Серия постов с
http://www.nippon.com/ru, описывающая японские синтоистские святилища. Все статьи можно найти тут:
http://www.nippon.com/ru/views/b052/Сейчас их 9.
Автор - Тоя Манабу
Фотографии: Накано Харуо
Иллюстрации: Ицука Цуёси
Пространство синтоистского святилища (дзиндзя) включает множество частей - ворота (тории), «ограждающие верёвки» (симэнава), статуи животных, напоминающих собак или львов (комаину), главное здание святилища (хондэн). Зная смысл, заключённый в каждой из этих частей, мы сможем намного лучше понять, что такое святилище. В этой серии статей мы рассмотрим двенадцать составляющих в порядке их появления перед глазами паломника.
Тамагаки - «драгоценная ограда»
За Павильоном поклонения (хайдэн) находится Главный павильон (хондэн), где почитается божество святилища. Главный павильон окружает тамагаки, «драгоценная ограда», разграничивающая «внутреннее» и «внешнее» пространство. Вне её - профанное, мирское, внутри же - сакральное, божественное. Количество таких оград может быть разным в зависимости от размеров святилища, самая внутренняя ограда называется мидзугаки, «водная ограда», а прочие вне её носят названия тамагаки - «драгоценная ограда», арагаки - «грубая ограда», итагаки - «дощатая ограда» и т. п. Только в святилище Исэ-дзингу Внутреннее святилище (найку) окружают четыре ограды, самая ближняя к найку называется ити-но тамагаки - «первая драгоценная ограда», вторая - ни-но тамагаки, «вторая драгоценная ограда», третья - соответственно сан-но тамагаки, а самая внешняя имеет название итагаки, «дощатая ограда».
«Драгоценная ограда» святилища Идзумо-тайся (г. Идзумо преф. Симанэ)
Сакаки, «божественные деревья»
Самая древняя форма «драгоценной ограды» - это живая ограда из сакаки, «божественных деревьев». Записывают слово сакаки иероглифом 榊, который состоит из ключа «дерево» (木) и иероглифа «божество (神). Это не китайский иероглиф, он создан в Японии и обозначает дерево, связанное с обрядами почитания божеств. Изначально местных божеств почитали в рощах листопадных деревьев, и основной вид деревьев в такой роще считался «божественным деревом» сакаки. Дощатую ограду святилищ иногда через равные промежутки украшают «драгоценными ветвями» тамагуси - ветвями сакаки с прикреплёнными к ним бумажными полосками сидэ. Этот обычай, возможно, является отголоском древнего почитания божеств в рощах.
Сакаки в святилище Исэ-дзингу (г. Исэ преф. Миэ)