С того момента, как человек научился обрабатывать металл и начинается история ювелирных украшений.Самые древние железные изделия в Восточной Европе относятся к началу 1 тысячелетия до н.э. Ученые, которые их изучают, находят связь между ними и центрами обработки железа в Передней Азии и Закавказье. В этот период в мире существует 3 основных центра, связанных железной индустрией - Северный Кавказ, Скифия и как раз Поволжье. Распространение черного метала и его обработки в Восточной Европе происходит во второй половине 1 тыс. до н.э. - начале 1 тыс. н.э. Затем новый этап - в последней четверти 1 тыс.н.э. То есть современная история выступает в целом за преемственность традиций.
Бронзовая секира, Ананьинская культура, Национальный музей республики Татарстан
Попалась книжка, посвященная истории металообработки, называется "История кузнечного ремесла финно-угорских народов Воволжья и Предуралья", авторы Владимир Завьялов, Людмила Розанова, Наталья Терехова, Москва, 2009. Интересная тема - в сторону бажовских сказок, с одной сороны, а с другой стороны вокруг темы металургии много разной мифологии, связанной с чудью. Cобственно говоря, предполагается, что чудь жила на территориях, которую позже населили угро-финские племена и от них осталось много следов, указывающих на их мастерство в поиске, добыче и обработке металлов. Собственно, отсюда интерес - кратко перескажу и постараюсь найти древние украшения из описанных археологических культур.
Впервые металлографический анализ произвел Б.А.Колчин в 40-50-е гг. Он исследовал кузнечные изделия из чепецких поселений (поломско-чепецкая археологическая культура) и памятникоа мери - Саарского городища. Г.А. Вознесенская изучала материалы, происходящие из Троицкого городища (дьяковская культура). Дьяковские памятники Москворечья изучала А.С.Хомутова, c 80-х гг. исследуются изделия из черного металла ананьинской культурно-исторической общности, в это же время изучаются кузнечное ремесло пермских народов Предуралья в средневековый период. Т.о, исследовано более 2000 предметов.
Финно-угры населяли территорию Волго-Камского, Волго-Окского ассейнов, соотносимых с территориями формирования пермской и поволжской групп финно-угров. Первая группа (пермская) - ананьинская, гляденовская, азелинская, мазунинская, поломо-чепецкая, ломоватовская, ванвиздинская, родановская, вымская археологические культуры. Второй регион (поволжский) - дьяковская культура, рязано-окские могтльники, культура летописных финнов (мери, мордвы, муромы, муромы), населения Тверского Поволжья. Существовали связи между ними и другими народами - индо-иранцами, тюрками, скандинавами, славянами. Имеющийся в руках историков материал позволяет охватить период с VIII в до н.э. по эпоху средневековья (IX-XIII вв).
У ананьинских племен Волго-Камья уже в конце VIII - VI вв до н.э. изделия их металла имеет развитые формы, в остальном финно-угорском мире единичные предметы появляются только во второй половине 1 тыс. до н.э. Ананьинская общность занимала большую территорию от Среднего Поволжья на юге, до бассейна Вычегды на севере.
Эту культуру характеризует большое количество металлических изделий (из цветных и черного метала). Глубоко изучали ананьинские металлические памятники Х.Халиков и В.С.Патрушев - они отмечают сходдство их с кавказскими железными изделиями киммерийской и скифской эпох. Что говорит о связях ананьинцев с южным миром.
Наиболее яркий памятик раннего периода Старший Ахмыловский могильник - Ахмылово Республики Марий-Эл на левом берегу Волги вдоль реки Ветлуги. Могильник датирован VII-VI веками до н.э. По значимости сравивается с Галынтатским могильником в Австрии. Трупоположение, местам следы культа огня. Из украшений обнаужены 3 шейные гривны, 5 пластинчатых височных колец и 1 браслет. Кузнечное производство гляденовских культур имеет много общего с ананьинским.
Эпоха Великого переселения народов оказала влияние на финно-угорские племена, которые проживали в удаленной от основной зоны этнических катаклизмов. Появляются новые зоны археологических культур. Усложняются металлические орудия.
Реконструкция женского костюма Мазунинской культуры. Национальный музей республики Татарстан. Фото экспонатов музея нашла к
delvin_stil, за что ему большое спасибо
После ананьинской культуры район нижнего течения Камы пустует. Вновь люди появяются здесь в 3 в н.э. Азелинская археологическая культура - територия Волго-Вятского междуречья, левобережье Вятки и низовье Камы.
По мнению Генинга, азелинцы были потомками нижнекамских племен, образовавшихся после распада ананинской общности пьяноборскую культуру. Р.Д.Голдина считает, что азелинская культура - поздний этап пьяноборской культуры. До сих пор нет единой точки зрения на памятники III-V вв н.э. басейна Вятки. Но генетическая преемственность ананьино - пьяноборье - азелино и их связь с финно-угорскими народами в Волго-Камье теоретически возможна.
Реконструкция внешнего облика женщины, 3 в до н.э. Пьяноборская культура, Прикамье
Тем временем в северные лесные районы Волго-Вятского междуречья проникает именьковское население (есть мнение, что эта культура появляется на территории азелинской культуры в IV в н.э.. К потомкам пьяноборцев относят и население мазунинской культуры. Эти племена населили бассейн р.Беой и прилегающие районы Среднего Прикамья. Для азелинских и мазунинских памятников харктерно большое количество изделий из металла - мечи, кинжалы, топоры-кеьты, кольчуги и т.д. Среди азелинских могильников встречаются захоронения кузнецов с соответствующим профессиональным инвентарем.
Источник, также
здесь