Фильм «Голубой Крест»
[1] (режиссер Анджей Мунк), удостоенный премии на кинофестивале в Венеции, повествует о полной драматизма экспедиции спасательной службы в Татрах. Действие происходит зимой 1945 года, в последние дни войны.
ЛЮДИ ГОЛУБОГО КРЕСТА
ГОЛУБОЙ КРЕСТ - это знак спасательной службы в Татрах, герб людей, которые измерили вдоль и поперек все татровские дороги, всегда готовы придти на помощь заблудившимся среди горных вершин и пропастей, находящимся в опасности туристам. Люди Голубого Креста - простые, отважные, скромные. Не любят громких слов и жестов. В горах бывают ежедневно. Они родились здесь, у подножия Татр, в деревеньках близ Закопане, Всю жизнь их лица сек горный ветер и жгло горное солнце. Их речь и голоса, эхом звучащие среди скал, обрели специфический характер.
В страницы татровской спасательной службы вписано много драматических экспедиций, экспедиций, которые составляют ее богатую, хотя мало кому известную историю.
Режиссер Анджей Мунк открыл нам необычайную страницу этой хроники. Уже близок конец второй мировой войны. В долинах, в Закопане, уже появляются первые отряды Советской Армии, освобождающие польскую землю от гитлеровцев. Но в горах еще идет война. Эхо винтовочных залпов отдается в горных вершинах. Притаившись среди обвалов, насторожились немецкие патрули, зорко наблюдая за всей местностью. Вблизи их, почти на расстоянии человеческого голоса, скрываются группы польских и словацких партизан. С ними - первые советские патрули.
В эти дни по обледенелым тропкам спускается с гор в Закопане необычайный гость: словацкий врач, ординатор самого маленького, пожалуй, в мире, скрытого в горах партизанского госпиталя. Госпиталя, в котором нет лекарств, где хирургические операции, ампутация, производятся при помощи финского ножа, а единственное дезинфицирующее средство - иод; госпиталя, в котором израсходованы уже все запасы продуктов питания. Раненые, неподвижно лежащие на своих койках, оставлены на попечении одного врача и помогающей ему молодой девушки. Единственный здоровый партизан несет вахту днем и ночью.
- Ребята, вы должны туда пойти, - просто обращается врач к собравшимся в дымной комнате горцам из спасательной службы. И слышит такой же простой ответ: - Пойдем.
Фильм «Голубой Крест» - история этой необыкновенной спасательной экспедиции. Ее хроника. Фильм - полудокументальный. Эта строгая кинематографическая форма, не допускающая чрезмерных психологических конфликтов, умеренная и показывающая людей в действии, была признана создателями фильма самой подходящей для правдивого отображения как происшествия, так и облика героев - людей простых, выдержанных, серьезных. Аскетическая форма «инсценированного документа» и событий, отображенных без орнаментации и украшений, дала возможность воспроизвести правдивую картину события - простого, если речь идет о его ходе, большого и благородного, если подумать о героизме спасателей, смело глядящих в лицо опасности.
Фильм представляет собой не только хронику. Время от времени он вызывает сердечный смех, искреннее волнение. Создатели фильма «Голубой Крест» сумели на фоне общего драматического повествования дать несколько мотивов, которые придают фильму тон задушевного тепла, делают близкими зрителю образы героев, разряжая временами полную напряжения атмосферу. Новый теплый свет бросает на участников события мотив дружбы старого гор-
[26]
ца из спасательной службы с его прекрасным умным псом-волкодавом. Много говорит нам о людях мотив простого, чистого чувства молодого лыжника к девушке из партизанского госпиталя.
Все эти мотивы, введенные тактично и сдержанно, в значительной степени увеличивают успех режиссера, работавшего до сего времени исключительно над документальными фильмами. Правда, почти во всех его фильмах мы видим склонность к более глубокому показу внутреннего мира людей, что обычно не принято в документальном фильме, но в «Голубом Кресте» он достиг своего рода рекорда. Не отходя от документального стиля, режиссер показал цельные, близкие и правдивые образы. И именно это решило успех фильма, силу его выразительности и воздействия.
Фильм молодого режиссера - еще несколько лет тому назад студента, а сейчас профессора Государственной высшей школы кинематографии в Лодзи - был благосклонно принят польским зрителем, несмотря на противоречивое мнение критиков, обвиняющих автора в непоследовательности при выборе формы фильма. Выпушенный на скромные средства, без привлечения к постановке всего производственного аппарата художественного фильма, силами небольшой группы, обычной при съемке документальных фильмов, без актеров-профессионалов, чье место на экране заняли подлинные участники татровской спасательной службы, - фильм покорил польского зрителя непосредственностью и задушевностью своего содержания. Это повесть о простых людях и героизме без позы, как сказано в комментарии к фильму, - о «небольшом эпизоде в конце большой войны, о котором умалчивают повседневные приказы полков». Так же доброжелательно фильм был принят зарубежными кинодеятелями. Об этом свидетельствует присуждение фильму «Бронзовой медали» на Международном кинофестивале в Венеции, где «Голубой Крест» демонстрировался среди художественных фильмов, а также получение диплома на Международном фестивале документальных фильмов в Эдинбурге и «Серебряного рододендрона» на демонстрации фильмов в Тренто (Италия).
К. Т. ТЕПЛИЦ
Фото ФИЛЬМА ПОЛЬСКОГО.
[27]
Теплиц. К.Т. Люди голубого креста // Польша. - 1956. - № 1. - с. 26-27.
[1] „Błękitny krzyż”, 1955.