О происхождении колец и их символики. Обручальная татуировка

Sep 28, 2020 11:00

История колец, по всей видимости, начинается еще в те времена, когда кольца еще даже и не носили. Раскрашивание и татуирование кожи в древнем мире появились скорее всего раньше, чем кольца как вырезанные из различных материалов предметы, а тем более как ювелирные украшения из металлов. Возможно символика ношения колец пришла также из очень далеких времен. Мне кажется, что здесь же кроется и символика обручального кольца. Древние люди, возможно, наносили татуировки, свидетельствующие о брачных отношениях раз и навсегда, в отличие от колец, которые можно было снимать или носить разные :)) А еще вероятнее, что подобные татуировки свидетельствовали о переходе во взрослый возраст и "разрешении" на брак.



Открытия археологов в Пазырыкских курганах обогатили современные представлении о татуировках древности. им посвящено нескоько исследований. На фотографиях мумии из 5 Пазырыкского кургана, находкам в этом кургане посвящена не так давно открывшаяся, отдельная экспзиция в Эрмитаже, хорошо видны татуировки женщины на руках, кистях рук и пальцах.



Исследователи отмечают, что при нанесении татуировок имеет значение на какую часть тела она наносится,  имел значение наносимый символ. Так, например,  существуют предположения о том, что кисти рук были связаны с символикой брака.

Интересно, что основные символы, к примеру у пазырыкских мумий наносились на плечи. Но если у мужчин они глубоко заходили на плечо, то у женщин они наносились только на руки до плеч, возможно это было связано с традиционной одеждой и возможностью открыть татуировку. Мужчины раздеваясь полностью по пояс во время борьбы, например, обнажали татуировку. женщины видимо не обнажались так сильно. В местах с холодным климатом были одни возможности для обнажения татуировки,  в жарком - другие возможности.

У знаменитой Алтайской принцессы руки полностью покрыты татуиовкой, на запястье изображено животное, на пальцах небольшие трудно читаемые изображения. У другой женской мумии из 5 кургана, описанные Л.Л.Барковой и С.В.Панковой татуировки отличались. Они начинались от локтя и были очень хорошо прорисованы как на запястьях, так и на пальцеах. Они высказывают предположение о том, что женщина могла принадлежать к близкой, но иной культуре. Женщины могли выходить замуж за представителе иного рода, это логично. Во всех случаях обращает на себя внимание татуировка на большом пальце и у мужчин и жнщин. Особенно распространены татуировки птиц на кистях рук.

О магическом и защитном значении татуировок говорит... сажа, которая использовалась при нанесении татуировок у пазырыкцев.



Татуировки мумии женщины из 5 Пазырыкского кургана на руках.



Татуировки на левой руке



Татуировки на кистях правой и левой рук женщины. Пятый Пазырыкский курган

Эти татуировки исследовали Л.Л. Баркова, С.В. Панкова "Татуировки на мумиях из Больших Пазырыкских курганов" (новые материалы). АЭАЕ.2005,№2 (22).

На большом пальце левой руки головой к ногтю изображена птица с пышным хвостом, переходящим на пястье Татуировки именно этой женщины отличаются от остальных пазырыкских изображений. Исследуя их Баркова установила как их аналоги в скифском искусстве (особенно близки с изображениями из Семибратних курганов), так и связь с «всаднической группой» культуры Диен (Дянь) в верховьях Янцзы.

На этой мумии нет рисунков на плечах - «наиболее заметных и удобных для нанесения татуировки поверхностях» [Полосьмак, 2001, с. 235], зато предплечья покрыты целыми сюжетными композициями. На левой руке представлена сцена терзания: большая хищная птица вцепилась в загривок оленя (лося?). Олень изображен падающим, его передние ноги подогнуты, задние беспомощно вытянуты, задняя часть тела вывернута. Голову, изображённую на внутренней поверхности руки, зафиксировать не удалось, просматриваются лишь ухо и лопатообразные рога. На одном роге видны отростки, но, к сожалению, непонятно, имеют они обычные очертания или представлены птичьими головками.

Изображение птицы нарушено швом и искажено складками кожи. На голове птицы показаны большие торчащие уши и хищно изогнутый клюв, на шее косой сеткой передано оперение. Чётко видна когтистая лапа. Хвост или крыло птицы оканчивается птичьей головкой.

Отдельные татуированные фигуры представлены на кистях рук женщин. На большом пальце левой руки головой к ногтю изображена птица с пышным хвостом, переходящим на пястье. У птицы гребешок на голове и маленькая зачерненная бородка - вероятно, изображён петух. На безымянном пальце той же руки татуирована фигурка, в основе которой кружок с примыкающей к нему растительной композицией - бутон лотоса с двумя чашелистиками. На соседней фаланге того же пальца на снимке различим крест, хотя по тону он бледнее других татуировок.

На безымянном пальце правой руки показана фигура в виде противопоставленных трёхлепестковых пальметок. Подобные пальметки распространены в декоре на пазырыкских войлоках, деревянных и кожаных предметах, однако в татуировках растительные мотивы встречены впервые. На правой руке женщины от локтя до запястья развёрнута сложная многофигурная композиция. Изображены два тигра и барс, напавшие на оленя и лося.

Вверху запечатлён олень с огромными рогами, в горло которому готов вцепиться тигр, уже схвативший его за рога и переднюю ногу. Олень показан в профиль так, что хорошо видны две передние и две задние ноги с чётко выраженными копытами. Голову животного венчает огромный дугообразно изогнутый рог с несколькими отростками. У оленя изображена пара торчащих ушей листовидной формы, прорисованы миндалевидный глаз и открытый рот. Фигура напавшего спереди тигра дана в сложном ракурсе: задняя часть передана в профиль, передняя - в фас, а голова - как бы при взгляде сверху. Тело сплошь покрыто S-видными линиями, подчёркивающими фактуру тигриной шерсти.

В нижней части композиции представлен лось (или пятнистая лань?); в его тело вцепился барс, а за передние ноги схватил тигр. Лось с «перекрученным» крупом пытается отбиться от напавшего на него хищника. У лося показаны широколопастный рог с двумя передними отросткам, крупный миндалевидный глаз и пара ушей, размещенных одно под другим.

Фигура барса (ирбис) изображена уже знакомым приёмом: задняя часть тела повёрнута почти в профиль, передняя показана в фас, а голова - как при виде сверху. Тело хищника покрыто тёмными пятнами, причём особо акцентирован хребет, обозначенный сдвоенными пятнами от головы до лопаток. Изгиб спины барса и контур рога лося переданы одной линией. Не совсем ясно, как изображена левая лапа хищника - её очертания соответствуют внешнему контуру шеи лося, но показаны не полностью. Вообще, рисунок вокруг шеи лося не очень понятен. Между головой и передними ногами копытного на фотографии читается фигура в форме лапы, а выше нее - заполненный пятнышками участок.

Справа от лося помещена фигура тигра. Его гибкое тело сильно вытянуто и очерчено плавными линиями, задние лапы широко расставлены. Остаётся неясным положение правой лапы тигра. Шкура зверя проработана S-видными полосами.

В целом эта сложная многофигурная композиция носит замкнутый характер. Сверху она ограничена рогами оленя, слева - ногами копытных и телом барса, снизу - лежащим телом лося, справа - фигурами двух тигров. Все элементы композиции уравновешены и подчинены замыслу автора, что может указывать на существование эскиза или разметки, предварявших татуировку.

Изображения на теле женщины из Пятого Пазырыкского кургана заметно отличаются от других известных татуировок. Они иначе стилизованы, не включают характерных фантастических фигур. Особенно выделяется татуировка на правой руке женщины: подобные сложные композиции не известны в пазырыкском искусстве, да и, пожалуй, среди произведений скифского звериного стиля в целом.



На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.

В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА

Обычно у пазырыкских женщин пазырыкской культуры на большом пальце находилось изображение птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь зашифрован какой-то смысл.

В алтайском фольклоре в большом пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве квинтэссенции жизни. В алтайском сказании большие пальцы рук богатыря заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в мифологическая анатомия тюркских народов. Функции большого пальца человека отличают его от мира животных - необходимое условие для захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня. В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие большого пальца - показатель хтонической природы для персонажей тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец был фаллическим символом, а также символом силы.

В индуизме считается,  что душа - это маленький человечек размером с большой палец руки, который живет, вернее, танцует в сердце человека, отсюда звук сердцебиения. Вместе с тем,  душа - это эманация танцующего Шивы, чей танец  бьется в сердце Вселенной. Палец-душа - властитель времени, прошлого и будущего. Этот образ попал в европейский фольклор и прияла  форму бродячего духа размером с большой палец (его жена - Дюймовочка).

Изображения на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах характерны не только для жунщин, но и для мужчин. Поскольку для древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество), название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать», «детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце недвусмысленно указывает на такие представления, связанные с продолжением рода.

У мужчин татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха  - символ мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является символом невесты - таким образом, изображения птиц могут быть связаны с брачной символикой. Многие виды птиц в татуировках изображены во время токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только во время сна, поэтому её называют  «душа сна», «птица сна». Таким образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением души.

Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении брачного возраста или при заключении брака. Таким образом, наличие татуировки копытного вместо птицы на большом пальце Алтайской принцессы, а также отсутствие татуировок на больших пальцах у одного из мужчин 5 кургана могут иметь какой-то смысл.



На пазырыкских татуировках заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения определеных животных на определенные части тела человека. Например, верхнюю часть плеча и у мужчины, и у женщины занимали изображения фантастических копытных; которые чередуются с баранами и  хищниками  из семейства кошачьих.

По этой причине в татуировке в общем смысле можно отследить прообразы ювелирных украшений и места, на которых их впоследствии надевали. Плечи - одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения татуировки. Вероятно, именно здесь располагался самый главный знак. На плечах всех трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с клювом грифона, «перекрученным» туловищем, огромными рогами, увенчанными головками грифонов) может быть помощником перехода человека в «иной» мир. Можно предположить, что часто встречающийся в древних погребениях браслет на предплечье также отражал особенную значимость этой части тела.

До сих пор особое значение в Индии имеет браслет базубанд

Ювелирные украшения либо их прообразы - это лишь составная часть облика древнего человека, просто именно они, выполненные из долговечных материалов, чаще всего доходят до наших дней (я сейчас только об украшениях - не об орудиях труда, оружии и так далее). Человек также создавал свой образ в соответствии со своими идеалами, как и мы сейчас. Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, например, - тилаки, священные знаки индуизма. О  традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении вечных знаков - татуировок,  свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древнейшие обычаи до наших дней.



Фото отсюда

обучальное кольцо, история украшений

Previous post Next post
Up