Саломея, танец семи покрывал и магия соблазнения

May 26, 2020 08:00


В поисках 8-конечных символов (писала здесь) я обнаружила фото татуировки, в которой была использована гравюра с изображением девушки с блюдом с отрубленной головой. На шее у героини видны украшения, близкие к тем, которые можно увидеть на картинах из мастерской Кранаха, изображавшие Саломею или Юдифь - цепи, чокеры и подвески, На татуировке красуется подвеска в виде 8-конечной звезды, которая придает изображению не совсем средневековый и совсем не христианский смысл, источник пока не нашла). Может быть, это вообще шутка татуировщика) Однако интереснее историческая трансформация образа  Напомню, кто это (мало ли).

Саломея, внучка Ирода Великого, дочь Иродиады и Ирода  Боэта, вошла в историю, как танцовщица, которая произвела своим танцем такое впечатление  на Ирода Антипу своего отчима, что добилась казни Иоанна Крестителя. Была ли Саломея историческим лицом так до конца и не выяснили, но предположено, что на момент описываемых событий ей было лет 15, возможно меньше. Сохранились руины дворца, в котором разворачивались события. Дворец находился в неприступной крепости на горе Махерон, сейчас это одна из достопримечательностей Иордании. Предположительно определено помещение, в котором проходил пир Ирода Антипы (праздновал день рождения), где она и танцевала. Также археологи нашли пещеру, которая служила подземельем дворца и тюрьмой, в которой в заключении находился Иоанн Креститель. Подробнее обо всей этой истории почитать можно у Иосифа Флавия, а о библейской археологии, например, в книге А.А. Опарина «Судьи, приговорившие себя. Археология Нового Завета» здесь






Гравюра 1873 г., оттиск с гравированной стальной пластины. Саломея (дочь Иродиады) с головой пророка Иоанна Крестителя. Исполнена гравёром Фрэнкелем по картине итальянского художника Бернардино, отпечатана для коллекции гравюр "Художественные сокровища Германии. Коллекция наиболее важных картин галерей Дрездена, Касселя, Берлина, Мюнхена и Вены." Отсюда



Это фотография татуировки, о которой я говорила, с 8-конечной звездой



Крепость на вершине горы Махерон фото отсюда



Пир Ирода, Синопский кодекс, VI век) Тоже 8-конечные звезды, при этом наряду с 8 лучами присутствуют звезды с 7 лучами и "ручкой" за которую как бы ее можно держать) Манускрит из Синопа на Черном море выполнен на пурпурном пергамене золотыми и серебряными буквами. Национальная библиотека Франции, Париж

В 1845 году в библиотеке Ашшурбанипала в Ниневии нашли клинописную табличку с мифом об Инанне, где описано, как она спускается в подземный мир за своим мужем Думузи. Ей нужно пройти через 7 дверей, у каждой она оставляет одно из своих украшений, символов своей божественной власти, дающими ей силу. По другому охрана не пропускает. В царство своей сестры Эрешкигаль она попадает, как обычная смертная и при этом нагая. На обратном пути она получает назад все свои регалии и вновь становится богиней. Здесь две интересные идеи - с одной стороны, что же это за украшения, и здесь, конечно, можно усмотреть много интересного из трактовок и символики украшений, но сейчас не об этом.

С другой стороны - когда богини типа Инанны, Иштар и многих других, той же Аматерасу, попадают в этот загробный мир - на земле останавливается жизнь, все прекращают плодиться и размножаться (то есть один из древнейших возрожденческих мифов). Поэтому сами боги прилагают все усилия, чтобы вернуть богиню в мир живых. А Думузи половину года будет проводить на земле, другую - в подземнои царстве). Кстати, в мифе об Аматерасу присутствует некий разнузданный танец, хотя исполняет его богиня рассвета и веселья Аме-но-Удзумэ) танец Катуро известен в Японии по сей день) Танец Венеры на свадьбе Эроса и Психеи упоминает Апулей)

Исследователи усматривают в этом сюжете древний ритуал, возможно свадбный, - девушка умирает, что символизирует некое раздевание, а затем вновь рождается, но уже другим человеком, она вновь одевается, возможно,  в другой вид одежды и с другим головным убором, с другими украшениями, подобающими жизни в новом статусе. Насколько я знаю, отголоски подобных ритуалов с расплетением кос и "вождением" невесты в баню, где проверяют, нет ли у девицы каких изъянов дошли почти до наших дней) Кстати, обычай  бритья волос и ношение париков замужними женщинами, возможно, тоже родом отсюда, У Пуаби и всех женщин, похороненных с ней были парики, на минуточку)  И хотя название танца "семи покрывал" имеет практически современное происхождение, его ввел в обиход как раз Оскар Уайлд, оно хорошо ложится на древний ритуал, но при этом он утрачивает сакральность и приобретает другой смысл - это уже почти стриптиз, хотя и искусство, а в эпоху эмансипации женщин танец этот принимает символическое значение вызова и борьбы за женские права. Не исключено, что хоть и несколько иного рода, но тоже метаморфоза произошла с переосмыслением танца при переходе от язычества к христианству.





Андреа Соларио





Лукас Кранах Старший, 1540



Кранахов было четыре (Старший, два его сына и внук) плюс мастерская с подмастерьями - и Саломей и Юдифь они написали порядочно, причем по единому стандарту (или традиции), не всегда можно отличить Саломею от Юдифь) Хотя это очень разные женщины отсюда



Саломея, современный итальянский художник Матаро дв Вергато. Лилия - символ невинности.

Легенда о Саломее - это, в немалой степени, история о любви и смерти, Эросе и Танатосе. Если Саломея творчески преобразованный образ Инанны или Иштар, богинь любви и войны, - то он трансформирован из одной религиозной категории в другую. очень талантливо. А такая трактовка возможна - речь идет не о банальном убийстве, а об убийстве пророка, почти мессии,. Это покушение или даже убийство нового Бога.  Здесь прячутся и другие, осознанные уже нашим современным сознанием человеческие грехи -  соблазн здесь тем более ужасен, что орудие его - невинный ребенок, используемый взрослыми для достижения своих преступных целей. Первоначальный образ Саломеи забыт и она воспринимается как прообраз Лолиты, Оскар Уайльд совершил следующую трансформацию образа - если до него невинная Саломея - орудие, а вина переложена на мать и отчима, то Саломея Уайльда - само воплощение порока, цель убийства, по сравнению с мотиваций Иродиады, еще более ужасна в своей инфантильно детской жестокости. А с легкой руки Уальда с его серебряной луной и мертвенно-белой кожей, сюда прокралась даже некрофилия с ее вампирскими штучками)



Картина Гюстава Моро «Саломея, танцующая перед головой Иоанна Крестителя». Метрополитен-музей, Нью-Йорк

В возращении и трансформации образа Саломеи сыграли роль мода на ориенталистику. В изучении Востока Европа открыла новый мир - новую философию и эстетику) а также приступила к переосмыслению многих знаменитых фигур из мира древней литературы и искусства. Большое влечатление на современников произвела книга Блаватской "Разоблаченная Исида".  Это картины Гюстава Моро, например)  Флобер, под впечатлением культа богини Исиды и восточными танцами в исполнении Кучук Ханем и Азизы, когда был в Египте (не только, конечно) пишет свою "Иродиаду". Наконец, Оскар Уальд пишет "Саломею" для Сары Бернар на французском, поскольку уверен, что в Англии это не поставят) А Штраус посвящает этому сюжету оперу. Какое-то время все это пытались запрещать, но все заканчивается триумфом Саломеи и ее танца семи покрывал по театрам мира. В XX веке снимают фильм за фильмом, а танец Саломеи по-прежнему обеспечивает успех)) Внимание к этому образу не ослабевает, в качестве примера - книга Розины Нежинской "Саломея. Образ женщины, которой никогда не было".



Франц фон Штук, Танцующая Саломея, 1906. Городская галерея в доме Ленбаха, Мюнхен



Леопольд Шмуцлер, Танцующая Саломея, 1907 отсюда

image Click to view



Ида Рубинштейн - знаменитая исполнительница танца Саломеи в постановке Фокина, который для нее танец и ставил.. Поскольку спектакль был в Петербурге запрещен, в значительной степени образ Саломеи и ее танец переходит в спектакли Клеопатра и Шахерезада) История кадров с ее танцем 7 покрывал не сохранила) Но моду и интерес к ориенталистике немногие сохранившиеся кинокадры передают) Удивительно, столько эротики пришло в мировое искусство из России - и  куда все это подевалось)



Эдит Ламбель Лангерфельд (3 июля 1883 г. - 20 декабря 1968 г.), профессионально известная как La Sylphe, американская экзотическая танцовщица, сенсацией во время выступления в Фоли-Бержер в 1890-х годах отсюда

image Click to view



image Click to view



image Click to view



Немой фильм Саломея по пьесе Оскара Уайлда  с Назимовой, танец на музыку Шествия троллей Грига  (американская актриса театра и кино, родилась в Ялте) Кстати, на музыку Грига исполняется и танец и в фильме "Последний танец Саломеи" 1987 г. Еще есть фильм Саломея Карлоса Саура 2002 г. в стиле фламенко. В 2013 вышел фильм Аль Пачино, чуть раньше - документальный, Саломея Уайльда) Все эти фильмы можно посмотреть на русском, кроме документального Аль Пачино, который нашла на мейле только на английском с турецкими субтитрами) Удивительно даже, неужели никому у нас это оказалось не интересно?

image Click to view



Рита Хейворт, танец семи покрывал из фильиа Саломея, США, 1953

image Click to view



image Click to view



Кстати, еврейские женщины сыграли большою роль в искусстве и политике XIX и XX вв - Сара Бернар, Сабина Шпильрейн, Ида Рубинштейн, Лиля Брик, Элизабет Тэйлор, Майя Плисецкая, Скарлетт Йоханссон, Натали Портман, зачастую их роль была неочевидна и проявилась через их мужчин - Юнга, д'Аннунцио, Набокова, Маяковского итд, очень много среди них жен политиков. С одной стороны это красивые и умныее женщины, может быть в этом и есть весь секрет) А может быть они и впрямь владеют тайной танца 7 покрывал? Чем-то таким, что объединяет психиатрию с большим искусством?

Древние люди услаждали богов всем самым прекрасным, что имели, так что тема ритуальных танцев одна из очень интересных, дающих много ключей к утерянному прошлому) Писала понемногу -
Мир существует, пока танцует Шива здесь
Бхаратнатьям - танец для божества здесь
Танец апсар в исполнении Королевского балета Камбоджи здесь
и т,д.

В Википедии, кстати, есть статья "Образ Соломеи в изобразительном искусстве" здесь, Как раз подробнее о западно-европейской живописи) Многие произведения искусства можно найти через Флобера)

Не удержусь, добавлю еще одну лекцию Эшкалота, посвященную Юдифь, для того, чтобы сравнить, как отличаются мифы о Саломее и Юдифь, хотя в какой-то момент их изображают практически одинаково) Пересказывать все длинно) Как раз недавно у В.Солкина слушала египетскую сказку о деве в башне, до которой надо допрыгнуть, чтобы жениться) по этой же причине недавно пересмотрела "Братьев Гримм" - из-за Моники Белуччи, которая сидела в окне башне с длинными, метров 30 волосами) Даже засомневалась в том, что Жанна Дарк реальная историческая личность) Сейчас многие поняли, как интересно расшифровывать мифы, это гигантский источник информации о древности, об архетипах, живущих в нашем сознании)

image Click to view



история искусства, история украшений, мифология, танец, богини

Previous post Next post
Up