продолжение
предыдущего поста Если вы и ваши близкие финансово благополучны и здоровы, физически и психически, и всё, вроде бы, хорошо, но вам в вашей жизни все равно как-то тухловато, - это как раз тот случай, когда метод Кэмерон может вам подойти. Особенно если для вас личная самореализация в искусстве (будь то изобразительное искусство, музыка, кино, танец, драматургия, дизайн чего бы то ни было (от квартир и одежды до журнальных обложек и тортов)) - то, от чего жизнь становится ярче и насыщеннее.
Можно ли извлечь пользу из книги Кэмерон, если вам абсолютно начихать на творчество и самореализацию в искусстве и пр.? Можно, если, читая, игнорировать противопоставление в тексте «тех, кто решился идти по пути художника» и «тех, кто еще/уже не осознал, что им это необходимо». В принципе, логика той части метода, которая представляет собой рабочую книгу по когнитивной терапии, может быть приложена к большинству проблем. Ниже я вкратце изложу, как я вижу эту логику (не смогу при этом полностью избавиться от терминологии нарративного подхода, она будет местами фигурировать). Попробуйте подставить на место «основной проблемы» то, что вас уже некоторое время не устраивает в вашей жизни, и посмотрите, какая получается программа действий.
Неделя 1
1) Выявляется и описывается основная проблема
2) Обозначается предпочитаемое направление развития
3) Обозначается наличие критического/цензорского голоса, озвучивающего негативные убеждения о том, что человеку не под силу справиться с проблемой (голос критика растождествляется с голосом самого человека)
4) Прослеживается история негативных убеждений, т.е. они позиционируются как нечто, существующее не «всегда» и «вообще», а во времени и в контексте, т.е. их влияние на нас имеет начало, а следовательно, может иметь и конец
5) Начинается исследование жизненной истории человека и, если использовать термин Выготского, «социальных ситуаций его развития» (т.е. значимых других)
6) Начинается выделение людей-союзников и людей-противников проблемы
7) Начинается организация «команды поддержки» предпочитаемого направления развития
8) Предлагается выразить одно травмирующее переживание (чем это может быть полезно, можно посмотреть в тексте про письменное выражение травмирующего опыта - в этом же блоге)
9) Начинается насыщенное описание предпочитаемого направления развития за счет работы в поле возможного (описание альтернативных жизней)
10) Закладывается привычка использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Следует отметить, что на неделю специально дается избыточное количество направлений работы, чтобы можно было ориентироваться на собственное актуальное состояние и выбирать наиболее подходящие в данный момент. Одна из основных стратегий работы : «взгляни на свою жизнь в непривычном ракурсе и оцени, нравится ли тебе то, что ты видишь».
Неделя 2
1) Проводится расширительное переопределение проблемы (проблема обозначается как «ненависть к себе»)
2) Выделение референтной группы, поддерживающей жизненный проблемно-насыщенный жизненный стиль.
3) Вызов человеку отказаться от общения с представителями данной референтной группы.
4) Выделение «созависимости» или «деструктивных отношений» как союзника проблемы. Вызов человеку - предложение обратиться к специалисту для преодоления «созависимости».
5) Вводится представление о практике внимательности как условии решения проблемы и продвижения в предпочитаемом направлении.
6) Предлагается начать исследование повседневной жизни (в форме хронометража дел и занятий).
7) Уточняется представление о команде поддержки, людях-союзниках и людях-противниках проблемы («карта безопасности»)
8) Развивается насыщенное описание предпочитаемого направления жизни («список из 20 любимых занятий», «альтернативные жизни»).
9) Вызов человеку: признание уровня заботы о себе (или ее отсутствия) - за счет датирования последнего раза, когда человек занимался тем или иным любимым делом, «пирог жизни».
10) Приглашение к деятельной вовлеченности в воплощение предпочитаемого направления жизни (выбрать из списка любимых занятий два и позаниматься ими на неделе, придумать, что из «альтернативных жизней» можно перетащить в повседневную, список из 10 желаемых изменений, реализовать одно).
11) Продолжение исследования негативных убеждений.
12) Развитие привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
Неделя 3
1) Использование сильных эмоций в качестве указателей на значимые ценности, подвергающиеся угрозе уничтожения или поруганию; прояснение собственных ценностей.
2) Осознание собственного права определять ход и направление собственной жизни; укрепление способности это делать.
3) Выявление двух союзников проблемы - стыда и замалчивания (связанных, в свою очередь, с насилием и притеснением).
4) Различение между конструктивной и деструктивной, парализующей критикой.
5) Развитие и укрепление предпочитаемых историй (посредством перечисления явлений и эпизодов при завершении незаконченных предложений, различные «списки из 5 любимых», исследование возможных будущих, свободных от явных и тайных вредных привычек).
6) Закладывание привычки «созвона с собой» (останавливаться, делать глубокий вдох, спрашивать «как я себя чувствую»)
7) Укрепление «команды поддержки» (восстановление контакта с другом, который в вас верит)
8) Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
У Кэмерон на этой неделе появляется тема про синхронистичность, очень для нее значимая, однако имеющая меньшее значение в когнитивно-поведенческой традиции. Конечно, здорово и важно верить, что мир тебя поддерживает, откликается на твои желания и поступки и всячески дает тебе понять, что ты ему нужен. Однако это трудно выразить в книге так, чтобы это не отдавало дешевым нью-эйджем.
Неделя 4
1. Освоение распознавания и дифференциации чувств.
2. Вызов человеку - честность по отношению к самому себе, противостояние собственным привычкам соответствовать чужим требованиям и ожиданиям.
3. Изменения в действии - расхламление окружающего пространства.
4. Укрепление предпочитаемых историй (списки из «5 любимых…», описание и изображение комфортной обстановки для жизни, сочинение творческой молитвы).
5. Моделирование проблемного будущего (что произойдет, если не избавиться от пагубной привычки.
6. Формирование преемственности временной перспективы, расширение предпочитаемой истории в прошлое и будущее (портреты себя в 8 и 80 лет, письма себе из этих точек)
7. Вызов - радикальный отказ от привычных рутин «бегства от свободы», конфронтация с задачей структурирования времени в изменившихся обстоятельств: воздержание от чтения. (Похожих результатов можно добиться, если выделить один в неделю «день без компьютера» или приучить себя к тому, что между пробуждением и включением компьютера (или выходом на работу) должно проходить 2-3 часа.)
8. Отслеживание прогресса (очередной «пирог жизни», сравнение с предыдущим)
9. Укрепление привычки использовать письменное слово для рефлексии и осмысления опыта «работы над собой».
На этой неделе начинает меняться соотношение письменных практик самоисследования и практик изменения в действии (последних становится больше).
(продолжение в комментах - появится чуть позже)