Добрый вечер, друзья!
Сегодня снова вторник, а значит, в эфире наш зимний практикум «Авторский стиль»!
Предыдущие части:
1.
Определяемся с понятиями 2.
Подражание 3.
Как изучают стиль? 4.
Сюжет. Часть первая 5.
Сюжет. Часть вторая 6.
Динамизм 7.
Эпизоды 8.
Эпизоды: Панорама 9.
Точка зрения Сегодня мы затронем еще одну достаточно сложную тему, которая, судя по отчетам, многим не дает покоя. Речь об описаниях.
Как сделать описание достаточно подробным и вместе с этим - динамичным? Как не затянуть описание? Как оптимально распределить его по тексту?
Прежде всего, рассмотрим основные виды описания:
1. Предметное описание - описание любого объекта, предмета, персонажа, который привлекает внимание повествователя (подробнее о повествователях и о том, какие они могут быть, можно прочесть в
предыдущем посте . Предметное описание может стать частью любого из видов эпизодов - сценического, панорамного, описательного или психологического, хотя в описательном оно, что характерно, преобладает ;) обычно в подобных описаниях преобладают существительные и прилагательные, но, по моему опыту, вполне можно построить его и на существительных и глаголах ;)
2. Статичное или динамичное повествование - описание положения дел перед активным началом действия или после него, описание ситуации в целом. Чаще всего такие описания входят в панорамные эпизоды. В текстах статичных или динамичных повествований преобладают существительные и глаголы.
Лично мой главный совет: Не. Злоупотребляем. Описаниями. .Вводим их тогда и только тогда, когда без описания останется непонятным какой-либо момент сюжета или не воспримется важный образ.
Ситуации, когда стоит задуматься над тем, стоит ли вводить описание:
• Когда мы описываем места, где наш герой никогда не был.
• Когда место, предмет или человек существенно изменились, и это важно для развития сюжета.
• Когда место или предмет привлекли внимание героя.
• Когда нам нужно показать, что случилось в прошлом, в течение длительного периода времени.
Как стоит наиболее эффективно вводить описание:
1. Наш главный и любимый принцип: не рассказываем, а показываем!
2. Не описываем предметы, внешний вид которые всем известен. Разве что он неизвестен персонажу.
3. Не описываем излишне подробно совершенно непонятные или незнакомые персонажу предметы, за исключение тех случаев, когда этого настоятельно требует наша цель. По своему опыту говорю: не стоит, получается очень нудно и скучно!
4. Не «захламляем» наш текст большим количеством мелких деталей: как мы уже упоминали, лучше сосредоточиться на том, что бросается в глаза прежде всего.
5. Каждый раз, когда что-то описываем, помним о том, чьими глазами мы в данный момент смотрим: персонажа, отвлеченного повествователя и т.д. Проще говоря, персонаж, разглядывающий свое отражение в витрине магазина, не будет подмечать «полные губы, так и зовущие к поцелую» или «широкие спортивные плечи» - однако, возможно, другой персонаж, испытывающий к герою романтические чувства, увидит его именно таким :)
Источники:
1. Описание в художественной литературе. - URL:
https://www.avtoram.com/opisanie_v_hudozhestvennoi_literature/ 2. Описание как функционально-смысловой тип речи. - URL:
http://pishi.pro/kak-stat-pisatelem/teoriya-literatury/350-opisanie-kak-funkczionalno-smyslovoj-tip-rechi.html А теперь - домашнее задание!
Пишем зарисовку не больше 3000 знаков. Меньше - можно. Если зарисовка будет состоять из одного предложения, полностью передающего образ - чудесно!
Описываем один из трех объектов (можно два или три, если хотите :)) Обстоятельства, местоположение - любые.
1)
2)
3)
Удачи в творчестве!
Ваша
Женя