Отец Тихон:
«Власов - предатель-рецидивист, а не православный христианин»
Наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон (Шевкунов) не согласен с позицией Синода Русской зарубежной церкви, оправдывающей предательство генерала Власова. Мало того, священник отказывает Власову в праве считаться православным христианином.
«Когда-то Зарубежная церковь открывала для многих из нас судьбы последнего русского императора и его семьи, новомучеников, деятелей белого движения, - напомнил о. Тихон в интервью под названием «Идея коллаборационизма - угроза России», опубликованном в сегодняшнем номере газеты «Известия». - А теперь Зарубежная церковь предлагает нам другую фигуру - генерала Власова... Предполагалось, что рано или поздно такая дискуссия возникнет. Ведь часть людей, составляющих ныне Зарубежную церковь, - потомки солдат и офицеров власовской армии».
«Когда в процессе подготовки к воссоединению с РПЦЗ мы проводили наши собеседования, было принято молчаливое соглашение этот вопрос не поднимать. Слишком по-разному мы на него смотрели. Ведь речь шла порой ни больше ни меньше как о наших отцах и дедах, сражавшихся по разные стороны фронта», - отметил архимандрит.
Отец Тихон с сожалением отмечает, что сегодня настойчиво звучит призыв признать выбор Власова единственно правильным, а его самого - по сути, героем прошедшей Великой Отечественной войны.
«Более того, признать его героем грядущей России, - добавляет наместник Сретенского монастыря. - А коллаборационизм не только возможным, но и единственно правильным путем служения России. Соответственно всех остальных людей, имеющих дерзость быть несогласными с такой позицией, - погибших на фронтах, трудившихся в тылу, умерших после войны и ныне живущих - подлецами и предателями».
Об этом, по мнению о. Тихона, прямо говорит продекларированное кредо протоиерея Георгия Митрофанова, автора книги «Запретные темы истории ХХ века», «которая вновь вызвала перед нами дух генерала Власова».
Архимандрит Тихон приводит цитату из книги Митрофанова: «Наше общество состоит из людей, в подавляющем большинстве живших во лжи, служивших злу и сейчас упорно делающих вид, что вся их жизнь прошла в служении правде. Они «служили России» - называлась ли она Советским Союзом, называется ли она Российской Федерацией, - а на самом деле эти люди, неспособные вот так честно и последовательно, как генерал Власов и его сподвижники, перечеркнуть свою прошлую жизнь, служили не России и служат не России, а служат только себе».
И отмечает: «Слава Богу, подчеркну, эта крайность совершенно не является позицией Зарубежной церкви.
Также о. Тихон комментирует ещё один пассаж из «Запретных тем...», в котором говорится, что действия власовцев были направлены на поражение большевизма, которое якобы должно было привести к воссозданию мощной национальной России, что Германия рассматривалась власовцами исключительно как союзник в борьбе с большевизмом, а сами они, власовцы, готовы были при необходимости противостоять какой бы то ни было колонизации или расчленению нашей Родины.
«Это миф, сказка, которые были нужны Власову для двух целей - элементарного выживания и оправдания в себя в своих собственных глазах, а также в глазах сподвижников и их потомков, - отмечает архимандрит. - Этот миф и сегодня частью зарубежья искренне принимается за истину. Но от того мифом он быть не перестает. Хотя бы просто потому, что ни о какой "вооруженной силе" власовцев в противостоянии немцам не могло быть и речи. Громадным, многомиллионным армиям Советского Союза, армиям США, Великобритании, Франции, вооруженным новейшей по тем временам техникой, понадобилось 6(!) лет, чтобы разгромить гигантскую военную машину рейха. Дивизии же Власова даже в лучшее для них время состояли из нескольких десятков тысяч человек. Власов был армейским генералом и понимал суть этой сказки лучше, чем кто бы то ни было».
У Власова было ещё несколько сказок для русских людей, говорит о. Тихон.
«27 декабря 1942 года в Смоленске он заявил: «Германия не посягает на жизненное пространство русского народа и его национально-политическую свободу». А вот документ из недр министерства Альфреда Розенберга, датированный тем же 1942 годом: "Речь идет не только о разгроме государства с центром в Москве. Дело заключается скорее всего в том, чтобы разгромить русских как народ... с биологической, в особенности расово-биологической точки зрения...» Апологеты утверждают, будто Власов не догадывался об этом. Его современник, выдающийся писатель и мыслитель русской эмиграции Иван Солоневич, который не имел ни информации, доступной Власову, ни общения с гитлеровской верхушкой... пишет: «Мы, русские люди, жившие в эти годы в Германии, видели и знали, что дело идет об уничтожении России и русского народа». Для тех, кто не обманывался и не обманывал, иллюзий не было. Поэтому когда другому генерал-лейтенанту, Антону Ивановичу Деникину, предложили участвовать в движении, он ответил, что служил и служит только России, а иностранному государству не служил и служить не будет», - напоминает священник.
Также о. Тихон особо отмечает, что Власов, Власов, которого сейчас некоторые предлагают как образец для подражания, предавал далеко не единожды.
«Он изменил военной присяге и перешел на сторону противника, спасая жизнь в немецком плену, - перечисляет наместник Сретенского монастыря. - Через три года он, «несгибаемый боец с большевизмом», предал своих новых хозяев: в апреле 1945 года он услужливо телеграфировал в штаб нашего 1-го Украинского фронта: «Могу ударить в тыл пражской группировке немцев. Условие - прощение мне и моим людям». Одновременно с этим он, обличитель, по его словам, второго после большевизма врага свободной России - «англо-американского капитализма», посылает своих генералов... в штаб 7-й американской армии вести переговоры о капитуляции. Наконец, на следствии и на суде он предает все свои новые убеждения, а заодно и обманутых им соратников: «Содеянные мной преступления велики, и ожидаю за них суровую кару. Первое грехопадение - сдача в плен. Но я не только полностью раскаялся, правда поздно, но на суде и следствии старался как можно яснее выявить всю шайку»... Самое же страшное историческое предательство - участие в войне на стороне тогдашнего врага своего Отечества и вовлечение соотечественников в братоубийство, какими бы красивыми идеями это ни обставлялась. Все это во все времена было тяжким грехом и по человеческим, и по Божественным законам».
Отвечая на вопрос, был ли Власов был православным христианином, как его любят рисовать современные «власовофобы», архимандрит ссылается на слова протопресвитера Александра Киселёва, в годы войны помогавшего нашим пленным в немецких лагерях, встречавшегося с Власовым и написавшего книгу о нём.
«Как-то в 1993 году я спросил отца Александра Киселева, которого некоторые называли духовником РОА, о самом главном, что является критерием того, ощущает ли человек себя православным или нет: «Отец Александр, скажите, Власов исповедовался, причащался?», - говорит о. Тихон. - Отец Александр ответил печально и коротко: «Мне об этом ничего неизвестно». То же засвидетельствовал внук отца Александра Киселева, священник Петр Холодный. Только на этот же вопрос отец Александр ответил ему более четко и определенно: «Нет, Власов не исповедовался и не причащался».Человека, который имел все возможности приступать к таинствам православной церкви, но сознательно не делал этого, я бы побоялся назвать православным христианином».
«В России за последние десятилетия произошла огромная переоценка ценностей, - отмечает о. Тихон (Шевкунов). - С покаянием признан подвиг царской семьи и святых новомучеников, поняты мотивы Белой армии, даже ее самых жестоких представителей. Поставлены памятники, прах тех, кого считали врагами, торжественно, с воинскими почестями перенесен в Россию. Их могилы стали местом паломничества. Ильин, Деникин, Каппель. Но с Власовым этого не произошло. И, к примеру, с другим, совершенно, казалось бы, иным персонажем, - Павликом Морозовым тоже. Причина одна: то, что их объединяет - предательство, - принять невозможно. По-христиански простить - да! Но, по моему убеждению, право человеческого прощения в данной ситуации принадлежит только тем, кто пережил все это, кто был участником или современником этой войны. А нам, зрителям, а не участникам этой главы истории дано лишь от всего сердца посочувствовать трагической судьбе этих наших несчастных соотечественников. Но примером и героями их делать невозможно».
Также священник категорически не согласен с утверждением Синода Русской зарубежной церкви о том, что «нечеловеческие условия плена» и выбор спасения жизни ценой измены присяге были достаточным оправданием для измены присяге генералом Андреем Власовым.
«В России, во всяком случае, для людей, воспитанных в мое время (а время это было то самое советское, которое, как нам объясняют, надлежит во всех его проявлениях проклинать и публично стыдиться), - так вот в России ответить на этот вопрос, думаю, пока еще может любой школьник. Просто назвав имена генерала Карбышева, Зои Космодемьянской», - говорит отец Тихон.
Архимандрит глубоко убеждён, что иерархия РПЦЗ и вся Зарубежная церковь искренне стремятся к благу России и, что самое главное, они способны признавать свои ошибки.
«Но живут они в несколько другом мире, - отмечает священник. - Если бы они понимали наши реалии, то никогда не причинили бы нам такую боль».
«Идея коллаборационизма, психология коллаборационизма - не просто исторический спор, а одна из самых серьезных опасностей, вольно или невольно нагнетаемая в сегодняшней России, - заключает о. Тихон в конце интервью. - Но пока дети в России, угадывая имя героя войны, будут называть генерала Карбышева, а не генерала Власова, у нашей страны есть будущее».
Отсюда.