Вспомнила я об одном летнем французском романе.
Задумайтесь только, как здорово звучит: «Отец снял на побережье Средиземного моря большую уединенную и восхитительную белую виллу, и мы стали мечтать о ней, едва настали первые жаркие дни июня»...
«Здравствуй, грусть!» - так говорит юная Франсуаза Саган в заголовке своего романа, написанного в 1954 году, имея в виду, что кроме безудержного веселья и флирта должны существовать еще такие мгновения в жизни, когда хорошо бы ненадолго остановиться и о чем-то задуматься.
Этот роман, действие которого происходит летом на Лазурном берегу Французской ривьеры, повествует о чувственных удовольствиях и непостоянной природе любви.
Пожалуй, интонации этого романа спустя много десятилетий звучат все так же смело и психологически точно, но со временем он к тому же приобрел привлекательный оттенок ретро и стал частью истории французской литературы.
«А в Париже мне читать было некогда: после занятий друзья затаскивали меня в кино - я не знала имен актеров, это их удивляло, - или на залитые солнцем террасы кафе. Я упивалась радостью смешаться с толпой, потягивать вино, быть с кем-то, кто заглядывает тебе в глаза, берет тебя за руку, а потом уводит прочь от этой самой толпы. Мы бродили по улицам, доходили до моего дома. Там он увлекал меня в подъезд и целовал: мне открылась прелесть поцелуев. Неважно, как звались эти воспоминания: Жан, Юбер или Жак - эти имена одинаковы для всех молоденьких девушек.» Кажется, во время чтения этих строк сразу вспоминается множество французских черно-белых фильмов того времени.
Сессиль раздумывает над фразой Оскара Уайльда: «Грех - это единственный яркий мазок, сохранившийся на полотне современной жизни». Понятно, что Оскар Уайльд был, так сказать, «певцом» греха, он любил рассуждать о человеческих пороках и прекрасно осознавал, о чем именно он говорит. Конечно, в ХХI веке традиционные семейные ценности уже не так однозначные и очевидны как для современников Уайльда. Но героиня романа Франсуазы Саган, как дитя середины XX века, постоянно раздираема противоречиями между своими естественными желаниями и мыслями о том, что, возможно, для кого-то такой тип отношений довольно мучителен - собственно говоря, она может убедиться в этом на примере женщин своего отца, которые страдают от его непостоянства. И если Эльза - «нечто среднее между продажной девицей и дамой полусвета» - привычна к смене партнеров и лишь самолюбие немного уязвлено в ней, то чрезвычайно умная и высоко ценящая себя «равнодушная» женщина Анна не может уложить у себя в голове, что ветреный мужчина, послушно назвавшийся ее будущим мужем, вдруг почувствовал непреодолимое желание самоутвердиться с другой.
Возможно, приверженцы фрейдизма могут посчитать, что Сессиль не хочет делить своего отца ни с одной заслуживающей внимания женщиной. Сессиль слишком ценит комфортный для себя легкомысленный образ жизни и готова за него бороться... И если в итоге кто-то вдруг пострадает, то Сессиль в принципе готова к тому, что в ее жизни появятся вот такие вот не слишком частые приступы грусти.