Певзнер Мария Семеновна - видный отечественный ученый, врач-психиатр, психолог, дефектолог и педагог. Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий. Под руководством и при непосредственном участии Марии Семеновны определилось новое направление отечественной педагогической науки - клиническая дефектология. Родилась 14 апреля 1901 г. в г. Сенно Могилёвской губ. (ныне Витебской обл.), в семье служащего. В 1918 г. окончила школу 2-й ступени в г. Аткарске Саратовской области. В 1924 г. завершила образование на медицинском факультете Московского Государственного Университета (1924) и специальных курсах по детской неврологии (1925). С 1926 г. по 1931 г. она работала в г. Саратове в качестве ординатора психиатрической клиники, затем заведовала детским психоневрологическим санаторием. С этого же времени началась ее педагогическая деятельность: чтение лекций в Саратовском педагогическом институте для родителей и педагогов по вопросу о нервно-психических нарушениях в детском возрасте и мерах их предупреждения и на курсах повышения квалификации педагогов и врачей.
Уже в Саратове Мария Семеновна вела серьезную научно-исследовательскую работу под руководством проф. И.Н.Маркова. Результаты этой работы, посвященной изучению психопатических форм поведения в детском возрасте, были представлены на съезде врачей-психиатров, проходившем в г. Ленинграде в 1929 г., посвященном изучению поведения человека, Мария Семеновна знакомится с выдающимся ученым-психологом Л.С.Выготским (1896-1934), который высоко оценил ее научный доклад по патологии поведения у детей, перенесших энцефалит, и предложил ей сотрудничество.
В 1931 г. Мария Семеновна была приглашена в Москву в Экспериментальный дефектологический институт вначале в качестве врача-психиатра, а затем старшего научного сотрудника. С этого времени началась ее работа под руководством Л.С.Выготского по изучению детских психопатий. За время работы в Институте был опубликован ряд статей, написана монография "Клиника психопатий в детском возрасте: опыт лечебно-педагогической работы". В 1937 г. М.С.Певзнер выступила с докладом на Всесоюзном съезде психиатров и невропатологов, который вызвал большой интерес у специалистов.
В 1938 году ею была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата медицинских наук на тему: "Психопатические состояния в детском возрасте".
С этого же года М.С.Певзнер начала работать, по совместительству, ассистентом кафедры детской психиатрии Московского института усовершенствования врачей и читала лекции в Институте повышения квалификации педагогических кадров.
М.С.Певзнер исследовались проблемы патологии поведения детей, рассматривались возможности применения клинического метода для изучения аномального ребенка, была разработана классификация психопатий в детском возрасте ("Дети-психопаты и лечебно-педагогическая работа с ними", 1941).
Во время Великой Отечественной войны, в связи с эвакуацией Московского Университета, где работал муж Марии Семеновны, профессор Игорь Михайлович Рейснер, она работала начальником отделения в психоневрологических госпиталях г.г. Ашхабада и Свердловска.
В 1943 году, возвратившись в Москву, М.С.Певзнер начала работать старшим научным сотрудником в Центральном институте психиатрии РСФСР. С этого года Мария Семеновна берется за разработку проблемы олигофрении. За время работы в институте ею был опубликован ряд статей и сделан доклад на Всесоюзном съезде психиатров и невропатологов в 1947 г. на тему: "Структура и динамика олигофрении при ранних менинго-энцефалитах". Она продолжала читать лекции на курсах повышения квалификации и специализации детских психиатров и педагогов-дефектологов.
С 1951 г. М.С.Певзнер начинает работать в НИИ дефектологии АПН РСФСР (с 1943 НИИ дефектологии АПН РСФСР, позднее с 1965 г.НИИ дефектологии АПН СССР, ныне - НИИ Коррекционной педагогики РАО) в качестве старшего научного сотрудника, а с 1960 г. по 1973 г. заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей.
С 1951 г. по 1960 г. после отклонения от защиты ее докторской диссертации по функциям лобных долей (в период борьбы с локалицизмом) центральное место в исследованиях Марии Семеновны стало занимать изучение олигофрений: их этиологии, патогенеза, определения эффективных методов и приемов лечебной и коррекционной работы с умственно отсталыми детьми, и разработка принципов отбора детей-олигофренов для обучения в специальных школах. В 1959 - 1960 г.г. Марией Семеновной подготовлена монография "Дети-олигофрены", в которой были представлены результаты многолетней работы над данной проблемой. М.С.Певзнер разработала научно обоснованную классификацию олигофрении, обобщив результаты комплексного и всестороннего изучения умственно отсталых детей, показав динамику их развития и взаимозависимость между этиопатогенезом и своеобразием клинической картины.
Эта монография была представлена в НИИ психологии АПН РСФСР в качестве докторской диссертации. В декабре 1960 г. ей была присуждена ученая степень доктора педагогических наук (по специальной психологии). В 1963 г. Марии Семеновне присвоено ученое звание профессора.
С 1960 по 1972 г. М. С. Певзнер заведовала сектором клинического и нейрофизиологического изучения аномальных детей Института дефектологии АПН СССР, где под ее руководством разрабатывалось новое направление - генетическое изучение аномальных детей.
Под ее руководством развивался обширный комплекс исследований по изучению нейрофизиологических механизмов различных аномалий развития, была начата разработка нового для дефектологии направления - генетического изучения аномальных детей, формулировались основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий развития с учетом этиологии, патогенеза, клиники, большое внимание уделялось изучению сложной структуры дефекта.
У М.С.Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них: 16 монографий, пособий и сборников научных трудов (две - авторские моногрУ М.С.Певзнер опубликовано 98 научных работ, из них:афии, а остальные книги в соавторстве с другими специалистами). Ее книга "Дети-олигофрены" была издана в США (дважды), в Аргентине, в Японии. И другие работы М.С.Певзнер неоднократно издавались за рубежом: в ГДР, Дании, Англии, Италии, Румынии, Франции и др. странах. Предметом ее научного анализа выступали также неуспевающие школьники младших классов, в частности дети с задержкой психического развития.
М.С.Певзнер известна как один из ведущих ученых в области детской психиатрии и дефектологии не только в нашей стране, но и за рубежом. Она много раз выступала с научными докладами на конференциях, совещаниях, съездах, проходивших в Российской федерации и союзных республиках; принимала участие в работе международных конгрессов и съездов в ГДР, Франции, Дании, Англии, США, Чехословакии и Венгрии.
С 1973 г. она была переведена на должность профессора-консультанта, где работала по 1989 г., и, по-прежнему, продолжала активную научно- исследовательскую и педагогическую деятельность. В этот период она интенсивно работала над проблемой развития детей со сложной структурой дефекта, в частности - слепоглухих.
На протяжении всей научной деятельности Мария Семеновна уделяла много внимания проблеме психического развития детей с незрелостью или поврежденностью лобных долей коры больших полушарий головного мозга и динамики развития лобных отделов и их роли в формировании личности ребенка.
Совместно с сотрудниками института (Т.А. Власовой, В.И. Лубовским, Т.В. Розановой) М.С. Певзнер были сформулированы основные теоретические положения комплексной клинико-генетической и психолого-педагогической диагностики аномалий.
М.С.Певзнер постоянно работала с аспирантами и соискателями. Под ее руководством было подготовлено и успешно защищено огромное количество кандидатских диссертаций. Последняя диссертация на степень канд. психол. наук под ее научным руководством была защищена в марте 1988 г. Неоценимой была ее помощь специалистам, работавшим над докторскими диссертациями. Она многократно выступала в качестве оппонента кандидатских и докторских диссертаций.
Певзнер М.С. была организатором и руководителем научных экспедиций в Сибирь, на Дальний Восток, в Среднюю Азию, на Кавказ, в республики Прибалтики и т.д. Все, знавшие Марию Семеновну и удостоившиеся ее дружбы, постоянно вспоминают о ней, она живет в сердцах и памяти своих учеников и последователей, в их делах.
Последние годы жизни Мария Семеновна работала над материалами о своем научном учителе - Л.С.Выготском.
Научные идеи и мысли М.С.Певзнер, ее фундаментальные труды не утратили своей значимости и актуальности до настоящего времени, ее работы пользуются огромной популярностью среди ученых-исследователей, практикующих специалистов и при обучении студентов. Высокую оценку получила Мария Семеновна и в воспоминаниях мэтров психологии, например: "Профессор Певзнер с полным правом могла быть названа "величиной общесоюзного значения".» (Петровский А.В. Записки психолога. - М.: Изд-во УРАО, 2001. - 464 с.). Петровский Артур В. Записки психолога. Часть 04)
Мария Семеновна неоднократно награждалась почетными грамотами АПН СССР и МО СССР; медалями: "За доблестный труд в Великой отечественной войне 1941-1945гг." и "В память 800-летия Москвы".