Покорительницы «пятого океана»

Feb 22, 2014 02:15

Оригинал взят у sirin_from_shrm в Покорительницы «пятого океана»
Об отважных женщинах, - геологах, военных, летчицах, - написано уже немало. Но в преддверии праздника 8 Марта хочется вспомнить тех из них, кто имел самое непосредственное отношение к нашему предприятию и нашему городу.

В 1932 году командованием эскадрильи отечественных дирижаблей был сформирован женский экипаж корабля СССР-В1 в составе: командир дирижабля Вера Федоровна Демина (Митягина), помощник командира корабля Людмила Васильевна Иванова (Эйхенвальд) и бортмеханик Евгения Геннадьевна Ховрина.




Фото 1937 года. Женский экипаж дирижабля СССР-В1: Вера Федоровна Митягина (Демина ) (командир дирижабля); Евгения Ховрина (бортмеханик); Людмила Васильевна Эйхенвальд (Иванова) (пилот).

СССР-В1 был дирижаблем полумягкой конструкции объемом 2200 кубометров с двумя двигателями, которые обеспечивали скорость 95 км/час. Первый испытательный полет в Ленинграде СССР-В1 совершил в начале апреля 1932 года. Женский экипаж провел множество специальных испытательных и агитационных полетов.

Члены женского экипажа летали не только на этом корабле, но и на на сферических аэростатах, а также на других дирижаблях - Вера Митягина и Людмила Эйхенвальд в качестве штурвальных, Евгения Ховрина в качестве бортмеханика.
Вера Митягина была моложе своих подруг на 2 года, она родилась в 1911 году, а Людмила Иванова и Евгения Ховрина - в 1909 году. Эти три женщины познакомились еще будучи студентками воздухоплавательной школы Мосавиахима. Курсанты школы участвовали в ремонте дирижабля «Московский химик-резинщик», в строительстве дирижабля «Комсомольская правда».

По окончании воздухоплавательной школы в 1932 году Вера Митягина была назначена штурманом, а с 1933 года - первой в мире женщиной-командиром дирижабля СССР-В1. Людмила Эйхенвальд стала помощником командира этого корабля, а Евгения Ховрина - бортмехаником. Все трое летали не только на СССР-В1, но и на других дирижаблях всех существовавших тогда типов, от В1 до В6,  также на сферических аэростатах различных объемов.




Дирижабль СССР-В1 на посадке (сброшен гайдроп)

Один из агитационных полетов на сферическом аэростате объемом 900 кубометров «в целях повышения дальнейшей квалификации и в честь Международного женского дня» Вера Митягина и Евгения Ховрина совершили 8 марта 1934 года, об этом рассказала газета «Советский дирижаблист»: «Выполняя лозунг В. И. Ленина о раскрепощении женщин и привлечении их во все поры социалистического строительства и к управлению государством, Партия и Правительство добились на этом фронте больших успехов. В Московском Центральном порту дирижаблей также имеется ряд женщин, которые путём неустанной работы над собой, грызя гранит науки, овладевают техникой кораблевождения».

Наполнение аэростата газом началось в 6 часов 30 минут утра, а в половине десятого корабль стартовал из Дирижаблестроя. Погода в тот день была неважной: сильная облачность и порывистый ветер, доходивший до 7 метров в секунду, не предвещали приятного полета. С набором  высоты ветер усилился до 11-12 метров в секунду, но экипаж продолжал подъём. Около 10 часов утра аэростат достиг максимальной высоты 3 475 метров. Над облаками оболочка аэростата попала под влияние солнечных лучей и стала нагреваться, затем стал нагреваться газ, корабль потянуло вверх и экипаж принял решение «травить газ», чтобы предотвратить дальнейший набор высоты.

Сильная облачность мешала находящимся на земле людям наблюдать полет аэростата. Около 1 часа пополудни аэронавты из окон узнали Ярославль по выгнутым аркам моста, перекинутого через Волгу. В этот момент аппарат уже шел на снижение, находясь на высоте 1 250 метров.

В 2 часа 20 мин. аэростат заметили над деревней Конищево. Здесь команда выбросила гайдроп (трос). Аппарат шел на высоте 85-90 метров и гайдроп несколько раз задел крыши домов. Надо было приземляться. «Возьмите верёвку!» - крикнула Вера Митягина бегущим за аэростатом колхозникам. Однако колхозники поймать гайдроп не успели, и аэростат, миновав деревни Конищево и Теплино снизился в 300 метрах от деревни Глебовское. Местные жители помогли кораблю приземлиться и уже через несколько минут снизившиеся аэронавтки были окружены колхозниками колхоза «Красный маяк», которые помогли собрать расстелившуюся по земле оболочку, сложили сеть, отсоединили клапан. Аэростат был доставлен в сельсовет, состоялся короткий митинг, а затем в колхозе имени 15-тилетней годовщины Октября аэронавты провели конференцию трудящихся женщин«по вопросу 8 марта и наших достижений в дирижаблестроении». По окончании мероприятия была отправлена телеграмма Н.К. Крупской: «Экипаж сфероаэростата ВР-6 Митягина и Ховрина, пробыв в воздухе 4 часа, благополучно спустился в Ярославский район. Совместно с колхозниками Ермаковского сельсовета шлем Вам свой привет в день 8-го марта».

«Этот полет, как и предшествовавшие ему и будущие полёты на сфериках и дирижаблях, постепенно, шаг за шагом закаляют женщин-воздухоплавательниц и помогают им овладевать техникой пилотирования. В день 8 марта указанные товарищи Ховрина и Митягина продемонстрировали участие женщин на одном из участков социалистического строительства - в советском воздухоплавании… Тов. Митягиной всего 22 года. Тов. Ховриной - 25 лет. Женщина-пилот! Это звучит гордо. Женщина управляет дирижаблем! Это может быть только в Советском Союзе, перестраивающем мир ...», - сообщала газета.




Февраль 1939 года. Взлет свободного аэростата СССР-ВР62, объем 2200 куб.м.

Когда в 1934 году был построен знаменитый СССР-В6, каждый дирижаблист надеялся попасть в его экипаж. Все кандидаты проходили экзаменационную комиссию, тщательно готовились к испытаниям. Материальную часть преподавал сам Умберто Нобиле. В связи с тем, что этот дирижабль был рассчитан на многосуточные полеты, в экипаж было назначено шесть бортмехаников, по два на каждый мотор. Евгения Ховрина мечтала стать членом экипажа этого воздушного гиганта, но Умберто Нобиле резко возражал против ее кандидатуры, он считал, что женщинам не место на корабле. Руководству Дирижаблестроя удалось его переубедить.

«И какая же это была радость, когда в списке экипажа дирижабля СССР-В6 я увидела свою фамилию. Ведь я так ужасно переживала. Впоследствии Нобиле относился ко мне очень хорошо, - рассказывала Евгения Геннадьевна. - Кроме дежурства на моторе у меня была обязанность следить за бензопроводкой, которая шла от висящих в киле баков к каждому мотору. Бензопроводка была смонтирована новыми кранами, разработанными в ЦАГИ. Они иногда давали течь. Приходилось всегда держать в кармане комбинезона кусок мыла и изоляционную ленту для устранения этого дефекта. Это была дополнительная работа в полете для бортмехаников, свободных от вахты».

Людмила Эйхенвальд вышла замуж за коллегу-дирижаблиста Александра Иванова, а Вера Митягина - за Сергея Демина, который, уже будучи командиром дирижабля, в 1934 году без отрыва от работы закончил дирижаблестроительный учебный комбинат. Сергей Владимирович Демин входил в постоянный состав основного экипажа корабля СССР-В6 в качестве первого помощника командира. К сожалению, семейная жизнь супругов Деминых была недолгой - 6 февраля 1938 года Сергей Демин в возрасте 32 лет погиб при аварии СССР-В6 под Кандалакшей.

В начале Великой Отечественной войны Вера Демина (Митягина) ушла на фронт. В составе 18 отделения воздухоплавательного отряда на Западном фронте вместе с коллегой-дирижаблестроевцем Виктором Почекиным на привязном аэростате он проводила воздушную разведку и корректировку огня фронтовой артиллерии.
Аэростат с Верой Деминой и Виктором Почекиным на борту был сбит под Киевом, команда осталась цела, но попала в окружение. Виктору удалось вырваться, а Вера из-за ранения не смогла выйти из окружения. Санитары спрятали раненых в скирдах соломы, но немцы их обнаружили и подожгли скирды. Так Вера Демина попала в плен. Была заключенной в Владимиро-Волынском концлагере, в концлагерях Польши и Германии, где, по мере возможности, оказывала медицинскую помощь своим товарищам-военнопленным. Все это время родные, получив «похоронку», считали ее погибшей. Весной 1945-го Вера Демина вернулась домой.



Фото ок. 1944 года. Привязной аэростат АН-640 (со стягивающей системой переменного объема) на биваке. Привязные аэростаты этого типа применялись СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. для разведки и корректировки огня артиллерии.

Людмила Иванова (Эйхенвальд) в 1940 году, после сворачивания дирижаблестроительной программы, закончила техникум связи и перешла на работу в Аэрофлот бортрадисткой на тяжелых военно-транспортных самолетах.

В начале Великой Отечественной войны Людмила Иванова выполняла ответственные боевые задания в составе экипажа самолета, который совершал вылеты в глубокий тыл противника для связи с партизанскими отрядами. В 1943 году, самолет, в котором находилась Людмила Иванова, был сбит вражескими истребителями под Смоленском. Бортрадистка получила тяжелейшие травмы ног и позвоночника и была вынуждена скрываться в лесах у партизанского отряда и у крестьян близлежащей деревни. Только через месяц ее удалось доставить в тыл.

В письме к Вере Деминой Людмила Иванова делилась своими переживаниями: «Только тебе, Верка, больше никому, признаюсь: временами от меня уходит надежда. Уже восемь месяцев лежу. Будет ли конец?.. Истомила постоянная горизонталь - пол, койка, на которой лежу, потолок... - он давит. От того, что пишут ребята, голова пошла кругом. В1 расконсервирован, летает! Перед глазами все время наши корабли. Статный, красивый В6, стройный В8, немножко "беременные" В2, В3, В4, недолговечный В5, милый "огурчик" В1. Запах водорода плюс резины знают все воздухоплаватели, который другим никому не нравится, а нам кажется самым сладким запахом на свете. Летом в эллинге прохладно и стоят, как живые, корабли. Живые по-настоящему, их уже нельзя оставить без присмотра - то газку дать, то воздуху, то привязать покрепче, чтобы не раскачивались. Родные корабли, дайте мне силы! Остеомиелит. Так называется мое заболевание...».

Больше года пролежала эта отважная женщина в больнице, перенесла несколько сложных, тяжелых операций. Врачи давали неутешительный прогноз: всю оставшуюся жизнь придется провести на костылях. Но Людмила Васильевна нашла в себе силы подняться и заново училась ходить: по одному шагу, каждый день - все дальше и дальше. Потом еще почти год доказывала медицинским комиссиям, что она может подняться в воздух. Пять комиссий отказали, а шестая вынесла положительный вердикт: "Разрешается летать без физических нагрузок".

После окончания войны в 1945 году Людмила Васильевна Эйхенвальд была принята на работу в Центральную аэрологическую обсерваторию, а в 1946 году допущена к полетам на аэростатах. Уже в 1948 году она, в качестве командира-пилота, установила на аэростате ВР-73 мировой рекорд по продолжительности полета, который занял 34 часа 21 минуту. Рекорд был зарегистрирован Международной авиационной федерации (FAI - Federation Aeronautique Internationale) как мировое достижение. В ЦАО Людмила Васильевна Иванова проработала до 1950 года, провела в полетах 3105 часов 54 минуты.

За участие в Великой Отечественной войне Людмила Васильевна награждена орденами Отечественной войны I и II степени и медалями. А за огромный вклад в развитие воздухоплавания на ежегодной комиссии воздухоплавательной комиссии FAI в Вене в 1996 году было принято решение о награждении Ивановой «Медалью FAI за развитие авиационного спорта».

Короткая, но яркая эпоха дирижаблей оставила неизгладимый след в истории нашей страны и в воспоминаниях современников. Спустя много лет Вера Геннадьевна Ховрина добрым словом вспоминала: «Работа на дирижабле для меня была большой радостью, и эти годы считаю самыми счастливыми, хотя и нелегкими, в моей жизни. Мы все были дружны между собой и эту дружбу пронесли через всю свою жизнь».

По материалам «Энциклопедии Долгопрудного» и газеты «Советский дирижаблист»  

ВОВ, Новейшее время, авиация, техника, СССР, война

Previous post Next post
Up