Я листаю тут очень известную книгу, отрывки переношу сюда (смотрю вразброс, поэтому может быть сначала из конца, потом из начала)
Юдзан Дайдодзи Будосесинсю. Ямамото Цунэтомо Хагакурэ. Юкио Мисима
Хагакурэ Нюмон.
Книга Самурая. Бусидо
Перевод: Котенко Р.В., Мищенко А.А.
Бывают случаи, когда человек входит в азарт и говорит, почти не
задумываясь над смыслом своих слов. Но собеседник часто видит, что человек
неискренен и говорит что попало. В таком случае нужно собраться с мыслями и
сказать правду. После этого в сердце воцарится истина.
Хотя человек, который преуспел в искусствах, считает других
соперниками, в последние годы Хедо Сатю уступил титул мастера рэнга Ямагути
Сетину. Этот поступок достоин похвалы.
Осторожность
Любой, кто получает от своего господина подарок в виде косодэ или
камисимо с его гербом, должен помнить, что, если он носит косодэ, ему
следует надевать поверх камисимо со своим гербом, а если он носит камисимо с
гербом господина, следует одевать косодэ со своим гербом. Ибо если он носит
одежду только с гербом господина, может показаться, что он -- его
родственник, и это будет невежливо. А когда одежда с гербом господина
обветшает так, что ее нельзя уже больше носить, гербы следует срезать и
сжечь, дабы они не пачкались и не подвергались тем самым неуважительному
обращению.
Если кто-либо из соседей болен или понес тяжелую утрату, то, даже не
будучи знакомым с ним близко, следует позаботиться о том, чтобы в доме не
звучала музыка и не раздавался громкий смех, и отдать соответствующие
приказания семье и слугам.
Это нужно для того, чтобы не прослыть среди соседей и товарищей грубым
и невежливым.
Исторические записи
Самурай, находящийся на службе, даже последний присоединившийся вассал,
а тем более ветеран, должен хорошо знать историю семьи своего господина, ее
происхождение, сведения о его предках и описания героических поступков своих
товарищей. Обо всем этом он обязан спросить у старших членов клана. В
противном случае, если во время разговора с кем-нибудь из чужих людей он
проявит незнание этих вещей, то его будут считать недостойным человеком,
даже если во всем остальном он является хорошим вассалом.
Литература и изящные искусства
Хотя для бусидо в первую очередь требуется сила и мощь, обладать только
ими -- значит быть всего лишь грубым самураем. Поэтому самурай должен знать
грамоту и, если у него есть время, учиться стихосложению и чайной церемонии.
Если он не учится, он не сможет постичь причины вещей, как прошлых, так и
настоящих.
каким бы опытным и мудрым он ни был, он обязательно когда-нибудь
окажется в большом затруднении, если у него недостаточно знаний. Ибо,
понимая дела своей страны и чужих земель, учитывая принципы времени, места и
ранга, и следуя наилучшему, не совершишь больших ошибок в расчетах. Поэтому
я говорю, что самурай должен быть прилежным в учении. Но если он плохо
использует свои познания, становится самоуверенным и свысока смотрит на
неграмотных, если он поклоняется всему иностранному и думает, что ничего
хорошего, за исключением китайского, не существует, если он настолько
предвзят, что не понимает: что-то может в настоящее время и не подходить для
Японии, каким бы хорошим оно ни казалось, то я скажу: его знания далеки от
совершенства. Он должен учиться, помня об этом.
Стихосложение -- это давний обычай нашей страны. Великие воины всех
времен писали стихи, и даже самый низший вассал пробовал время от времени
сочинять неуклюжие строки. Но тот, кто занимается только этим и пренебрегает
повседневными обязанностями, становится мягким душой и телом, теряет все
свои боевые качества и выглядит как придворный самурай. Особенно, если
увлекаться короткими стихами хайку, столь модными в наше время, то можно
легко стать бойким на разговоры, остроумным и щеголеватым даже среди
молчаливых и сдержанных товарищей. Хотя это может считаться милым в
обществе, особенно в наше время, но самураю следует этого избегать. Затем,
что касается чайной церемонии, то со времен сегунов Киото она была
развлечением военного сословия, и даже если ты не слишком любишь ее, тебя
могут пригласить участвовать в ней и быть гостем знатных людей, поэтому по
крайней мере следует знать, как правильно входить в чайную комнату, как
рассматривать ее убранство и следить за приготовлением чая,
как есть блюда и пить чай. Чтобы получить знание о чайной церемонии,
следует взять несколько уроков у Чайного Мастера. К тому же, в чайной
комнате хорошо наслаждаться отдыхом и спокойствием, ибо в ней нет
хвастовства и роскоши, поэтому даже в домах богатых людей и чиновников ты
найдешь простые соломенные хижины с опорами из дерева и стропилами из
бамбука, с простыми безыскусными решетчатыми окнами, бамбуковыми шторками,
калиткой и входом. Чашки и другая утварь также лишены изысканных орнаментов,
их формы чисты и сдержанны. Они полностью лишены испорченности повседневной
жизни. Я полагаю, что этот дух, если ему следовать, способствует постижению
Пути воина. Поэтому, очень неплохо подготовить для чайной церемонии
специальное место. Можно воспользоваться даже картинами нынешних художников,
простой чайной утварью и глиняным чайником -- это недорого и соответствует
аскетическому стилю чайной церемонии. Но во всех вещах простое склонно
превращаться в сложное, и стремление к роскоши дает о себе знать. Так, если
видишь у кого-то чайник Асия, то становится стыдно за свой глиняный, и
вскоре начинаешь хотеть, чтобы вся утварь была дорогой. Затем
присматриваешься, где что подешевле, и становишься знатоком, так что можешь
купить хорошую вещь за малую цену. Затем, когда видишь в чьем-либо доме
красивую вещь, начинаешь выпрашивать ее у хозяина или предлагать обменять,
конечно, чтобы выгода осталась за тобой. Такое поведение не лучше поведения
простого лавочника или торговца и бесчестит Путь воина. Это большая ошибка,
и, чем практиковать такую чайную церемонию, лучше вообще ничего не знать о
ней и оставаться в неведении даже насчет того, как пить чай. Ибо
предпочтительнее показаться грубым, чем опорочить величие бусидо.
Некто предлагает быть требовательным к людям, но я с этим не согласен.
Известно, что рыба не будет жить там, где есть только чистая вода. Но если
вода покрыта ряской и другими растениями, рыба будет прятаться под ними и
разведется в изобилии. Слуги тоже будут жить спокойнее, если некоторые
стороны их жизни будут оставлены без внимания. Очень важно понимать это,
когда оцениваешь поведение людей.
Нехорошо привязываться к одному набору представлений. Если ты приложил
усилия, чтобы понять что-то, а затем довольствуешься достигнутым пониманием,
ты совершаешь ошибку. Вначале нужно прилагать усилия, чтобы убедиться, что
ты понял главное, а затем претворять его в жизнь. Так человек должен
поступать постоянно. Никогда не думай, что ты достиг нужной ступени
понимания. Всегда говори себе: "Этого недостаточно".
Человек должен всю жизнь стремиться к тому, чтобы никогда не отступать
от Пути. Он должен учиться, постоянно работая над собой и ничего не оставляя
без внимания. В этом Путь.
Очень жаль, что молодые люди в наше время так сильно увлечены
материальными приобретениями. Ведь у людей с материальными интересами в
сердце нет чувства долга. А те, у кого нет чувства долга, не дорожат своей
честью.
Существуют правила воспитания ребенка в семье самурая. С младенчества
нужно поощрять в нем смелость, никогда не дразнить и не запугивать. Ведь
если ребенок с детства привыкнет бояться, он пронесет этот недостаток через
всю жизнь. Ошибку совершают те родители, которые учат детей бояться молнии,
запрещают им ходить в темноте или рассказывают ужасы, чтобы те перестали
плакать. Кроме того, если ребенка много бранить, он станет застенчивым.
Нужно избегать формирования у детей плохих привычек. Ведь если плохая
привычка укоренилась, сколько ни упрекай ребенка, он не исправится. Что же
касается правильной речи и хороших манер, нужно постепенно приучать детей к
ним. Пусть ребенок не ведает о корыстолюбии. Если в этом отношении он будет
воспитан правильно, все остальное приложится само собой.
Ребенок, выросший в неблагополучной семье, будет непослушным. Это
естественно. Даже птицы и звери подражают поведению окружающих особей. Кроме
того, отношения между отцом и сыном могут ухудшиться вследствие
неправильного поведения матери. Мать любит свое дитя превыше всего на свете
и поэтому склонна заступаться за него, когда отец делает ему замечания. Если
мать становится на сторону ребенка, между ним и отцом не будет согласия.
Часто мать заботится только о том, чтобы ребенок опекал ее в старости.
А вообще чего я цитирую? Сами читайте, если хотите.
http://lib.ru/JAPAN/samuraj.txt