Оригинал взят у
teahouse_nsk в
Искусство Икэбана. Часть VДля фиксации цветов в икэбана применяются специальные металлические держатели. И в высоких, и в низких вазах можно устанавливать цветы разными способами, с использованием держателя и без него.
Начнем со способа с использованием держателя. Существует множество видов и форм держателей, как более, так и менее удобных, но, пожалуй, идеальным для любого типа аранжировки цветов является наколка, или кэндзан.
Кэндзан
Я приведу здесь несколько правил, на которые следует обратить внимание начинающим при создании композиции в широкой низкой вазе с использованием наколки. Во-первых, укрепляя ветки на наколке, не прилагайте больших усилий, иначе рука может соскользнуть, и вы поранитесь о шипы.
Во-вторых, втыкайте все ветки вертикально. Если вы хотите разместить ветку наклонно, сперва укрепите ее вертикально и потом согните в нужном направлении. Насадить ветку на шипы наклонно просто не получится. Если стебель очень тонкий, нужно предварительно обернуть его бумагой или ватой.
Еще одна важная деталь: нужно стараться не насадить стебель на шипы, а воткнуть между шипов. Для этого следует слегка заострить кончик стебля. Если из-за тяжести цветов наколка стоит нетвердо и может упасть, можно добавить вес, воткнув в нее шипами вниз еще одну наколку.
В отличие от низких широких сосудов, вроде миски или тарелки, в которых невозможно зафиксировать цветы без специального держателя, в сосуд из отрезка бамбукового стебля, бутылку или горшок цветы можно просто поставить, не используя никакого дополнительного способа фиксации. Поэтому в случае с высокой вазой нужно попробовать просто поставить в нее цветы, и если при этом они достаточно зафиксированы, то это и есть идеальный способ установки цветов. Если же цветы в вазе стоят неустойчиво, проворачиваются, соскальзывают или наклоняются, то следует использовать различные крепления или подпорки.
При этом способе фиксации в вазу вставляют маленькую тонкую палочку, на которую затем опираются цветы. Так, если горлышко сосуда слишком широкое, можно закрепить в нем две палочки параллельно или крест-накрест, или четыре палочки в форме решетки, и таким образом сузить горлышко до нужного размера. Если одного крепления недостаточно, можно использовать два яруса креплений - у горлышка и примерно на середине высоты сосуда. Обычно крепления устанавливаются на уровне горлышка вазы, но если центр тяжести ветки смещен и есть вероятность, что она упадет, можно зафиксировать крепление на нижней части ветки (например, привязать к стеблю перекладину или вставить ее в расщепленный срез стебля). Если и этого недостаточно, можно прикрепить к стеблю длинную ветку, которая доставала бы до дна сосуда, а уже к ней, при необходимости, горизонтальное крепление. В общем, владея техникой использования креплений, можно зафиксировать любую ветку.
Многие пренебрегают отработкой техники фиксации цветов, ограничиваясь общим представлением о том, что это очень трудно. Такой подход совершенно недопустим. Поэтому при изучении этой техники старайтесь, основываясь на двух описанных здесь базовых методах, логически проанализировать причины того, почему получается или не получается зафиксировать ту или иную ветку. Для овладения мастерством фиксации цветов необходим не опыт или знание секретов техники, важно просто осознать логику этого процесса.
... Продолжение следует...
- Записи бесед, с которыми основатель Школы Согэцу Софу Тэсигахара выступал на радио NHK (!) в 1930-е годы -
Перевод выполнен Еленой Щукиной по текстам, опубликованным в журнале Ikebana Sogetsu, # 267, 2003.
Часть I Часть II Часть III Часть IV