Суми-ё. Предельный жест

Jan 12, 2014 14:21

Оригинал взят у nandzed в Суми-ё. Предельный жест


Дальневосточные культурные коды мне лично интересны тем, в частности, что жест там перешёл не только в систему иероглифов (или как это произошло в европейских алфавитах). Жест рисовальщика как сущность присутствует в графике. Если в европейской культуре рука рисовальщика полностью подчинена линии, рисовальщик буквально поглощён этим, то в японской культуре рисунка типы движений руки представляют собой персонификацию элементов, из которых состоит мир. Я говорю о технике рисования тушью - суми-ё. Она была завезена (как почти всё, кстати) японцами из Китая.

На определённом этапе японцы ещё не были теми японцами, к которым мы привыкли - народом со своей самостоятельной культурой, способной переваривать любые заимствования извне. Это были материковые люди, жившие на территории нынешнего Приморского края России. Они мигрировали на земли айнов - это были острова, названные впоследствие Японскими. В этом смысле изначально, в основе, вся культура японцев, её витальность и принципы - это культура странников.

В древнем Китае техника рисования тушью была выражением Дао, пути вселенской жизни. Суми-ё не предполагает эскизов, многократных подходов и т. д. Её составляют четыре элемента-движения, которые ещё в Китае были названы Четыре благородных господина. Это "Бамбук", "Дикая орхидея", "Хризантема" и "Ветка сливы". Каждое последующее движение дополняет, объясняет и раскрывает предыдущее.



Некоторые считают, что это название (Четыре благородных господина) просто отголосок исторической ситуации, когда каллиграфией и рисунком могли себе позволить заниматься лишь господа. Они были состоятельны, имели соответствующий статус и свободное время для таких занятий. Но многочисленные свидетельства того, что суми-ё практиковали также и женщины, и дети. Всё-таки это больше древняя китайская метафора о четырёх типах движений во Вселенной. Ещё одна (из многих) китайских классификаций. Она может трактоваться как Прямота, Прихотливость, Распространение и Множество в единстве. Это лишь один из смыслов этой техники.

Предельность жеста в рисовании тушью суми-ё была направлена как раз на выявление полной неокончательности жеста, самого рисунка и, в конце концов, жизни. А чёрно-белое исполнение рисунка дополнительно выражало отношения вещей и движений с абсолютом, в данном случае - с обширным белым пространством листа. Неудивительно, что искусство суми-ё широко распространилось среди практиков дзен. Впрочем, в рисунке может использоваться дополнительный цвет - для какой-то детали.



Считается, что техника суми-ё нашла отражение в работах таких мастеров, как Тулуз-Лотрек, Гоген и Ван Гог. В одном из парижских кафе доставляли японские кушанья, обернутые в ненужные оттиски японских гравюр. Художники, завсегдатаи кафе, восхищались техникой суми-ё и даже создали кружок по изучению японской графики. Влияние её несмоненно - стоит лишь вспомнить картину Ван Гога "Под дождём".



Ван Гог. Японская серия: Мост под дождем (по Хиросигэ)

традиции народов мира, Япония, искусство, вокруг света, японские традиции, суми-ё, японское искусство, японская живопись, японские технологии

Previous post Next post
Up