upd Коммент от одного из моих френдов в ФБ: Савинская УС-К, КП которой в Серпухове-15, реально новая для своего времени система, первая система космического базирования, первые средства наблюдения/распознавания факелов. Вводилась с большими трудностями, поставлена на дежурство лет на 15 позже старого доброго КПК РО - прототипа СПРН на базе еще не модернизированных РЛС "Днепр". Давала район старта, затем, где-то на второй сотне секунд, при удачном наблюдении за разворотом, могла посчитать район падения с точностью до континента/океана. Ваш ОД "красной кнопки" в глаза не видел, решения о начальном повышении боеготовности авиации и РВСН принимаются на "Квадрате" (КП СПРН), так что докладывать ваш ОД должен туда, а доложить ему следовало о завершении проверок - данные о старте и сигнале "внимание" там видны тогда же, когда и ему. А мир спас Никита Моисеев со товарищи, который по завершении моделирования последствий обмена ядерными ударами сформулировал понятно для простого человека: "Ущерб, наносимый противнику, уменьшается незначительно при отказе от применения средств доставки и подрыве боеголовок на местах базирования на своей территории". Только он занимался фундаментальными исследованиями (ВЦ на Вавилова), и его вспоминать не модно.
На фотографии Станислав Евграфович Петров (род. 1939) - советский офицер, подполковник в отставке.
Википедия дает достаточно сухие факты о событиях 30-летней давности. Нашел хорошее описание тех событий у wildmale: "В ночь на 26 сентября 1983 года страна спала. В мире было тревожно, холодная война достигла апогея, две недели назад был сбит южнокорейский пассажирский "боинг", случайно нарушивший границу СССР. Америка и весь "прогрессивный" мир вызверились на "империю зла".
И вдруг. На командном пункте Серпухов-15 новейшая космическая система обнаружения ракет засекает старт нескольких межконтинентальных баллистических ракет с территории США, направленных на Россию. "Сирена на КП вовсю ревет, красные буквы полыхают. Шок, конечно, колоссальный, - рассказывал позднее Петров. - Все повскакивали из-за пультов, на меня смотрят. А я что? Все по инструкции для оперативных дежурных, которую сам и написал. Сделали все, что нужно. Перепроверили функционирование всех систем. Тридцать уровней проверки, один за другим. Идут доклады: все совпадает, вероятность - двойка. Высшая." Петров знал, что должен немедленно доложить о ситуации высшему руководству страны, в то время Андропову. Понимал, что с вероятностью 99,9% не склонный к рефлексиям Андропов отдаст приказ о масштабном ответном ударе. Секунды бегут. ВСЕ СМОТРЯТ НА ПЕТРОВА. "За те две-три минуты толком ничего не проанализируешь, - говорит Петров много лет спустя. - Остается интуиция. Два аргумента у меня было. Во-первых, ракетные нападения с одной базы не начинаются, взлетают со всех сразу. Во-вторых, компьютер по определению - дурак. Мало ли что он может за пуск принять." Позднее американские журналисты допытывались, с какой именно базы русский спутник засек старт ракет: "Да какая вам разница? Все равно бы Америки не было", - ответил Петров. Полагаясь на интуицию, Петров взял дальнейшую судьбу мира под свою ответственность, отключил тревогу и зафиксировал старт супернавороченной системы как "ложное срабатывание". Вскоре выяснилось - был прав. Система обнаружения ракет среагировала на солнечные блики от высоких облаков, приняв их за огненный след ракеты.
На следующий день на Серпухове-15 было полно комиссий. Сгоряча Петрову пообещали многочисленные награды, но вскоре спохватились - ведь он нарушил устав, будучи винтиком, начал думать и принимать решения. К тому же во-время не заполнил боевой журнал. Юрий Вотинцев, тогда командующий противоракетной и противокосмической обороной СССР, устроил Петрову допрос. "Спрашивает, почему у тебя боевой журнал как раз на то время не заполнен?" - вспоминает Петров. - Я ему объясняю, что в одной руке у меня была трубка, по которой ситуацию докладывал, в другой - микрофон, мои команды для подчиненных усиливавший. Писать было нечем. А он не унимается: "А почему позже не заполнил, когда тревога окончилась?" Короче, за предотвращение 3-й мировой Петров никакого поощрения не получил. Получил нагоняй. Что Петрову понятно: - Если награждать меня за этот случай, то кто-то за него должен был очень крупно пострадать. В первую очередь те, кто разрабатывал СПРН. Большие академики, которым были выделены огромные миллиарды. Еще хорошо, что за журнал я по полной не огреб.
Историю засекретили. Много лет даже жена не знала, что Петров, которого она привычно пилила за незакрытую пасту и разбросанные носки, однажды спас мир. Рассекретили в 1998-м. Петров так и остался подполковником и вскоре после той истории подал в отставку - спасать мир второй раз было через чур даже для него. У нас эту историю в силу многих причин (среди которых: нарушение воинского устава, сбой космической системы) не афишируют. Статью про Петрова я случайно нашел в англоязычной Википедии и источниками же пользовался англоязычными.
В 2006 в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН Петрову вручили бейсболку статуэтку "Рука, держащая Земной шар" с выгравированной надписью: "Человеку, который предотвратил ядерную войну". Она и сейчас пылится рядом с советским хрусталем и селедочницами в серванте скромной панельки во Фрязино, где ныне проживает пенсионер, подполковник в отставке Петров. Станислав Евграфович, святой вы человек. Спасибо вам."
За этот случай он получил тяжелейший стресс, несколько месяцев госпиталей, увольнение из армии, квартирку на окраине подмосковного Фрязино и телефон без очереди.
Однако в мире о нем понят и знают, правда дарят в основном статуэтки: 1. 19 января 2006 в Нью-Йорке в штаб-квартире ООН Станиславу Петрову была вручена специальная награда международной общественной организации «Ассоциация граждан мира». Она представляет собой хрустальную статуэтку «Рука, держащая земной шар» с выгравированной на ней надписью «Человеку, который предотвратил ядерную войну». 2. 24 февраля 2012 в Баден-Бадене Станиславу Петрову вручена премия в области немецких СМИ за 2011 год. 3. 17 февраля 2013 стал лауреатом Дрезденской премии, присуждаемой за предотвращение вооруженных конфликтов. (€ 25.000)
На BBC сегодня появилось интервью с Петровым. Так он сейчас выглядит:
Мы сегодня ведем блоги и пишем комменты, в том числе благодаря этому человеку.