Чем была польская кинематография
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА
Г. А.
Панская Польша перестала существовать. Лоскутное государство распалось. Доблестная Красная армия по приказу советского правительства перешла границу и взяла под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии.
В освобожденных селах, местечках и городах воссоединенной с Советским Союзом Западной Белоруссии и Западной Украины открываются школы, организуется бесплатная медицинская помощь трудящимся, выходят газеты на родных языках, бригады артистов крупнейших театров Москвы и Киева дают спектакли и концерты. На экранах повсеместно демонстрируются сейчас лучшие советские кинокартины: Чапаев, Депутат Балтики, Ленин в Октябре, Щорс, Мы из Кронштадта.
В этих условиях статья о польской кинематографии является одновременно исторической справкой и... некрологом.
◊
Не было в Европе государства, в котором положение кинематографии было таким катастрофичным, как в Польше. Собственное производство Польши было мизерно. Польские кинофирмы - «Сфинкс» (самая значительная), «Глория», «Колосс», «Люкс», «Музафильм», «Петерфильм» и другие - являлись небольшими кустарными предприятиями. Несмотря на то, что этих «предприятий» насчитывалось свыше десятка, в Польше с 1919 по 1926 год поставлено всего 93 полнометражных фильма, т. е. около 1,5 фильма на «предприятие» в год.
Производство сосредоточивалось в Варшаве, где в 1938 году на все фирмы было одно только ателье «Польсфильм», сдающееся на съемки различным организациям.
Средняя стоимость картины не превышала 50-70 000 злотых. Картины выпускались очень маленьким тиражом, порой в пять (!) копий.
Слезливые мелодрамы, костюмные псевдоисторические фильмы, водевильного типа комедии и националистические батальные «боевики» - вот основные «ведущие» жанры польского кино.
Образцом польского «боевика» немого периода может служить фильм Прокаженная по роману Елены Мнишек с участием польской «звезды» Ядвиги Слюсарской.
Сюжет фильма: бедная дворяночка, осмелившаяся полюбить богатого графа, страдает и гибнет. Общество, к которому принадлежит граф, считает ее выскочкой, парией, «прокаженной». Смерть девушки развязывает руки графу.
В подобном «стиле» оформлена и другая польская картина, бывшая у нас в прокате, Зов моря (у нас Дочь моряка), поставленная в 1928 году режиссером Шаро.
С художественным уровнем польской комедии советский зритель имел случай познакомиться, просматривая Антека-полицмейстера.
«Мы привыкли полагать, - заявлял в 1934 году руководитель союза кинематографистов Польши Ордынский, - что смешное не только наивно, но часто и глупо. В этом нас убеждала история американской кинематографии, столь богатая постановками комических фильмов». Подмена смешного глупым характеризовала все польские кинокомедии.
Польская кинематография на всем протяжении своего существования служила подголоском панской клики, правившей государством, и целиком служила интересам правящих классов.
Положительными персонажами польских картин постоянно были родовитые аристократы, пышные дамы света и полусвета, дипломаты, международные авантюристы, отрицательными - представители угнетенных трудовых классов - рабочие, крестьяне.
Польские фильмы проводили идеи «пацификации» Западной Украины (после восстания 1928 г.), идеи кастового превосходства аристократов.
«Богатый и невероятно благородный молодой пан сходится с собственной служанкой; родичи последней шантажируют пана. Зазнавшаяся «хамка» систематически компрометирует пана, заводит любовников, подделывает векселя. Авантюристку арестовывают. Пан осознает допущенную ошибку, возвращается к прежней невесте» (Авантюристка).
Рабочие текстильного производства, «спровоцированные агентом соседнего государства», организуют забастовку. В стычке с забастовщиками смертельно ранен «благородный» фабрикант. Он завещает детям отомстить организатору забастовки. Дочь фабриканта выдает полиции инициатора забастовки, который был до этого ее любовником (Кровь заговорила).
Классовое и национальное неравенство не только служило основной темой польских кинофильмов, - на этом неравенстве строилась вся система польского кинематографа. Так, например, евреи-актеры даже не имели права состоять членами профсоюза актеров и были выделены в особый «союз еврейских актеров».
Кинематографическая пресса Польши (журналы «Фильм», «Киноведомости», «Кино для всех» и «Кинообзор») находилась на содержании кинофирм и занималась рекламным протаскиванием их продукции.
Фильмы типа Болек и Лолек, Ядзя, Пан Твардовский, Вацек на фронте, Папаша женится, Будь хорошей и Антек-полицмейстер объявлялись «последними достижениями мирового киноискусства», хотя по своей драматургии, актерской игре, декоративному оформлению и технике зачастую уступали даже довоенным картинам.
Несмотря на все это накануне краха польского государства на страницах августовских номеров киножурналов легкомысленно обсуждался вопрос об... участии польской кинематографии на кинофестивале в Каннах.
Авторам этих «обсуждений» в голову не приходило, - какие «Канны» предстоят хвастливым польским панам.
Разговоры об участии в кинофестивале были тем анекдотичнее, что никакого значения на международном рынке польская кинематография не имела да и не могла иметь. Выпускаемая в незначительном количестве, убогая по содержанию и жалкая по форме продукция польских ателье не могла выдержать конкуренции с продукцией других европейских стран.
[67]
На Венецианской международной киновыставке (август 1934 г.) польская кинематография участия не принимала, на международном кинофестивале в Москве (1935 г.) демонстрировался только один польский фильм Молодой лес Лейтеса, в польском павильоне на Парижской выставке кино не экспонировалось, на Нью-Йоркской выставке 1939 года - то же.
Польская кинематография была очень бедна творческими кадрами. Сколько-нибудь выдвигавшихся актеров немедленно «закупали» в одну из соседних стран.
Прокатные операции в Польше были в основном сосредоточены в руках филиалов американских кинофирм «First National», «Paramount» «МJМ», которые наводняли польские кинотеатры так называемыми «средними» американскими фильмами.
Польский кинорынок по сравнению с другими европейскими рынками считался малоемким. Повальная нищета польских крестьян, низкая заработная плата рабочих, растущая с каждым годом безработица делали кино недоступной для широких масс роскошью.
Количество кинотеатров, составлявшее в 1920 году 950 единиц, систематически сокращалось.
Подавляющее большинство кинотеатров было расположено в крупных городах (Варшава, Краков, Вильно, Львов и др.), в селах и деревнях стационарных кинотеатров не было; сеть кинопередвижек была ничтожна.
Для польского правительства кино являлось лишь средством извлечения доходов.
Система высоких налогов на кинозрелищные предприятия была введена в Польше во время инфляции 1928 года, когда сейм принял закон о «временном регулировании коммунальных финансов». Действие этого «временного» закона растянулось однако на ряд лет...
Каждый отдельный магистрат, основываясь на этом «законе», устанавливал произвольно и бесконтрольно сумму налогового обложения, достигавшую порой 60 процентов валового сбора. Это приводило к удорожанию цен и при крайней «ищете трудящихся масс Польши вело к закрытию многих кинотеатров.
Киноискусство - искусство неограниченных возможностей и перспектив - служило в панской Польше лишь орудием национального угнетения и наживы.
Демонстрация фильмов на украинском и белорусском языках не допускалась. Советские фильмы, пользовавшиеся огромным успехом, демонстрировались в очень ограниченном количестве.
Трудящиеся Западной Украины и Западной Белоруссии отлично понимали, что польские кинокартины - антихудожественный суррогат; интерес к Советскому Союзу и в частности к советскому кино увеличивался с каждым годом. Но только теперь они получили возможность посмотреть лучшие произведения советского кино, раскрывшие перед ними величайшие страницы истории, страницы, рассказывающие о победоносной борьбе трудящихся Советского Союза за социализм.
[68]
Г.А. Чем была польская кинематография: Историческая справка // Искусство кино, 1939, №11, ноябрь. - с. 67-68.