Безумие обществ не прекращается несмотря на уроки истории - узурпаторы всё также захватывают власть, общества сходят с ума. РФ и РБ тому свежие примеры.
Это значит, что для этого есть серьёзные предпосылки в возникновении которых играет большую роль история этих обществ.
Как может захватить власть узурпатор? Только если общества как такового и нет, люди разделены, не доверяют друг другу, не умеют договариваться, искать компромиссы и действовать сообща. Малое, но организованное меньшинство легко побеждает толпу отдельных индивидов. Это следствие истории и я пока не вижу что тут можно сделать и не планирую думать в этом направлении.
Но как заставить огромные массы людей творить явное безумие? Только поработив их умы. Это же нужно и узурпатору для удержания власти. Но почему людей так просто обмануть?
Потому что наш мозг не эволюционировал для рационального мышления. Ни логика с наукой, ни критическое и байесово мышление не возникают сами по себе у абсолютного большинства людей.
А вот когнитивные искажения записаны эволюцией прямо в наш мозг (см. Канемана).
Причём, как показано в знаменитой статье (
https://habr.com/ru/company/goto/blog/358912/) проблеме подвержены и вполне образованные жители вполне развитых стран, т.е. и они не застрахованы от массового безумия.
При этом, проблема не в том, что люди не могут понять логику или теорию вероятностей, они-то на самом деле тривиальны и понятны даже в средних классах школы.
Проблема в том, что нет навыка применения этих знаний на лету, а для развития навыка надо просто много тренировок. Поэтому обучение рациональному мышлению видится мне (не берусь этого доказывать, но другого пути нет, поэтому надо искать как этого добиться) вполне реальной задачей, хотя и требующей значительных усилий.
И с точки зрения будущего цивилизации - нет другого способа развиваться устойчиво, как признать, что навык рационального мышления это такой же обязательный навык как и навык чтения. И школа это как раз место развития обязательных навыков.
Но нужен учебный курс, построенный на интересе, вероятно с геймификацией, такой чтобы и в школе можно было использовать и приложение подобное Duolingo сделать для тех кто хочет учится сам и в своём темпе.
Но разработка такого курса это большая задача, нужны специалисты из разных областей (теорвер, психология когнитивных искажений, педагогика, логика, научный метод ...) работающие на полную ставку т. е. получающие зарплату.
Ничего не обещаю, но надеюсь когда-нибудь порешать свои дела и поискать меценатов на этот проект.