ВОИТЕЛЬНИЦЫ СРЕДНИХ ВЕКОВ

Feb 21, 2014 03:10




Чёрная Агнес

В такой стране, как Дания, имел место интересный обычай, согласно которому свободная незамужняя женщина могла вооружиться и стать skjaldmo - «девой со щитом».

Датский летописец Саксон Грамматик в своей хронике «Деяния данов» разобрал древние саги, где собственно и упоминал, что в битве при Бравеллире в середине 8 века на стороне датчан сражалось где-то три сотни «дев со щитом».

Древнеисландская «Сага о Хервёре» рассказывает историю девушки, одевавшейся, как мужчина, и сражавшейся под мужским именем Хервард.

Прошло время. Викинги стали историей.
Крестовая идея, двигавшая походами западного воинства на Восток, не обошла и женщин…
 
XII ВЕК. ВОИТЕЛЬНИЦЫ СВЯТОЙ ЗЕМЛИ

Нет, речь идёт не о тех женщинах, которые сопровождали воинские части, делали лагерь более комфортным местом, готовили и ухаживали за больными. Речь о тех, кто прибыл в Святую Землю, чтобы воевать во славу Бога и получить пропуск к ангельским хорам небес.

Кем были эти дамы, что предпочли покинуть дом и отправится в опасный поход? Кто они, сражавшиеся в кольчугах и шлемах не менее достойно, чем храбрые мужи?

Ответов на сей вопрос нет, ибо не сохранилось сведений о них. Но кое-что мы все-таки знаем по скудным упоминаниям восточных летописцев.

Слово Имад ад Дину, биографу легендарного предводителя сарацин Саладина.

После того как битва закончилась, рассказал он, сарацины вяли пленников и были изумлены, когда воины оказывались воительницами.

Судьба этих женщин неизвестна, однако Имам ад Дин сообщает, что некоторые из них были проданы в рабство пожилым женщинам.

Еще один арабский хронист Беха ад Дин отмечает храбрость франкских женщин во время осады Акры - второго по значению города Святой земли во времена Крестовых походов.

Во время сражения мусульманские бойцы видели женщину, одетую в зеленый плащ. Она стреляла в них из лука и многих убила, прежде чем сама сложила голову под напором сарацин.

Когда воины принесли Саладину ее лук, он был глубоко впечатлен храбростью и упорством погибшей франкской женщины.

XIII ВЕК. ХОЗЯЙКА ЗАМКА ЛИНКОЛЬН

Все знают, кто такой шериф? Ага, шериф в Средневековой Англии был главным должностным лицом, выполнявшим административные и судебные обязанности. Объём работы шерифов был весьма и весьма, так что должность их была не из лёгких.

Часто случалось так, что шериф имел крупные земельные участки прямо по месту своей службы.

Самый популярный шериф - это конечно шериф Ноттингемский, прославившийся долгим противостоянием банде головорезов из Шервудского леса. Но речь сейчас не о нём. Принято считать, что шерифские обязанности должен исполнять мужчина. Ан нет! И тут есть исключение.

Шёл 1216 год- время смут и нестабильности. И именно в то неспокойное время шерифом Линкольншира стала Никола де ла Хайе.

О ней расскажу по порядку.

Никола была дочерью барона де ла Хайе, имевшего земли в Нормандии и Линкольшире, наследственного смотрителя замка Линкольн. Родилась она где-то между 1150 и 1156 годами, точности нет, ибо родители были разочарованы и не потрудились записать дату рождения дочери. Какая разница, не сын и не наследник ведь!

Но братьев у Николы так и не появилось, поэтому, когда в 1169 помер её отец, она оказалась наследницей имений и наследственным кастеляном Линкольнского замка. Уже будучи вдовой она предотвратила поползновения французских захватчиков на город, сумев договориться с ними.

Позже король Иоанн посетил Линкольн.
Никола, как говорят, подошла к нему и предложил ему ключи от замка, объясняя, что она уже слишком стара для таких нагрузок. Но король ключи не принял.

И незадолго пред кончиной король Иоанн назначил ее на шерифскую должность. Назначение женщины было случаем беспрецедентным и свидетельствовало о крайне высоком отношении короля к своей преданной стороннице.

Но звёздный час Николы был ещё впереди.

Эта пожилая, но решительная леди командовала замком Линкольн в 1217 году. В тот год восставшие английские бароны и Луи, сын французского короля Филиппа, осадили замок. Никола де ла Хайе защитила от них город, сдержав несколько атак восставших.

В Dunstable annals Николу называют «благородная женщина, которая поступала мужественно».



Линкольнский замок

XIV ВЕК. «ЕЕ ПЕРВАЯ ЛЮБОВЬ - К ОРУЖИЮ…»

Девушка по имени Мария жила в Италии, в середине 14 века. О ней совсем мало данных.

Все, что мы знаем о ней, знаем благодаря поэту Франческо Петрарке, описавшему свою встречу с ней в письме к кардиналу Джованни Колонна 23 ноября 1343.

Петрарка говорит, что был поражен, когда шедший ему навстречу воин оказался женщиной, почти неузнаваемой в своей броне. Видимо, девушка была достаточно рослой и физически развитой.

«Из всего, что мы видели в тот день, - пишет Петрарка, - замечательнее всего была сильная женщина из города Поццуоли, крепкая телом и душой. Ее зовут Мария, и, хотя она постоянно находится среди людей, обычно солдат, люди говорят, что она никогда не позорила свое целомудрие.

Ее первая любовь - к оружию, ее душа бросает вызов смерти.

Иногда в одиночестве, но чаще с несколькими спутниками, она совершала налеты на врага, и всегда, вплоть до настоящего времени, победоносно. Воительница эта нападает агрессивно и умело фехтует. Она с невероятным терпением переносит голод, жажду, холод, жару, недостаток сна, усталость. Она проводит ночи под открытым небом, спит на земле, используя щит в качестве подушки».

XIV ВЕК. УПОРСТВО ЧЕРНОЙ АГНЕСС

Черная Агнесс, известная в высшем обществе как леди Агнесс Рэндольф, также жила в 14-м веке, но только в Шотландии. Она была женой Патрика, четвертого графа Данбара и второго графа Марша. Вся их семья была верным сторонником Роберта Брюса в войнах за независимость от Англии.

Но запомнилась эта женщина позднее, когда её муж вёл сражения где-то на севере. Воспользовавшись его отсутствием, Данбарский замок осадили англичане под предводительством графа Солсбери.

Осада длилась несколько месяцев. Войска англичан разбили под стенами замка лагерь, время от времени обстреливая стены камнями из своих осадных машин.

Замок, обороной которого руководила Агнесс, не сдавался.

Презрев опасность, она часто появлялась на крепостной стене. Штурмы, повторявшиеся время от времени, заканчивались ничем, а зубцы стен и амбразуры каждый раз вычищались от следов сражений, чтобы показать презрение Агнесс к атакующим.

После почти пяти месяцев Солсбери был вынужден снять свою бесплодную осаду замка Данбар.

Один из самых первых авторов исторических романов, сэр Вальтер Скотт, прямо сказал, что никто не сможет стереть Черную Агнесс из летописи шотландских героев.

XV ВЕК. ВОИТЕЛЬНИЦА С ТОПОРОМ

Приведу один, но зато довольно яркий пример. Жанна Лэнь, которая вошла в историю как Жанна Ашетт. Ашетт, а вернее, «Hachette», это секира в переводе с французского.

Она жила во Франции, в городке Бове. А славу принёс ей воистину геройский поступок, совершенный ею при обороне родного города от войск герцога Бургундии Карла Смелого.

Было это так.

27 июня 1472 года бургундская армия внушительных размеров захватила предместье Бове и атаковала сам город.

За стенами Бове было лишь три сотни человек гарнизона, во главе с Луи де Баланьи. Им и предстояло противостоять штурму. Штурм был в разгаре. В какой-то момент одному из бургундцев удалось забраться на гребень крепостной стены и установить там штандарт.

Бургундцы возликовали. Но некая девушка подскочила к их герою, сжимая в руках топор, и… Есть ещё одна версия произошедшего, где она отсекла руки злосчастному знаменосцу. Затем Жанна Лэнь сорвала штандарт со стены и отшвырнула его в крепостной ров.

Этот поступок словно добавил сил защитникам Бове, подняв их боевой дух. К оставшимся в живых мужчинам присоединились и женщины…

Гарнизону Бове удалось отбиться и продержаться 25 дней до прибытия подкрепления. Воинство Карла Смелого так и не взяло город.

В награду за мужество и решительность, проявленные горожанами во время осады, король Людовик XI снизил жителям налоги, а кроме того, положил начало славной традиции - он ввел ежегодную благодарственную процессию, возглавляемую женщинами.

К главной героине этого события, Жанне, прочно прилепилось прозвище «Секира» (Hachette). Помимо звучного прозвища она была ещё вознаграждена неплохими деньгами, так же она и её потомки навсегда и навечно получили освобождение от налогов.

В тот год Жанне было всего шестнадцать лет.



Памятник Жанне «Секире» в спасенном ею городе

На том и закругляюсь. Совсем немного имён и фактов дошло до дней сегодняшних, но на страницах истории женщины всегда играли далеко не второстепенные роли.

Источник

герои, Европа, Средневековье, война

Previous post Next post
Up