Манежную площадь и Итальянскую основательно очистили от снега и это еще больше напомнило о блокадном времени, когда по Итальянской, в то время улице Ракова, трудно было пройти из-за сугробов) На углу с Малой Садовой стоит знаменитый Дом Радио, сейчас все здание закрыто строительной сеткой. У входа - мемориальный барельеф, посвященный Ольге Берггольц. Она вместе с другими сотрудниками жила в маленькой комнате наверху, спасаясь от холода. Вспомнилась история из воспоминаний Веры Кетлинской, которая жила в Литературном доме возле Итальянского моста, там сейчас находится музей Зощенко. Подробнее я писала когда-то о блокадных поэтессах в статье
"Чтоб вас оплакивать мне жизнь сохранена" «Однажды вечером я позвонила Ольге [Берггольц]: раздобыла, не помню уж где, бутылочку рыбьего жира и собиралась жарить на нем лепешки из причудливого месива, куда основной массой входила кофейная гуща. Ольга сказала: «Сейчас же приду». От радиокомитета до моего дома - два квартала, но пришла Ольга не скоро и в состоянии крайнего нервного возбуждения. Улицы были совершенно темны, она на ощупь пробиралась по тропке между сугробами и вдруг возле Филармонии споткнулась обо что-то и упала - упала на полузанесенного снегом мертвеца. От слабости и ужаса она не могла подняться и вдруг услышала над собою свой собственный голос, читающий стихи… Ей показалось, что она умерла или сошла с ума. И только когда ее голос кончил читать стихи и диктор объявил следующую передачу, она вспомнила, что в этот час транслировалась запись ее очередного радиовыступления, и поняла, что работает репродуктор на углу Европейской гостиницы…»
Иногда приходят мысли о бессмысленности этого гигантского и бесчеловечного жертвоприношения. Тогда вспоминаются строчки Натальи Крандиевской-Толстой.
…Я не покину город мой.
Венчанный трауром и славой.
Здесь каждый камень мостовой -
Свидетель жизни величавой.
…И променять за бытие,
На тишину в глуши бесславной
Тебя, наследие мое,
Мой город великодержавный.
Нет! Это значило б предать
Себя на вечное сиротство,
За чечевицы горсть отдать
Отцовской крови первородство.
Мало кто знает, что дом на другой стороне Итальянской, напротив Дома Радио, тоже был Домом Радио - но военным. Эта информация так долго была засекречена, что забылась совсем....
А между тем, здание всегда принадлежало Военному ведомству. Сейчас хорошо заметна разница уровней во дворах. Если во дворе напротив Малой Садовой первый этаж выглядит как обычно - то с другой стороны он выглядит как полуподвальный. Ушел в землю по самые окна. Это произошло потому, что уровень земли в этом дворе выше, в 70-е годы сюда привезено много земли, чтобы посадить деревья. А под землей остался бункер, где хранилась запасная радиостанция. Интересно, как посетители кафе "У Фрейда" отнесутся к тому, что во время блокады на первом этаже здания складировали замерзшие трупы... К сожалению много архитектурных фрагментов не сохрагилось в доме. Нет часовни, на месте одного из зданий и сквера построен новый дом с памятником Тургенева. Разрушена арка, выходящая на Инженерную улицу. Когда-то у всех арок стояли часовые)
Удалось попасть на интересную экскурсию о блокаде - подрбнее в группе вконтакте
Сады и парки Русского музеяПо Михайловскому саду, Марсову полю и Летнему саду) Экскурсия бесплатная и очень профессиональная) было очень холодно, как и положено, наверное, в такой день) отогрелись только в Голубятне в Летнем саду, там находится археологический музей Летнего сада. Проводил экскурсию Мельников Виктор Юрьевич, сотрудник Русского музея) Рекомендую отслеживать экскурсии, которые от проводит) Это бывает редко)))
Здесь видео - новость об экскурсии
Почему-то не добавляется вмдео, поэтому оставлю ссылку на ютуб - bbc Сталин и предательство Ленинграда
https://www.youtube.com/watch?v=nLdycJUTfaQ