Музей Фаберже. Санкт-Петербург

Mar 13, 2015 05:14

Этот единственный в своем роде частный музей в Санкт-Петербурге открыт для публики немногим больше года, но слышу  я о нем довольно часто. Коллекция шедевров Фаберже выставлялась в Кремле, ездила по России, пока не обрела свое нынешнее пристанище. Музей Фаберже давно в моем списке мест,  обязательных для посещения. Я оказалась в Петербурге, идти до музея мне совсем недалеко, к тому же и компания появилась хорошая,  и день выдался на редкость солнечный: все сошлось. Непростительно было бы идти наперекор всем этим благоприятным факторам и мы отправились на Фонтанку, в здание, которое я привыкла называть Домом дружбы народов или Шуваловским дворцом. Фаберже для меня - своего рода символ или образец перфекционизма.

С другой стороны, тема Фаберже обросла таким пафосом, что от него не спасает даже ироничный юмор. А крылатые фразы типа "те же яйца Фаберже, только вид сбоку" или "как серпом по Фаберже" можно рассматривать как свидетельство "народного" признания. Произведения Фаберже - герои огромного количества фильмов, в частности, с детективным или приключенческим сюжетом. В чем же секрет их феноменальной коммерческой успешности? В высоких идеях, мастерстве, доведенном до уровня высокого ювелирного искусства и, как это ни парадоксально - в том, что вопрос коммерческой выгоды у Фаберже никогда не выходил на первое место. Одним словом - отправляемся на встречу с прекрасным.



Отдам должное устроителям музея - коллекция могла бы поместиться и в меньшем, и не таком помпезном дворце.  Конечно, больше всего ей подошло бы здание, собственно, самой фирмы Фаберже. Но сейчас в известном здании на Большой Морской находится ювелирный магазин Яхонт и можно посмотреть только на яйца отдельно - и на здание фирмы отдельно. Тем не менее, спору нет - музейной коллекции Фаберже может соответствовать только здание, являющееся, как минимум, памятником архитектуры. Располагается дворец Нарышкиных-Шуваловых недалеко от Аничккова моста через Фонтанку, то есть - недалеко от Невского проспекта. Это самый центр Петербурга и добраться сюда легко. Ближе всего находятся станции метро "Гостиный двор", "Невский проспект", "Маяковская", "Площадь Восстания". Работает музей с 10 до 21.00,  до 18.00 вход с экскурсиями (каждый час), последние три часа можно ходить по музею самостоятельно. Выходной - пятница.



Дворец 7 лет реставрировался устроителями музея и выглядит превосходно. У входа большой зал с книгами и сувенирами, среди которых есть и альбомы, и реплики подвесок-яиц. Хотя день рабочий, не выходной - посетителей в музее достаточно много. Но я, конечно, совершенно не верю, что музей "самоокупается" - очень уж все грандиозно. Не знаю, почему я об этом подумала - наверное потому, что часто приходится слышать стенания музейщиков.



Фотографировать в музее можно только в пределах парадной лестницы, поэтому сами украшения и залы, где размещается экспозиция поснимать почти не удалось. Хотя желание было как никогда. Пришлось ограничиться несколькими фотографиями шедевров, взятыми на сайте музея. Как без этого говорить о Фаберже? Но в музее, действительно много произведений, фотографий которых я не видела и нигде не нашла.

Известно 71 яйцо Фаберже (выполняли их разные мастера), сохранилось 62. Из них императорских известно 54, сохранилось 48. Самая большая коллекция яиц Фаберже хранится в Оружейной палате в Кремле, вторая по величине коллекция, принадлежащая Вексельбергу, - как раз в музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Также хранятся яйца Фаберже в Эрмитаже и Минералогическом музее им.Ферсмана, еще одно - яйцо Ротшильда, в частном музее Фаберже в Баден-Бадене, принадлежало Александру Иванову. Он подарил его Путину, а президент передал его Эрмитажу. Количество раритетов периодически продолжает уточняться, бывают случаи появления ранее неизвестных экземпляров, как в случае с яйцом Ротшильда, например.



Всего в коллекции музея 14 яиц Фаберже, из них 9 императорских, в том числе первое и последнее. Несколько яиц сделанны по заказу других лиц - интересны яйца Кельха, в частности. Всего в музее представлено около тысячи предметов Фаберже, всего около  4 тыс предметов, среди которых столовое серебро, предметы культа, ювелирные изделия фирмы Фаберже и работы его современников. Здесь можно увидеть царские подарки - коробки, портсигары, шкатулки самых необычных форм и видов. Также множество популярных в то время мелочей и аксессуаров - часы, несессеры, бонбоньерки, есть даже градусник. Некоторые собранные предметы выставлены по цветам заказчиков. Например, предметы, выполненные по заказу Ротшильда, имели сине-желтую полоску. Также здесь можно увидеть много полотен известных художников - Айвазовского, Маковского, Ренуара и других. Экспонаты по-настоящему интересны. Кроме шедевров обращают на себя внимание ювелирные предметы, продававшиеся в магазине фирмы и служившие частью быта петербургских семей.



О происхождении коллекции писали много - она выкуплена в 2004 году олигархом Виктором Вексельбергом у наследников газетного магната Малкольма Форбса. Новый владелец основал фонд "Связь времен", который и занялся созданием музея, в коллекцию которого, кроме произведений ювелирного искусства Фаберже вошли и другие произведения, принадлежащие императорской семье России и европейским монархическим дворам. Коллекция музея - одна из лучших в мире и без сомнения, ее стоит увидеть, чтобы понимать, что такое ювелирное искусство.





Карл Фаберже и его фирма стали символом целой эпохи в ювелирном искусстве. Фирма Фаберже национализирована со всеми ценностями и материалами. После революции, Карл Фаберже не смог пережить краха любимого дела. В 1918 году он покинул Петроград, в 1920 году сердце великого ювелира не выдержало - похоронен он в Каннах. Работы Фаберже в советское время активно продавались за границу. Яйца в среднем по 400$.









В этой витрине выставлены 2 яйца Фаберже, сделанные по заказу Кельха - очень интересные. Принадлежали Варваре Кельх-Базановой.



Самые знаменитые ювелирные произведения Фаберже - пасхальные яйца. В музее они выставлены в Синей гостиной - одном из парадных залов дворца. С 1885 по 1916 году императорская семья заказывала яйца в качестве пасхального подарка - начало положил Александр III,  заказывая их для супруги Марии Федоровны, традицию продолжил Николай II, который стал заказывать по 2 яйца и дарил их матери Марии Федоровне и жене Александре Федоровне. Императорская чета - Александр III и его супруга Мария Федоровна, датская принцесса Дагмара в девичестве, обратили внимание на работы Фаберже, выставленные на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве в 1882 году. По этой причине ему был поручен первый заказ императора.



Идеей для первого заказа - Курочки, послужили яйца с сюрпризами, сделанные в Париже в 18 веке в 3-х экземплярах - сейчас они хранятся в замке Розенборг в Копенгагене (яйцо герцогини Вильгельмины), в музее Истории искусств в Вене и частной коллекции (до этого в Государственном собрании в Дрездене). Одно из этих яиц императорская чета видела на художественно-промышленной выставке в Копенгагене в 1879 году. Фаберже сделал не копию, а собственную версию - более простую, без монограмм и бриллиантов. Скорлупу имитирует белая эмаль, в желтке из золота скрывается золотая курочка, внутри у нее была миниатюрная корона и рубиновый кулон с цепочкой, которые не сохранились. Для того, чтобы открыть "яйцо-матрешку" нужно было знать несколько секретов. Подарок Марии Федоровне так понравился, что в течение многих лет Фаберже будет получать заказы на изготовление подобных яиц с сюрпризом. Наверное идея Киндер-сюрпризов тоже навеяна была яйцами Фаберже.



Яйцо "Бутон розы" - первое, подаренное Николаем II своей супруге Александре Федоровне (принцессе Алисе Гессен-Дармштадской в девичестве). Свадьба состоялась в 1894, яйцо подарено в 1895. Как правило, на изготовление яйца уходил 1 год. Выполнено оно в стиле Людовика 16. На земляничном фоне - символы любви и неразрывности уз брака - стрелы, венки и гирлянды из золота, перевитые лентами. Под большим алмазом наверху портрет Николая II на слоновой кости. Яйцо сделано мастером Михаилом Перхиным, бутон розы стал первым сюрпризом с механизмом - лепестки открывались при нажатии на кнопку. Последним сюрпризом яйца была корона - не сохранилась.



"Коронационное" яйцо подарено Николаем II на Пасху 1897 года и посвящено коронационным торжествам. Императорская чета въехала в Москву 9 мая 1897 года, 6-километровую процессию замыкала  карета императрицы. Карета была сделана для Екатерины I мастером И. Букендалем и затем использовалась в коронациях. Точная копия кареты, сюрприз яйца - работа 23-летнего мастера Г.Штейна. Точно повторяет все части конструкции, включая поворотный круг, рессоры, выдвижные подножки. Обе дверцы открываются, бархатная обивка - алая эмаль, на колеса надеты железные обручи из платины. Шторки из горного хрусталя. Работа заняла 15 месяцев по 16 чаов в сутки. Талантливый мастер без лупы видел дефекты камней и всю работу сделал без использования оптики. Модель использовали впоследствии как образец для реставрации кареты. Отделка скорлупы имитирует золотые парчовые мантии с ткаными черными двухглавыми орлами, использовавшиеся во время коронации. Под плоскими круглыми алмазами - вензель Александры Федоровны и год коронации. Последний сюрприз - изумруд, оторый был укреплен на небольшом крючке на потолке кареты (не сохранился).



Яйцо "Ландыши", 1898 год. Подарено Николаем II супруге, украшено ее любимыми цветами. Скорлупа - розовая эмаль, ландыши из жемчуга на золотых стеблях с зелеными листьями (эмаль), алмазы на лепестках имитируют капли росы. Сюрприз - три портрета: Николая II и двух старших дочерей, родившихся к тому времени. Портреты появляются веером при вращении секретного штифта.



Пасхальное яйцо в виде лаврового дерева из саянского нефрита (1911) - подарок Николая II матери, Марии Федоровне. Фаберже хорошо знал своих заказчиков, в частности, ему было известно о любви Марии Федоровны к птицам. В ветвях деревца прячется птичка, которая поет, вертится и хлопает крылышками, благодаря заводному механизму.



Яйцо-часы "Петушок" тоже подарено Марии Федоровне (Пасха 1900 года). Сделано по принципу музыкальных шкатулок - при нажатии на кнопку открывается крышка и появляется петушок, который кукарекает, открывая при этом клюв, хлопает крыльями, затем он исчезает и крышка захлопывается. У петушка настоящие перышки. Формой яйцо напоминает жертвенник, фиолетовый тон - цвет полутраура. В 1894 умер супруг Марии Федоровны,Александр III, а в 1899 - их сын Георгий. Петушок - символ возрождения и надежды.



Это яйцо Фаберже - одно из 7 яиц, сделанных по заказу Кельха. Принадлежало его жене Варваре Кельх-Базановой. В основе - идея первого яйца Фаберже, заказанного Александром III для жены, но крупнее и богаче украшено. В золотом желтке пряталась золотая курочка, ее сюрпризом был складной мольберт с портретом. Предполагается, что первоначально это был портрет как раз Варвары Базановой, но очередные владельцы, чтобы выдать яйцо за императорское, заменили его на портрет царевича Алексея, который родился спустя 6 лет после указанной на яйце даты изготовления - 1898.



Яйцо-часы Фаберже - "Шантеклер Кельха", одно из 7 яиц, заказанных для Варвары Базановой. Одно из 3-х яиц с заводной птичкой. Синяя эмаль, лавровые гирлянды, перевитые лентами, опоясано фризом, украшенным женчужинами. Сюоприз - петушок-шантеклер (пестрая эмаль, алмазы). Петушок каждый час поет и хлопает крыльями. Одно из самых крупных яиц - около 30 см в высоту. Мастер Яков Ляпунов.



Яйцо-часы герцогини Мальборо - змея указывает время

Яйца Фаберже хорошо известны. но в коллекции музея представлено много других интересных работ фирмы - многие ювелирные украшения были вполне доступны по цене обычному петербуржцу. Существовал обычай дарить девочкам с рождения на Пасху каждый год подвески в виде яиц - к совершеннолетию собирались оригинальные ожерелья. Изделия Фаберже выпускались всегда в единственном экземляре и никогда не повторялись, даже если речь шла о небольшой подвеске.



Зал серебра - серебряная подставка для карандашей в виде Ивана Калиты.

А это несколько фотографий выставки, посвященной 2 мировой войне, на выставке можно также увидеть несколько предметов, принадлежащих семье князей Юсуповых.

В экспозицию выставки перекочевало последнее императорское яйцо Фаберже - и еще несколько шпионских фотографий.





Яйцо "Орден Святого Георгия" - последний пасхальный подарок Николая II матери, Марии Федоровне, выполненный фирмой Фаберже в 1916 году. Напоминает о 1 Мировой войне, имеет простую форму, не содержит дорогих камней и механизмов. Это единственное яйцо Фаберже, которое покинуло Россию со своей законной  владелицей - вдовствующей императрицей Марией Федоровной в 1918 году.













На входных билетах - шедевры Фаберже.





Дом Фаберже в Петербурге сохранился и находится на том же месте, что и раньше - это хорошо известный ювелирный магазин Яхонт на Большой Морской, 24 (Ювелирторг или ООО "Ювелирная торговля Северо-запада).


На фото: дом фирмы Фаберже на Большой Морской. Архитектор К.Шмидт. В этом доме фирма Фаберже располагалась с 1900 по 1917 годы. Сейчас здесь располагается ювелирный магазин "Яхонт"

Дом Фаберже облицован финляндским гранитом, который добывали на одном из островов недалеко от полуострова Ханко на юге Финляндии. Раньше полуостров по-русски назывался Гангут и знаменит произошедшим у его берегов сражением во время Северной войны при Петре I. Здесь же, на полуострове, камень обрабатывали. Некий подрядчик К.Фасси вошел в историю тем, что изрядно поживился на строительстве здания и сбежал, но Фаберже смирился с потерями, поскольку не хотел скандалом бросать тень на свою репутацию придворного ювелира. В здании находился магазин и офис (контора), мастерские, учебные студии, квартиры семьи Фаберже. Глубокий участок застроен по периметру, главный корпус двухпролетный. Здание фирмы Фаберже с магазином было и в Москве.



Здесь было добавлено видео передачи из серии "Искатели" о тайнах Фаберже, но видео исчезло, ссылку я убрала.

Читайте также: История ювелирные украшений из сердолика
Ювелирный шопинг в Петербурге. Часть 1. Выставка Мир камня
Ювелирный шопинг в Петербурге. Часть 2. Площадь Фаберже - 2 завода с магазинами

Зимин И., Соколов А. Ювелирные сокровища Российского императорского двора

Фаберже, музеи

Previous post Next post
Up