Уверена, что каждый среднестатистический россиянин мечтает о путешествии в такие экзотические страны, как Япония или Индонезия, Китай или Камбоджа. Стоит только зарядить первым осенним занудным дождям, как уже мечтается о солнечном Тбилиси, минаретах Самарканда и базарах Баку. Этот волшебный мир Востока,- им я не перестаю удивляться и восхищаться, - можно отыскать и в заснеженной Москве, в
Музее искусства народов Востока.
Для
ФМ "Что такое зима?".
Китай. Одна из величайших цивилизаций всех времён не могла не оставить след в мировой культуре. Китайское искусство многогранно и глубоко религиозно, самые обычные вещи в нём могут символизировать сложные философские понятия.
Помните, Китай является родиной фарфора, который до 18 века в Европе называли «китайский секрет»?
Развиваясь на протяжении веков, производство фарфора достигло своего совершенства в периоды Мин (1368-1644) и Цин (1644-1911). С XIV века создаются изделия, расписанные подглазурным синим кобальтом, а позже цветовая палитра усложняется полихромными эмалями и железными красками. Целый ряд изделий декорирован в колористических гаммах «зеленого семейства», «черного семейства» и «розового семейства».
Можно утверждать, что в музей я иду исключительно для того, чтобы полюбоваться вот на эту Вазу с крышкой «Цветущая слива и битый лед», 1662- 1722. Фарфор, глазурь, роспись кобальтом
А китайские табакерки?! Эти флакончики для нюхательного табака, создавались в 18-19 вв. из самых разных материалов, например камня, фарфора, стекла. Вызывают удивление табакерки, расписанные по стеклу изнутри крохотными кисточками через узкое отверстие в горлышке.
Классическая китайская живопись представлена горизонтальными и вертикальными свитками, а также альбомными листами.
Традиционная китайская живопись условно подразделяется на два направления: северную и южную. В пейзажах приверженцев первого из них выразилось восторженное преклонение перед необъятностью и могуществом природы. Масштаб природы грандиозен по сравнению с человеком: одиноким путником, вереницей всадников, вельможей со слугой. Живописцам свойственна некоторая повествовательность, многословность художественного языка, мажорный колорит строится на ярких цветовых сочетаниях: густо синие или зеленый горы, белые облака и ленты тумана, красные строения четко выступают на золотисто-коричневом фоне свитка. Причудливые контуры скал и камней очерчиваются плотными линиями, в пейзаже тонко выписана каждая деталь. Подобный стиль получил название гунби (тщательная кисть).
Именно в этой манере создал серию альбомных листов на тему "Цветы-птицы» художник
Юнь Шоупин (1633-1690).
Юнь Гэ (Юнь Шоупин). Маки. Вторая половина 1680
Ци Байши. Птица и бегония, 1948
Япония из всех стран Дальнего Востока, пожалуй, самая загадочная. Искусством этой страны можно интересоваться бесконечно. Одни только нэцкэ (миниатюрная скульптура высотой от 2 до 10см с обязательным сквозным отверстием для перекидного шнура) - отдельная любовь!
Назначение нэцкэ (букв. «корень», «крепит») было двояким. С одной стороны, это была обязательная принадлежность мужского костюма, поскольку он не предусматривал карманов, и все необходимые мелкие предметы (трубки, кисеты, ключи, кошелек, коробочка для печати и медикаментов, амулеты) подвешивались к поясу кимоно на шнуре. Нэцкэ в качестве брелка-противовеса закрепляли на противоположно м конце шнура и самостоятельно никогда не носили.
С другой стороны, нэцкэ - жанровая пластика, отличающаяся высоким профессионализмом исполнения. По своей внутренней природе миниатюрная скульптура, была связана с прикладным искусством, что диктовало свои условия к форме и материалу. Изделие всегда было обтекаемое, компактное, без хрупких деталей и резких выступов, приятное на ощупь и хорошо сбалансированное. Выбор материала также отвечал назначению предмета: дерево, слоновая кость, рог, реже фарфор, коралл. Мастера подчеркивали природную красоту материала, тщательно полируя поверхность, оттеняя её скульптурными деталями, рельефом, ажурной резьбой, гравировкой.
Всего не перечислить, музей с разнообразными экспонатами на любой вкус, и в рабочие дни немноголюдно.
В общем, друзья, если вам нравится искусство Японии, Индии, Китая, Кавказа, если вам близок духовный мир буддизма, если вы понимаете толк в туркменских коврах, если вы мечтаете о мече или кинжале самурая, вам сюда - в Музей искусства народов Востока. Если вы грезите о дальних путешествиях в экзотические страны, то вам тем более сюда! Ведь известно, что искусство способно воздействовать на реальность, и музеи здесь - лучший инструмент.