Откатал полных 10 дней!Наверное потому что серьёзно считаю,что у природы -нет плохой погоды.Под солнышком с удовольствием скользишь по ровной трассе.В тумане и снеге отрабатываешь другую технику,как бы работая вслепую,накапливаешь дополнительный опыт.
Почти в два раза сократил расходы на поездку с одновременным увеличением времени катания за счёт самостоятельной организации поездки.
Прикоснулся к эталону горной красоты.Величественно-загадочный силуэт Маттерхорна,голубовато-белые языки ледников,удивительная игра солнечных лучей с облаками,разноголосый скрип снега,суровое великолепие окружающих вершин -никого не оставляют равнодушным.
АЛЬПЫ
Пролог.Еду!
Почти без приключений добрался до Бен-Гуриона.Достаточно комфортно проспал пару часов на креслах аэропорта,радуясь,что кстати приобрёл надувную подушку-воротник.Стандартная проверка, какая-то доплата и я в самолёте.Примостившись у окошка решил продолжить любимое занятие-поспать,чтобы побыстрее прилететь в Женеву(лететь с открытыми голодными глазами не имело никакого смысла,т.к. кормить меня в этом полёте никто не собирался)
Мягко приземлились и вовремя(первое понравилось в первую очередь).Вперёд на поезд(вокзал в этом же здании).По дороге приобрёл билет туда-сюда.Билет оказался дороже в два раза интернетовской информации.Отнёс расход в раздел платы за опыт.
Вагоны полупустые,а жалко .Сколько любителей красоты могли бы здесь разместиться.Такие виды за окном.Женевское озеро.горы.Пару пересадок и странный поезд,извиваясь змеёй, тащит меня и пару японцев наверх вглубь ущелья.Замёрзшие водопадики,тунели впечатляют.Какой-то часок и я у цели,в Церматте.Рюкзак на плечи и вперёд.Надо побыстрее найти мою гостиницу,купить ски-пасс и взять лыжи на прокат.Всё заняло минут 40.Перекусил,побродил и спать .Хорошо!
День первый.Покатил!
6.20-подъём.Разминка.Континентальный завтрак .По-быстрому напялил горнолыжные доспехи и на ближайший подъёмник(Sunnegga).На входе-подробное табло о температуре в трёх зонах катания,силе ветра,пречень открытых и закрытых маршрутах.Удобно.
Заскочил в здание станции.Ищу глазами привычный подъёмник.Вместо него какой-то длинный тунель-коридор.Дошёл до перекошенных вагонов(как в хайфском Кармелите).Минут 7 тащились в толще горы наверх.Наконец-то я на месте.Впереди красуется вечно другой Маттерхорн.Морозец веселит.Лыжи плюхаются на хрустящий снег.Щелчок креплений.И покатил.Старался ехать поаккуратннее.Всё-таки первый день.Акклиматизация.Да и трассы надо получше поразведать.С картами в руке или даже с GPS здесь особо не покатаешься.Решил ехать за народом,который завсегда прав!Довольно скоро нарисовались с десяток стоящих маршрутов на линии Rothorn-Blauherd-Patrullarve.Среди них чёрные 8 и 13 трассы наиболее интересные.
После объеда заскочил на соседний район катания-Gornegart.В плане катания здесь послабее,народу и детей поболее.В общем довольно опасные факторы.Пощёлкивая фотоаппаратом вернулся к концу маршрута ,на Сунегу,к банальному грузовому лифту.
ЛЫЖНЫЙ ПРАЗДНИК НАЧИНАЕТСЯ
День второй. На высоте.
Поехал по самой высокогорной железной дороге в Европе на Gornegart(3089м).Виды!Ритуально покрутил головой ,как бы любуясь окрестностями(а почему бы и нет).Пару обязательных снимков на память.Тщательно укутался и-неспеша покатил вниз.
По дороге заглянул в иглу(ледяная гостиница)Не впечатлился.Хотя ,наверное лежать на ледяной кровати,покрытой зверинными шкурами и попивать глинтвейн приятно.Очнулся от мечтаний ,когда наклончик кончился и мне пришлось нудно идти по лыжне до ж\д станции.10-15 минут и поезд забросил меня повыше ,на Riffelberg.(узловой пункт с подъёмниками,рестораном и даже гостиницей).Немаловажное достоинство этого места состояло в том,что в час пик отсюда до Furi можно было спокойно кататься не опасаясь очередей у подъёмников.
ИГЛУ,-ЛЕДЯНОЕ ЖИЛИЩЕ
Пока позволяла погода решил осмотреть и самую высокогорную зону катания-Matterhorn glacer paradise.150 местная гондола поплыла над зеленовато-синими ледниками,трещинами .Бр-р!! и Ах!!Вот мы и на самой высокогорной станции в Альпах-Glien Matterhorn(3883 m.).На выходе из очередного туннеля-коридора медленно соображаю-куда ехать.Ориентиров маловато.Зато тумана и холодрыги предостаточно.Подхожу к лыжникам,распивающим чаи.На чистом русском советуют идти правее,чтобы не нарушить швейцарско-итальянскую границу.И вот я уже на леднике,в районе Plateau Rosa.Широкие несложные трассы.Малолюдно.А,гланое,- лепота вокруг.Бутылочным стеклом манят взор открытые части ледника.Снежные поля и каменные утёсы то и дело меняют оттенки в угоду солнцу и тучам.Зацепился за бугель.До верхней станции минут 15.Можно пофотографировать,послушать забавный скрип снега под лыжей,подремать и даже попеть что-нибудь зимне-весёлое.
ВИД НА ЛЕДНИКОВЫЕ НАДЫЛБЫ С ПОДЪЁМНИКА
Gornegart(3089м)
Plateau Rosa
ВЫСОКОГОРНОЕ РЕФЮДЖИ НА ГРАНИЦЕ С ИТАЛИЕЙ
В 4.28 успел-таки запрыгнуть на последний подъём.Не особо спеша скатываюсь вниз.Растягиваю удовольствие.Частенько останавливаюсь,чтобы лишний раз полюбоваться не повторяющимися видами.В районе Furgg прощаюсь с кисельным настроением-начинается чёрненькая.К тому же узкая,кривая с бугорками. Ну что ж,вперёд.Почти на автомате заработали руки-ноги и другие части тела."Змейка" из снежной пыли заголосила шершавым скрежетом подрезанного лыжей склона. Возле леса остановился перевести дух.Теперь можно расслабиться.Лыжи сами несут тебя к Церматту.
ЖЕЛАЮЩИХ ПОКАТАТЬСЯ ,-ХОТЬ ОТБАВЛЯЙ
И МНЕ ЗАХОТЕЛОСЬ ПОЛЕТАТЬ
Прямо по курсу гостеприимные ресторанчики,где можно согреться глинтвейном.Но народ почему-то предпочитает пиво.Правда я проигнорировал и то и другое.Мне бы побыстрее заскочить в ски-басс,добраться до гостиницы,скинуть ботинища и в ванную!
В ТЁПЛОМ НОМЕРЕ ОТЕЛЯ,-ДОВОЛЬНЫЙ КАК СЛОН
День третий.Ёжик в тумане.
С утра снежок.Довольно кисло смотрю из буфета в сторону Маттерхорна,которого из-за тумана и снега просто не видно.Ну думаю всё -кина не будет.Тем не менее( с мыслью-а вдруг?)пошёл на подъёмник.Информационная доска обрадовала-почти все трассы и подъёмники отмечены зелёными лампочками,т.е открыты.По дороге на Кляйн Матерхорн решил разведать район Шварцзии.Несколько раз застревал на ровных участках,что на мой взгляд делает этот район малоинтересным для хорошего катания.Вовремя одумался и двинулся на ледник.В тумане заблудился и чуть не уехал в Италию.Но вовремя спохватился и пошёл в нужном направлении к швейцарским бугелям. По дороге согрелся,с удивлением обнаружил что снег скрипит по -разному.Сейчас слышалось урчание какого-то зверя.Плотный туман будил воображение.И я бы наверное не удивился если бы встретил здесь пастора Шлага,неуверенно пересекающего швейцарскую границу под беспокойным взглядом Штирлица.
Наконец-то добрался до настоящей трассы и не мешкая вниз,подальше от тумана.Остановился неподалёку от Trockener Steg-узловой станции с рестораном,магазином и ,естественно,подъёмниками.На креселке поднялся на утёс,взял вправо и-ничего интересного,застрял на ровном участке.Следущий подъём по соседней креселке был удачнее.С Furggsattel(3365м.) начинался удобный спуск.
На Furgg туман всё-таки догнал меня.Для безопасности спустился на подъёмнике на нижнюю станцию-Furi.Глянул на часы-до закрытия подъёмников ещё часок.Ачто если двинуть снова наверх в поисках нормальной видимости и как следует докатать денёк.В кабинке Матерхорн экспресс поднимаюсь вверх в молоке тумана,который довольно резко рассеялся у Trockener Steg,уступив место настоящему солнцу.На полминуты опаздал на бугель.Без особого сожаления качусь вниз пока не уткнулся в стену тумана у знакомой станции Furgg.Логично не рисковать и спокойно спуститься вниз на подъёмнике-подумалось мне.Но не тут -то было.
Стайка лыжников столпилась у начала чёрной трассы.Не долго думая решил присоединиться к ним.Даже придумал предлог-приобретение опыта прохождения довольно сложной трассы в тумане.Трасса угадывалась по силуэтам лыжников,о буграх узнавал после того как подпрыгивал на них стараясь сохранить равновесие,а распознование простейших вещей-где верх,а где низ требовало дополнительных усилий.Наконец-то закончились наиболее крутые участки трассы и как по мановению волшебной палочки пропал туман(видать зацепился за края острых скал),показались старинные домики Церматта и лёгкий снежок во всю резвился над деревней.
СОГРЕТЬСЯ ГЛИНТВЕЙНОМ ПОСЛЕ ХОЛОДРВГИ,-САМОЕ ТО
День четвёртый.Холодрыга-га-га.
Где-то в 9 утра внимательно изучаю информационное табло.Иду туда .где потеплее,на Сунегу.Там всего лишь минус 15 с ветром в 5-6 м\с.Начало традиционное.Раскатываюсь между Blauherd и Patrullarve.На середине восьмой,чёрной обнаруживаю что дал маху и застегнул ботинку лишь на одну застёжку вместо четырёх.Нехорошо обозвал себя.Потом порадовался ,что всё обошлось.
Часок выдержал наверху у Rothorn.В поисках "тёплых мест" подался пониже,а заодно обследовал район Findeln.Делать там нечего-детские трассы.
Погодка непонятная.Вроде долгожданное солнышко,а как -то неуютно. Лес побелел,ветки покрылись инием.Опустели подъёмники и трассы.Начали подмерзать пальчики ног.Одел вторые носки.Помогло временно.Опасаюсь лишний раз снять перчатку для фотографирования.Конкретный морозец,который к тому же сбивает дыхание ,сковывает движения. После вчерашнего снега почти везде бугры и ледок.И как результат - удачные падения без последствий.
По-хорошему в таких условиях лучше бы посидеть у камина с бокалом глинтвейна.Но,думалось мне-жалко терять время на посиделки.Да и интересно приобрести новый опыт и ощущения.
После минус 10 с ветерком окружающая красота приобретает убийственный оттенок.Об этом же неподалёку говорил по мобильнику и какой-то англичанин,то и дело упоминая о белой смерти.Полёт мечты снижается до обладания шарфом,быстрейшего посещения любого утепленного местечка.Начинаешь лучше понимать местных жителей,строивших избушки с маленькими оконцами,чтобы лучше сохранять тепло в помещении.
ЛЫЖНАЯ ТРАССА ВОЗЛЕ ЛЕДНИКОВОГО РАЗЛОМА
В ХОЛОДНУЮ ПОГОДУ НА КРЕСЕЛКАХ НЕМНОГО НАРОДУ
ХОЛОДНОВАТО
Самое большое удовольствие в этот день испытал в тот день не от катания,а когда добрался до своей комнатки,скинул горнолыжную амуницию и долго отмокал в ванной.Поел-поспал часок-другой и я как новенький .Пошел бродить по ночному Церматту.Швейцарская,но всё-таки просто деревня.
День пятый.Невольное знакомство с жёлтой трассой.
Местное телевидение обещало минус 17.Помятуя о вчерашней холодрыге напялил двойной комплект термо белья.На сегодня выбрал Матерхорн кляйн.Для начала покрутился на зелёно-синих трассах ледника.Вопреки предсказаниям синоптиков потеплело.На радостях подкрепился супом в столовой станции Trockener Steg и отправился на разведку ближайших к знаменитой горе маршрутов.Ничего стоящего не обнаружил ,за исключением небольшого участка,помеченого чёрным цветом под номером 54.
За прошедшие дни немного освоился и решил прокатиться с ветерком.Где-то за 15 минут спустился с Furggsattel(3365.) до.Протяженность маршрута думаю была киллометров 10-12,а перепад высот -киллометра полтора.
Под конец дня решил разведать спуск от первой остановки подъёмника на Schwarzsee до Furi.Небольшая табличка сообщала,что вроде трасса(58) не контролируется.Но не боллее того.Метров через 400 я вроде понял что попал не туда,а точнее на жёлтую трассу,а ещё точнее на крутой лесной склон со следами лыж между неприятных бугров.Здесь нужен другой опыт и другие лыжи.Возвращаться было лень.Так что я потихоньку продолжал спуск,пока не понял что для безопасности лучше идти пешком.Вдруг появились лыжники .Один из которых предложил мне снова встать на лыжи и под его присмотром продолжать спуск.Кое-как добрался до деревни . К счастью без слишком памятных встреч с корягами и крутыми швейцарскими буграми.
БАССЕЙН ОТЕЛЯ
Удачное завершение маленького приключения решил отметить посещением сауны гостиницы Метрополь,блин-сыром, да бумажным бокалом глинтвейна в местной забегаловке.
День шестой. Почти идеальный.
На Матерхорне минус 20 с ветерком.Естественно подался туда где потеплее-на Сунегу.Там всего лишь минус 12.Начал с Ротхорна.Через часок другой спустился пониже,где трассы подлиннее .К полудню потеплело.На радостях гонял почти без перерыва.К вечеру совершил где-то 25 спусков.Учитывая что средняя протяженность трассы полтора -два километра,накатал приблизительно 40 км.
К моему удивлению в такой солнечный день народу было мало.Порой катался просто один. Причину понять не смог.В конце концов решил что здесь почти все евреи,которые чтут субботу.
Понемногу накапливаю опыт.С удовольствием,без излишней усталости начал кататься дня через три,когда понял силовое торможение только изматывает.Гораздо эффективнее поиграться с амплитудой змейки,углом закантовки лыж,силой и местом укола лыжных палок .Методом тыка подъискал нужную стойку.Стал присматриваться к почерку других лыжников,стараясь понять суть удачного варианта.Заметил,что красивый спуск-,почти всегда равен правильному спуску.
СЛКДЫ ОТ НЕБОЛЬШОЙ ЛАВИНКИ
Вечерком затарился в другом местном супере -Coop. Цены в общем-то приемлимые. По три доллара стоят полуторалировая банка отличных маринованых огурцов,чуть ли не полкиллограма плавленного сыра,буханка хлеба.Стограммовая плитка шоколада-примерно1.5$.Полуторалитровая бутылка яблочного сока-2.5$.Скромный ужин в ресторане обойдётся подороже.Ну ,а совсем крутые могут купить настоящие швейцарские часы за 90000.
Под конец плодотворного дня как следует пообедал дарами супера ,а заодно и поужинал.В результате почти сразу и заснул.Да так крепко, что на следующий день чуть не проспал завтрак.
День седьмой.Для совсем крутых.
Утро застало меня на любимом Ротхорне.На коротких чёрно-красных спусках удобно разминаться.Заодно опробовал боллее короткие лыжи.Понравилось.Спустился пониже к Blauherd-Patrullarve.А вот здесь мне совсем не понравилось -откуда-то появилось уйма народу.Вернулся назад на Ротхорн.Здесь меня ждала неожиданность-две из трёх трасс закрыты.Не беда.Рванул через Gant на Hohtalli .Здесь обнаружил вход на соседний подъёмник,куда почему-то никто не входил,а над дверью тревожно горел жёлтый проблесковый маячёк.Текст-предупреждение всё прояснил.Это был вход на Stockhorn , Rote Nase и Triftji -,откуда начинаются жёлтые трассы с которых настоятельно рекомендуется спускаться в составе группы,после спецподготовки,при наличии каких-то лавинных" маячков".После таких разъяснений мне совсем расхотелось заходить сюда.И я двинулся за народом по 44-й вниз к Riffelberg.У подъёмника -очередь.В поисках боллее свободного места спустился до Furi.У турникета практически никого не было.Так я удачно провёл остаток времени между этими станциями.Даже успел проехаться на поезде до Gornergrat,прогуляться вокруг гостиницы-обсерватории на фоне горно-ледниковой панорамы.
ЛЕДНИКОВЫЙ ПАНЦИРЬ
РАССЕРЖЕННЫЙ МАТТЕРХОРН
Под конец снова решил пойти по- новому пути на подъезде к Церматту.У нижней станции взял вправо(где как нередко бывает здесь, на табличке нет чёткой информации о маршруте ) и лихо покатил на удачу,мечтая о скорой ванной.Вместо этого воткнулись в верхнюю часть деревни откуда можно быстро выбраться только на такси или.Я как и многие выбрал или,то есть протопали километра полтора в горнолыжных ботинках до остановки ски-басса.Вынужденная прогулка по обледенелой дорожке удовольствия не доставила.А вот и заветная цель-мои аппартаменты,где наконец-то можно сбросить с ног "чугуные"
ботинки с чувством глубокого удовлетворения.
День восьмой.О наболевшем.
Утром у гостиницы заметил стонущую женщину с трудом передвигающую ноги .Её состояние мне было очень понятно.Проблемы с ногами и ботинками знакомы ,пожалуй, в той или иной степени почти всем лыжникам.Серьёзное давление на разные участки стопы приводит к явному дискомфорту.Подобрать нужную прокладку к проблемному месту требует немало времени и усилий. Мои самодельные прокладки не сработали.Аптечные оказались получше.В прокатном пункте пообещали подогнать под ногу сам ботинок.Полное решение проблемы кроется ,наверное ,в комбинации разных средств.
Интересно что через час- полтора ноги как-то адаптируются и можно начинать кататься в полную силу.Так было и в это утро на уже традиционном Ротхорне.Незаметно уверенность переросла в капельку самоуверенности на фоне обледенелого склона,технической погрешности и помехи в виде катающихся детей и результат стал предсказуем.Я зрелищно покатился кубарем.
К объеду стали подмерзать пальцы ног.Потом-ничего.Зато заныла левая часть ступни.Через какое-то время вместо неё заявила о себе другая нога.Прямо какой-то непонятный парад дискомфорта,который неожиданно завершается за полтора -два часа до закрытия подъёмников.
В ТАКУЮ ХОЛОДИНУ И ВЫХОДИТЬ СО СТАНЦИИ НЕ ХОЧЕТСЯ
Тем временем я снова оказался на Gornergrat,где у Breitboden обнаружил небольшой чёрный участок.Чтобы не мотаться на ски -бассе решил вернутся на Сунегу через Gant.Таких умных оказалось больше ,чем надо.И,как следствие ,получасовая очередь на допотопный подъёмник.
День девятый.Фондю.
Десять утра .Обкатываю ещё более короткие лыжи на моей любимой 13 трассе.Ставлю сам себе задачи на снижение скорости за счёт более чёткой закантовки.Что-то получается .Что-то нет.Скучать не приходиться.
Для разнообразия покатился на Trockener Steg через Gornergrat.Ветрюга погнала обратно на Gornergrat.В последний раз прокатился наверх на необычном подъёмнике-поезде.Неспеша погнал домой через Furi.Буквально перед последним крутым спуском в Церматт трасса оказалась заблокированной сотнями лыжников.
ЭВАКУАЦИЯ ПОСТРАДАВШЕГО ЛЫЖНИКА
Спасатели оказывали первую помощь неудачно упавшему лыжнику.Через считанные минуты прилетел красный вертолёт и забрал пострадавшего в медицинский центр. Что здесь скажешь.?Остаётся только пожелать лыжнику скорейшего выздоровления,а всем нам-удачи.
Вечерком от души посидел в сауне, ароматизированной влажной бане, поплескался в бассейне.Чистый и голодный отправился на поиски национального швейцарского блюда -фондю.Зашёл в ресторанчик возле ратуши.Широко улыбаясь официантка принесла корзину с кусочками хлеба,потом кипящий сыр в облупленной кастрюльке на горелке.Да пару картофелин в кожуре.Первое макается во второе и заедается третьим.Я честно пытался получить гастрономическое удовольствие.Не получилось.Вонь от кипящей пересоленной массы никак не возбуждала аппетит.Нарисовалась официантка ,которая спросила почему я мало съел.И сама же оригинально ответила,-видать порция слишком большая.Я дипломатично промолчал.
Хотя в ресторанчике почти не было клиентов официантка меня в упор не видела . -
Наверное не решалась взять деньги за странное, на мой взгляд ,блюдо.Ну а вкусах, как говориться,не спорят.
Настроение поднялось в кафе"Cave".То ли от человека-оркестр,игравшего на полдюжине инструментов,то ли от бокала доброго глинтвейна.
День десятый.Удачный финиш.
Впервые столкнулся с действительно проблемной погодой .Из-за снегопада закрыты две из трёх зон катания.Народ хлынул на Ротхорн.Выросли очереди на подъёмники.Облюбовал трассы между Blauherd-Patrullarve.Неспеша начал работать над техникой спуска в непростых погодных условиях.Вправо-влево.Резкий укол палкой.Тянешься за рукой.Присел-выпрыгнул.Утюжишь бугры.Работаешь почти на ощупь.Всё это порядком изматывает.Через час -другой подъёмники опустели.Лыжники благоразумно отсиживались в ресторанчиках.И я заскочил в буфет у подъёмника Blauherd согреться ,а заодно и пообедать.Хороший стейк да бутылочка пива сразу подняли настроение.Сытый и довольный продолжил докатывать остаток времени да так,чтобы не навернуться в последний момент.Вот трасса уперлась в лифт.Лыжный праздник закончился.
ПРОЩАЙ МАТТЕРХОРН