Дворфы, дверфы, дверги, цверги - горные жители, точнее существа из германо-скандинавской мифологии, охраняющие и владеющие сокровищами. Это существа из другого, подземного мира. Они славились кузнечным ремеслом и создавали магические предметы и украшения.
Как и в случае с томте (писала
здесь), все разнообразие этих мифических персонажей у нас не очень хорошо известно из-за того, что все они перводились на русский язык как "тролли" или "гномы". Даже всем известный Марш троллей - на самом деле Марш дворфов. (писала
здесь) А слово "гномы" так и вообще появилось лишь в XVI веке.
В современном английском языке существительное "dwarf" восходят к староанглийскому ""dweorg" и имеет много схожих слов в других германских языках. К ним относится древнескандинавский "dverg" и древневерхненемецкий "twerg". По мнению исследователя Владимира Орла эти термины восходят к протогерманскому "đwerȝaz".
Исследователи с помощью исторического языкознания и сравнительной мифологии пришли к выводу, что эти существа возникли как духи природы или существа, связанные со смертью, или заключающие в себе смесь этих понятий. Другие исследователи выводят этимологию слова от индоевропейских корней "dheur-" (повреждение) и "dhreugh", от которых произошли английское "dream" мечта" и немецкое "trug" - обман, а также "dhvaras", что в переводе с санскрита означает демоническое существо.
Скандинавские дверги извесны из древних источников: "Старшая Эдда", сборник исландских героических песен 13 века и Младшая Эдда, записанная поэтому-скальдом Снорри Стурлусуном в конце XII - начале XIII веков. Эти дверги известны у нас больше под именем "карлики" - так перевели их название. По своим качествам дверги близки также к черным альвам, в отличие от светлых альвов (эльфов).
В Старшей Эдде пересказан миф о возникновении двергов-карликов:
Тогда сели боги на троны могущества
и совещаться стали связенные:
кто должен племя
карликов сделать
из Бримира крови
и кости Блаина.
В "Младшей Эдде" рассказывается, что они зародились в теле убитого великана Имира (Бримира). Карлики были червями, но по воле богов обрели человеческий разум и приняли облик людей, хотя и пародийный. Ростом были с ребенка, но обладали большой физической силой, носили длинные бороды и имели мертвенно-серый цвет лица из-за своей подземной жизни. Под воздействием солнца они превращались в камень. Карлики не имели женщин и высекали потомство из скал. Хотя в некоторых дегендах фигурируют и женщины тоже. Жили они дольше людей, но не вечно. Характер имели вредный, вздорный, обидчивый. Владели магией и охраняли земные недра. Враждебно относились и к богам и к людям, которые постоянно посягали на сокровища, которые они охраняли.
Дворфы делают золотые монеты. Открытка
В германо-скандинавской мифологии есть еще один маленький волшебный персонаж, у которого несколько имен, но сводятся они также к одному корню - это альвы, эльфы и прочие феи. Альвы делились на светлых верхних и нижних темных. Темные - близкие к дворфам персонажи, которые живут под землей и создают для богов волшебные вещи. Слово "эльф" сводят к романскому корню "альб" - белый, к валлийскому и ирландскому "allyl" и "aillil" - сияющий. Это слово привязывают к шумерскому "ellu" - также сияющий. Еще одна теория связывает термин с санскритским "рибху" (искуссный) или "рибхукшаны" - нижние боги в индийской мифологии, отвечающие за плодородие и богатство и означающие "хитрый, изобретательный, разумный".
Они были не только мастерами в искусстве обработки драгоценных камней и металлов - они могли создавать магические волшебные вещи. Чтобы получить их боги использовали лесть и хитрость. По преданию, черные эльфы выковали для Одина - главного скандинавского бога копье Гунгир, богу Тору - молот Мьолнир для битвы с великанами - брошенный молот возвращался назад) и много других) По некоторым источникам у них по семь пальцев на ногах, они похищают детей и делают людям мелкие пакости. Кельты считали их фальшивомонетчиками, потому что они носят на поясе неиссякаемый мещочек с золотыми монетами.
К этой же братии хочется присоединить и сидов, хотя они к двергам совсем не относятся) Когда-то в Ирландию пришли племена богини Дану - туата де Данан, которые покорили фоморов, но уступили милезам и ушли жить внутрь холмов. Сиды высоки и красивы, а правит ими королева Медб - если кто из смертных увидит ее, то умрет от тоски. 31 октября во время Хэллоуина сиды переселяются из одних холмов в другие и увлекают с собой смертных мужчин. Чем-то эти мифы напоминают бажовские сказы о Хозяйке медной горы и Каменном цветке Данилы-мастера, а также перекликаются с легендами о чуди) Похожие существа можно встретить по всему миру, в том числе у древних египтян, финикийцев, хеттов и индийцев)
Источник О египетских гномах писала
здесьО сихиртя и чуди
здесьО кабирах
здесьО хеттских гномах
здесьЧудь нашлась
здесь Шутка на тему Грига и "Властелина колец", в начале марш троллей или гномов, но на самом деле дворфов, а в фильме кого только нет
Click to view
Click to view