одна - такая, в которой человек оказался свидетелем неравнодушия; другая - в которой неравнодушие было проявлено по отношению к нему самому или к социальной группе, к которой он принадлежит; третья - в которой он сам проявил неравнодушие.
Попробуйте взять слово, выражающее важную для вас ценность, и описать три ситуации. "Любовь". Где я ее видела? Как я понимаю и ощущаю, что любима? Как это для меня - любить кого-то?..
В качестве рефлексивного отклика можно написать, что для вас стало яснее в ходе описания этих ситуаций. Какие знания и умения необходимы для воплощения этой ценности? Возможно, необходима определенная поддержка со стороны других людей? А если бы эта ценность в большей степени присутствовала в вашей жизни, что могло бы произойти? (можно описать воображаемую ситуацию)