Читатель! Вот скажи: законопослушен ли ты? Не сомневаюсь, что так же как и я, стараешься лишних проблем с законом не иметь. Хлопотно сие, так что надо быть сознательным и порядочным.
Это я сейчас говорил про абстрактное цивилизованное государство. А конкретно в наших реалиях соблюсти закон бывает куда как хлопотнее. Ну не предусматривает, чёрт побери, славянский менталитет всякой там цивилизованности, прав человека, профессионализма. Такое впечатление, что должностные лица, прежде чем пост занять, специальный экзамен сдают: как извращённее поглумиться над собственным народом. Это они только с первого взгляда производят впечатление недееспособных дремучих олухов. А на самом деле в вопросах растаптывания у народа всяческого чувства собственного достоинства необыкновенно последовательны и пунктуальны.
Даже в мелочах.
Возьмём такой простой пример, как затеянная на просторах родной Беларуси регистрация двухколёсных транспортных средств, что в народе "скутерами" зовутся. Казалось бы, массово эту технику повезли к нам уж лет 8-9 как. Штука бесподобная: шустрый, экономичный "коник", ни тебе прав не надо, ни с регистрацией в ГАИ заморачиваться. Покупаешь с рук как мешок картошки. И покупали же. Сначала японские б/у, а потом и китайцы подтянулись.
Обзавелись транспортом все кому не лень - и косые, и хромые, и пенсионеры и школьники. Говорят (и лично мне ни подтверждать ни попровергать эту информацию нечем) что от этого резко ухудшилась ситуация с ДТП. Дескать, Правил не знают, а ездиют. Ну, допустим.
Смотрели-смотрели много лет на якобы творившееся безобразие на дорогах и ничего не делали. Казалось бы, из-за "табуреток" на колёсах травматизм и смертность на дорогах лютуют - прикрывайте лавочку срочно, прессуйте, заставляйте на права сдавать и т.д. Ан нет. Забыли про закрома родины? Везите, народ, техники побольше, а уж как набьётся поплотнее в садок рыбёшка, тут-то разом улов и вытянут!
"Несознательных" скутеристов начинали прессовать неспеша. Поначалу издали список моделей скутеров, которые подпадали под категорию "А" (мотоциклы). Я с ним сразу же решил ознакомиться. Там были европейские модели сплошь объёмом двигла по 125 и больше кубиков. Ну то есть и козе понятно, что, согласно ПДД, дабы на таком ездить - нужны права. В чём хитрость? А профит?! На каждом углу этот список не валялся. И вот как-то на загородной дороге подрезает меня бравый сотрудник ГАИ и прижимает к обочине. Сначала доебался высказал претензию, что я пассажира (ну то есть пассажирку) везу. Я пояснил, что на скутере предусмотрены подножки и просторное сиденье. Вопрос с повестки дня сразу был снят. Потом страж дорог доколупался до спидометра. Мол, на нём шкала до цифры 80, а положено 50. На это я возразил, что на сарае мелом "ХУЙ" "Мир! Труд! Май!" написано, а лежат дрова. Рыцарь жезла без страха и упрёка не сдавался.
- А вы знаете, - вкрадчиво поинтересовался он, - что вышел список моделей скутеров, на которые права требуются? И ваш явно там есть.
- Какой ужас! - сокрушённо схватился я за голову. - Братский Китай выпускает не один десяток марок и моделей, и из всего разнообразия разлитых из одной бочки имитаций "Хонды Лид" мопедом не посчитали именно моего скакуна!
Хотелось рвать на впалой груди тельняшку и требовать наказать меня по всей строгости. А в качестве последнего желания я попросил разрешения ознакомиться с роковым списком.
- Ну-у... У меня этого списочка с собой нету... - несколько сник мой собеседник.
- А игде есть? Тут до районного ГАИ километов 15, я же ж съезжу. Закон надо блюсти! Виноват - отвечай!
- Нет, у нас пока и в районном нету...
- Ну, тогда я дома в интернете посмотрю. А то до облцентра 50 километров пилить неохота. Вдруг там тоже нету?
Повелителю свистка и полосатой палочки оставалось только спросить "употребляю" ли я. Хватался за соломинку. Соломинка подвела и мы стали трогательно прощаться.
Ну так вот. Когда разводилово со списком работать перестало, стали дрючить со шлемами и включённым ближним светом. Положено! Ближний свет летним днём, доложу я вам, такой маразм. На милипиздрическом скутерке солнце ярче бликует, чем блестит дохленькая лампочка, он окрашен ярче, чем фара светит.
В общем, народ стал внимательней и пришлось придумывать новые способы. Кряхтя и тужась до багровости в лице, начали ваять изменение ПДД на предмет обязательного введения водительских удостоверений для скутеристов. Ваяли долго, видимо плохо выходило. А может шокировать не хотели, авось возмутится народишко. Бурления в массах по этому поводу было много, а толковой информации - негусто. В общем, десятки тысяч людей начали подозревать, что их, ещё вчера таких беззаботных, сейчас таки раскрутят на получение прав, на медсправку, регистрацию ТС, а с нею, соответственно, на страховку и техосмотр. В общем, только вынимай кошелёк и башляй, башляй. Многие и покупали-то скутерок, чтобы дармоедов от государства не кормить. Кому-то на рыбалку съездить, кому-то на дачу. В деревне прокатиться с работы - на работу. А теперь надо ради нескольких поездок в летние месяцы обивать пороги МРЭО, поликлиники, страховщиков, душиться ради оплаты всего этого в вечных очередях на почте и в Беларусбанке, искать место прохождения техосмотра.
Вроде бы всё по закону, но абсурдно как-то...
Мне лично скутер нужен. С апреля по октябрь все поездки по окрестностям, когда не требуется перевозить людей или большие грузы, можно легко и выгодно осуществить на двух колёсах. Гнать в хозяйственный магазин полторы тонны железа ради покупки двух болтиков, чтоб полочку закрепить как-то глупо. Расход топлива у моего скута - меньше двух литров! Поездка получается дешевле, чем на городском автобусе. Привезти пару сумок, которые и в обеих руках не уместились бы - запросто!
В общем, когда в марте этого года прочитал о необходимости в обязательном порядке регистрировать "табуретку" в ГАИ, понял, что государство от меня не отстанет, пока в кошелёк не залезет. Притом надо было шевелиться, до первого августа обещали не требовать документов, подтверждающих приобретение. А какие у меня документы, если один мужик четыре года назад в частном порядке привёз мне "коника" из Польши как попутный груз? Ни чека, ни растаможки. И я такой не один.
То да сё, то дожди, то некогда... А август уж не за горами. Наконец позавчера собрался в дальний путь. Мне на сверку номера рамы до своего МРЭО 50 километров пилить. Это час лёту при попутном ветре. А куда деваться?
Приехал к 8.30. Дома строительство стоит, некогда мне цацкаться. Стоянка МРЭО, битком набитая во время автоажиотажа в мае, теперь пустовала. Возле навеса, под которым осматривают ТСы, уже стояли четыре скутериста со своими средствами передвижения. Спросил как чё, узнал что в общем порядке и поскакал заявление печатать. Однако! 54 тысячи "зайчат" отстегнул, плюс 4200 за комп-услуги. Ну то есть владельца "Бентли" и владельца потрёпанного китайского скутера уравняли в обязанностях. Но не в правах, как оказалось. Женщинка сразу предупредила, что номеров для двухколёсных друзей человека нет.
Во как! Получается, государство с меня за номера денежку взяло, причём не по детски, а сами номера предоставить не может. Как всегда - мало что залезут в кошелёк, деньги выгребут, так ещё и насрут! Никак у нас не научатся народ обирать обаятельно, с улыбочкой, с фантазией. И вроде бы ничем другим не занимаются, пора бы научиться грабить как-то интеллигентнее.
Пошёл я в банк, оплатил квиток. А что, зря ехал что ли? Хоть сверку пройду, от доказательства права собственности на моцык отмажусь. Раньше продавали, как фломастеры, а теперь я три года с момента постановки на учёт продать его права не имею. Потрындел с народом. Один мужичок поведал, что номеров не было ещё первого июля, ну то есть уже три недели назад. Ну, ему проще, он где-то неподалёку живёт. А мне проведывать за 50 километров МРЭО, как болящего родственника, накладно. Другой мужик в очереди за сорок километров приехал, ему тоже не в кайф отдать 54 тысячи, чтобы за это индейскую национальную хижину "фигвам" получить. Третий приехал за 15 км и тоже знал массу способов с пользой провести потраченное на вояж время.
Появились "сверяльщики номеров". За 4200 белорусских тугриков компьютерные услуги слегка переврали марку моего Орлика (он действительно "Orlik"), в остальном всё прошло быстро и без эксцессов. Чувствуя зуд в пятках и неодолимое желание поругаться, я побежал подавать документы в предназначенное для сего действа окошко.
- Нету, нету номеров! - с нотками обиды в голосе сообщило лицо в окошке.
- А когда будут?
- Мы заказываем, а нам не везут. Приходите позже.
- Мне 50 километров чесать! Туда обратно - 100. Скутером жопу отобьешь, не предназначен он для межзвёздных полётов. А машиной мотаться, уплативши свои кровные, в лом. Я пока что не дочка миллионера и собственной нефтяной вышкой не обзавёлся.
- Тогда звоните. (Молодой человек продиктовал мне номер мобильника. Мужики на улице успели сообщить мне, что на "городском" никто трубку не берёт, но увы - поехидничать не довелось, а вдруг на мобильный отвечают исправно?)
- Когда я позвоню и узнаю, что номера появились, я все равно потеряю время рабочего дня и топливо на поездку сюда. В общем, куда жаловаться?
- В министерство.
- В министерство так в министерство, - только и оставалось ответить мне. Развернулся и ушёл. Может в МРЭО и правда не виноваты, что народ взбудоражили, кампанию по регистрации скутеров замутили, а номеров заготовить на многотысячное стадо не додумались. Всё у нас как в старом анекдоте: семимильными шагами движемся к коммунизму, а обозы с продовольствием не поспевают.
Конечно, напиши я пару строк в заветной книжечке замечаний и предложений, кого-то вздрючили бы, не исключено, что того, кто действительно виноват. (Хотя самых главных из тех, кто такой бардак в стране устраивает, никто пока не накажет.) Но на моё предложение никто из напрасно приехавших "терпил" не откликнулся. Народ у нас в письменной речи не силён и пред начальством да правоохранительными органами возмущаться робеет.
Ну и ладно. Бабосы я уплатил, а собственно весь смысл в этом и заключался. Остановят - покажу недоподанное заявление о постанове на учёт и квитанцию, из которой следует, что меня уже "развели". Страховку и техосмотр для недоучтённого скутера взять негде, так что звиняйте. До зимы может доезжу, а там видно будет. Нет, конечно, будет мне по дороге - позвоню и приеду, потеряю два часа на оформление техпаспорта. Обидят где-нибудь, сиречь оштрафуют - ну пусть тогда в МРЭО не обижаются, ругаться буду вплоть до суда. Дело принципа.
Пока я собирался в обратный путь, скутеристы всё прибывали. За тот час утром, что я присутствовал, отдать ни за что наличность приехало человек восемь. Итого имеем в месяц десятки, а то и сотни плательщиков. Профит, бля! Сняли уже навар с автомобильного бума, так теперя хоть мопедистов подоят, как муравьи тлю. Не сидеть же без работы.
P.S. Только выехал, мать позвонила на мобильный. У них в магазинах сахара нету, не привезу ли я килограммчиков 20. Знакомые из торговли говорят, скоро он станет по 9 тысяч, так народ бросился расхватывать. 9 тысяч? Впечатляет. На фоне того, что ещё в мае можно было по 3600 купить. Видимо реальная девальвация вовсе не 56%, раз уж цены на все промышленные и продовольственные товары где понемногу, а где и вприпрыжку ползут к общему знаменателю, то бишь к подорожанию в 3 - 3,5 раза.
Нашёл. Купил. Завёз. Ну не совсем уж зря ездил-то?