Василиу, Рутицкий. Окно в радостный мир. 1949.

Apr 13, 2009 20:55


Советские фильмы в странах народной демократии

Д. Василиу, Л. Рутицкий

ОКНО В РАДОСТНЫЙ МИР

«Советские фильмы должны стать обязательными для просмотра всеми честными людьми, потому что они - школа жизни... Те, кому необходимы ложь и обман, не могут любить советские фильмы. Те же, кто идут в ногу с жизнью и любят ее во всех ее проявлениях, те жаждут и фильмов правдивых и жизненных, а значит, любят советское кино».

Так пишет в пражской газете «Обрана Лиду» чехословацкая гражданка Маркета Швецова. В этих словах отражается отношение огромного большинства трудящихся Чехословакии к советскому киноискусству.

Для рабочих, крестьян, интеллигенции стран народной демократии оно стало одним из звеньев, связывающих их с Советским Союзом, помогающих строить новую жизнь, новую культуру, итти по пути социалистического переустройства своей родины.

Каждый советский фильм становится предметом обсуждения на страницах газет и журналов, на специально устроенных диспутах.

Причина успеха советских фильмов в странах народной демократии заключается в глубокой правдивости советских кинопроизведений, в их жизнеутверждающей силе, народности, в их революционном гуманизме. Любовь к честному трудовому человеку, ненависть к черным силам реакции, забота о нуждах народа - все эти черты советского строя, находящие отражение в фильмах, близки и дороги людям стран народной демократии.

В кратком обзоре невозможно привести и сотой доли тех фактов, которые сопровождают показ советских фильмов в странах народной демократии; приходится ограничиться лишь некоторыми.

Начнем с Болгарии. За 1946 год в болгарских кинотеатрах просмотрело советские фильмы 5 904 394 человека. Данные за последующие годы неполные, однако они свидетельствуют о дальнейшем росте посещаемости. Имена многих героев советских кинокартин стали синонимами верности долгу, патриотизма, воли и трудолюбия. Так, коллектив Софийского университета после просмотра фильма «Повесть о настоящем человеке» решил присвоить лучшей группе студентов имя героя фильма Алексея Мересьева.

В конце 1947 года по всей стране проводился кинофестиваль советских фильмов, во время которого во многих кинотеатрах выступали болгарские писатели с лекциями о советской кинематографии.

Из новых произведений советской кинематографии неизгладимое впечатление оставил документальный кинофильм «Ленин». Вот что писала в феврале 1949 года газета «Свят»:

«Со всем правом фильм «Ленин» может претендовать на то, что он сумел всесторонне отобразить жизнь Владимира Ильича. В фильме великий государственный деятель показан как подлинный друг, отец и учитель народа».

«Новый советский документальный фильм о Ленине, - писала газета «Ведрина», - великолепно справился с трудной задачей и дал зрителю наглядную, полную эмоциональности лекцию о возникновении революционного движения в России, о его победе, о социалистическом строе в Стране Советов».

Книги отзывов в кинотеатрах полны взволнованных слов. Простые люди ценят фильм за мудрую правду о любимом вожде трудящихся всего мира, о его великом друге и соратнике - товарище Сталине.

«Фильмы, как этот, помогают нам в нашем строительстве новой жизни, - пишет зритель, подписавшийся «Рабочий», - фильмы, как «Ленин», с их глубиной и правдивостью, необходимы нам, строителям новой Болгарии».

«Воссоздав образ великого Ленина, советское кино оказало неоценимую услугу человечеству», - пишет зритель Гроздан Костов.

Неизменным успехом пользуются в Болгарии советские исторические фильмы. Деятели молодой болгарской кинематографии учатся у советских мастеров умению вскрыть главные причины, движущие поступками героев истории, показать связь этих героев с народом. Журнал «Кино и фото» пишет об «Адмирале Нахимове»:

«Детище Пудовкина стоит высоко над обычным типом историко-биографических фильмов. Для картины характерен правдивый показ эпохи и людей. Глубоко волнует финал картины - мощные советские броненосцы и слова диктора о живой славе героя. В этом финале смерть героя перерастает в его бессмертие... Два главных элемента, органически связанные, образуют идейную сердцевину фильма: единство Нахимова с русским народом и великое самопожертвование этого народа в деле защиты Родины».

Недавно в Софии открылся кинотеатр «Культура», в котором демонстрируются документальные и научно-популярные фильмы. Многие программы составляются из советских кинокартин. Так, в первую программу вошли три короткометражных научно-популярных фильма: «Они видят вновь», «Гром и молния», «Ноябрь в Сухуми». С большим успехом демонстрировался кинофильм «Вахш». Вот что пишет об этом фильме группа софийских студентов:

«Можно только благодарить тех, у кого возникла идея создания подобных фильмов, а также высказать большую благодарность Советскому Союзу за то, что он присылает нам такие поучительные кинокартины. Фильм «Вахш» показывает, как советский человек изменяет природу, знакомит нас с частью необъятной Страны Советов. Необходимо увеличить количество фильмов, которые знакомили бы нас с географией и экономикой СССР».

В книге отзывов кинотеатра «Культура» записано много пожеланий зрителей увидеть больше документальных картин о колхозах и совхозах Советского Союза. «Особенно хотим мы знать об академике Лысенко и об его творчестве в области земледелия», - пишет один из граждан столицы Болгарии.

[39]

По экранам другой страны народной демократии - Венгрии - с понятным успехом прошел советский документальный фильм «Демократическая Венгрия». Венгров взволновало и растрогало теплое, дружеское отношение к ним советских людей.

«Я не верю, что найдется такой венгерский зритель, которого не охватил бы восторг и не залила бы горячая волна гордости, когда он кадр за кадром, эпизод за эпизодом увидит расцвет своей родины, - пишет в газете «Фюггетлен Мадьярорсаг» И. Болдижар. - Мы благодарны тем, кто снимал этот фильм, за то, что они по-настоящему познакомили нас с нашей страной. «Такими мы видим вас», - как бы говорят двести миллионов советских людей этим фильмом, - писала газета «Сабад неп». - Мы можем только гордиться, если советские люди видят нас именно такими».

Президент Венгерской республики Сакашич Арпад наградил советских и венгерских кинематографистов, принимавших участие в работе над картиной «Демократическая Венгрия», офицерским крестом Ордена Венгерской республики.

Только в 1948 году на экраны венгерских кинотеатров было выпущено двадцать четыре советских кинофильма. Среди них «Алишер Навои», «Третий удар», «Александр Матросов», «Пирогов», «День победившей страны» и другие.

На венгерских зрителей, так же, как и на болгарских, большое впечатление производят советские исторические фильмы.

В рецензии на картину «Алишер Навои», опубликованной в газете «Ганц Долгозек Лалья», автор статьи «История учит» пишет: «Фильм показывает, насколько безнадежна и бессмысленна та власть, которая осуществляет свои функции не для народа и не опираясь на народ».

Большим событием в Венгрии была демонстрация фильмов «Русский вопрос» и «Сказание о земле Сибирской».

«Русский вопрос», - пишет газета «Чанадмедье», - должен быть просмотрен каждым венгерским трудящимся, каждым студентом и школьником. В школах по этому фильму нужно давать письменные задания. Преподаватели должны обсудить фильм на своих совещаниях, в кружках и на семинарах. Все это необходимо потому, что задача, которую ставит и разрешает превосходный фильм «Русский вопрос», - не только русский или американский вопрос, но одновременно венгерский вопрос».

За несколько дней картину «Сказание о земле Сибирской» просмотрело около семидесяти пяти тысяч зрителей. В диспутах, посвященных обсуждению кинофильма, наряду с писателями, учеными, деятелями искусства, приняли участие многие рабочие и учащиеся.

О том, какое глубокое впечатление произвела эта кинокартина, можно судить хотя бы по письму, полученному редакцией журнала «Синхаз Люзи»:

«Мы, студенты города Сомбатель, просмотрели фильм «Сказание о земле Сибирской» и запомнили его на всю жизнь. Многие из нас будут писать рефераты об этом фильме и его исполнителях. Просим поэтому прислать нам дополнительные данные о постановщике картины, актерах и о самом фильме».

Советские киноартисты, создавшие правдивые героические образы, пользуются здесь широкой популярностью и получают от венгерских зрителей письма, полные благодарности. Таково, например, письмо исполнителю роли Александра Матросова артисту Игнатьеву от венгерской девушки М. Самош:

«На днях мы с подругой смотрели в нашем городе Дебрецене превосходный фильм «Наступление в 6 часов 25 минут» (под таким названием выпущен в Венгрии фильм «Рядовой Александр Матросов»). Мы наслаждались фильмом и вашей прекрасной игрой. Спасибо вам».

Советские фильмы прочно завоевали место и в сердцах трудящихся демократической Польши. В октябре - ноябре прошлого года был организован фестиваль советских фильмов, во время которого в городах и селах Польши было показано более 60 советских фильмов. Подводя итоги фестиваля, варшавская пресса отмечала:

«Бросающейся в глаза, характерной чертой советской кинематографии является гуманность ее героев, показанная на фоне социалистического строя и морали. К попавшему в беду советскому человеку приходят на помощь другие советские люди, движимые чувством дружбы. Оптимизм и моральная чистота - этими качествами насыщены советские фильмы».

По поводу документальной картины «Польша» журнал «Фильм» пишет: «Фильм создан другом народной Польши, который воздает должное польскому народу. Это - добросовестное и интересное произведение».

Восторженную оценку получила кинокартина «Третий удар». В частности, краковская газета «Жолнеж польски» писала:

«Точность в передаче исторической правды выявляется в каждом метре пленки. Правдой дышат не только актеры, которые не играют, а лишь воспроизводят недавнее прошлое. Правдой дышит каждый камень, каждая деталь, каждый факт».

Интересны отзывы о советских кинофильмах для детей. Так, один из зрителей пишет о кинофильме «Красный галстук»:

«Этот фильм, полный благородных мыслей, резко выделяется на фоне приключенческих картин американского производства, которые своей «сенсационностью» толкают молодежь на нездоровые поступки».

С неизменным успехом демонстрировался и демонстрируется по сей день во всех странах новой демократии кинофильм «Молодая гвардия».

В Румынии были устроены широкие Обсуждения «Молодой гвардии». Приводим несколько высказываний молодых румынских граждан об этой кинокартине.

Электромонтер В. Мольнар из города Тимишоара сказал:

«Этот фильм укрепляет чувство верности и любви к родине, к коммунистической партии. Фильм учит смелости, самоотверженности, героизму».

Студентка Янина Альфандари отмечает:

«Молодая гвардия» - это прямое продолжение книги Николая Островского «Как закалялась сталь». Павел Корчагин - один из тех людей, кто воспитал Олега Кошевого, Ульяну Громову, Ивана Земнухова. Героизм молодогвардейцев во Время войны - это одна из форм каждодневного героизма молодых строителей коммунизма».

Работница София Стоян пишет:

«Фильм «Молодая гвардия» укрепляет нас в нашей борьбе с подстрекателями новой войны».

Не меньшим успехом пользуются советские кинокартины в Албании и Чехословакии. Во всех странах народной демократии наши лучшие кинофильмы являются подлинными посланниками Советского Союза, учителями жизни, образцом самой передовой в мире социалистической культуры. Неуклонно увеличивается посещаемость советских кинокартин, растет популярность советского киноискусства, у ведущих мастеров которого учатся кинематографисты Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Румынии, Польши, Албании.

Мы закончим наш краткий обзор выдержкой из статьи чехословацкого журнала «Кино» под заголовком «Окно в радостный мир»:

«Главное в советских фильмах - это уважение к человеку, который строит новую жизнь, это активный революционный гуманизм, характеризующийся любовью ко всему светлому, что есть в мире, и жгучей ненавистью к враждебным силам, пытающимся помешать счастливому будущему человечества».

[40]

Василиу Д., Рутицкий Л. Окно в радостный мир // Искусство кино, 1949, №4, июль-август. - С. 39-40.

кино, Польша

Previous post Next post
Up