Продолжение фотоотчёта о походе на вершины Спирады, Куняшлы-баир, Тарпан-баир и Чуваш-кой с подъёмом по тропе Миэссис и спуском по скальному проходу Борю-богаз. Первая часть фотоотчёта
здесь.
Поднявшись на гору Куняшлы-баир, я продолжил движение на северо запад, уже по прямому пути к Чуваш-кою. Седловина между хребтами Куняшлы-баир и Тарпан-баир очень неглубокая, не более чем на 25 метров ниже пройденной мной вершины. Через этот перевал проходит видимая на спутниковых картах грунтовка, однако мне предстояло идти в почти строго перпендикулярном направлении. Тарпан-баир представляет собой вытянутое на два с половиной километра почти идеально ровное узкое плато, похожее на гору Клементьева (Узун-сырт) под Коктебелем, только почти на километр выше, считая от уровня моря. Однако относительно окружающей яйлы высота Тарпан-баира сопоставима с высотой Узун-сырта относительно подножия. Я шёл по траве вдоль юго-западной границы леса - северо-восточный склон Тарпан-баира покрыт лесом, а противоположный нет, более плотно заросли только западные окрестности перевала, но там тоже есть узкий безлесный проход (фото 66). Густая растительность есть также чуть ниже, в неглубокой долине между хребтом и кромкой яйлы (фото 71-74). Лес на хребте разделяется на отдельные маленькие рощицы, поэтому я пару раз проходил между ними, стараясь не отклоняться от прямого пути и не терять высоту, однако в основном мне удавалось идти, траверсируя склон вблизи гребня и не спускаясь, к югу от деревьев. Однажды, ещё в начале Тарпан-баира, я обнаружил очень узкую и едва читаемую тропку и пошёл по ней, однако уже через 100-150 метров при входе в проход между рощицами тропка растворилась и исчезла.
66.
67. Выход на хребет Тарпан-баир после перевала.
68. Кромка яйлы за деревьями. Справа Ат-баш.
69. Гора Куняшлы-баир за деревьями, вид с хребта Тарпан-баир.
70. Сразу после выхода на хребет Куняшлы-баир становится видна гора Ильяс-кая (слева), которую я покорил ровно спустя неделю, 21 июля.
71. Вид с хребта Тарпан-баир на соседнюю возвышенность, более близкую к кромке яйлы. Слева - гора Сахарка.
72. Гора Спирады, на ближнем плане - множество полевых цветов на склоне Тарпан-баира.
73. Более крупно Спирады и понижение, заросшее лесом.
74. Слева - Сахарка, справа - гора Тез-баир.
75. Вид на юго-запад по прошествии двух третей пути по хребту Тарпан-баир.
76. Видны очень многие горы и долины. Слева - кромка яйлы в районе Борю-богаза и Чёртовой лестницы, правее - Ильяс-кая, а совсем справа - уже существенная часть Байдарской долины.
Вершина Тарпан-баир (1094 м), являющаяся самой высокой точкой не только одноимённого хребта, но и всего моего похода, расположена в самой серево-западной оконечности горного массива, и сразу за ней начинается спуск к седловине, отделяющей хребет от Чуваш-коя. На горе Тарпан-баир установлен геодезический знак (фото 77, виден мой рюкзак). На камнях у триангуляра я присел, остановившись на обеденный привал. На фото 78-86 изображены виды с вершины Тарпан-баир.
77.
78. Юго-западная часть Байдарской долины. Склон Чуваш-коя (справа) частично закрывает Чернореченское водохранилище.
79. Крупный вид на Байдарскую долину.
80. Продолжение возвышенности Донгу-сырт. Справа - небольшой кусочек кромки яйлы.
81. Видна кромка в районе Фороса и гора Ильяс-кая.
82. Более крупный вид названных вершин.
83. Мой любимый Ат-баш.
84. Вид на северо-запад. Справа вдали - Бельбекская долина.
85. Гора Папаз-Нишан (Сахарка) крупным планом.
86. Скорее всего, Спирады.
Посетив вершину Тарпан-баир, я продолжил путь на Чуваш-кой почти по прямой, только сначала чуть-чуть свернул вправо. Седловина между двумя вершинами не сказать чтобы очень глубокая, но в разы глубже, чем после горы Куняшлы-баир. Высота перевала ровно 1000 метров, может быть, буквально на несколько метров ниже. Основная часть пути с Тарпан-баира на Чуваш-кой проходит по узким травяным промежуткам между низкими рощами, а на последних десятках метров подъёма с перевала на вершину нужно двигаться по низкой траве мимо небольших каменных уступов (фото 87). Гора Чуваш-кой имеет форму трёхгранной пирамиды, что очень хорошо видно на спутниковых картах. Как я прочитал в одном из интернет-путеводителей за месяц до похода, гора Чуваш-кой хоть и на несколько десятков метров ниже Тарпан-баира, с неё открываются значительно более интересные и красивые виды (фото 88-106).
87.
Видео 3. Виды с вершины Чуваш-кой (высота 1051 м).
Click to view
Описание видео:
00:00 - Байдарская долина, Чернореченское водохранилище
00:38 - гор Тарпан-баир (00:55 крупным планом)
01:17 - возвышенность Донгуз-сырт
01:37 - кромка яйлы в районе Байдаро-Кастропольской стены
02:01 - вдалеке гора Ильяс-кая, перед ней - Байдарская яйла
02:34 - сёла Подгорное (вблизи), Орлиное (вдали), Тыловое (ещё дальше)
02:38 - сёла Родниковское (вблизи), Озёрное и Широкое (за водохранилищем)
02:57 - северо-восточная часть Байдарской долины: слева село Россошанка, справа Новобобровка (ближе) и Передовое (дальше)
03:25 - село Колхозное (Узунджа)
03:55 - Родниковское крупным планом
04:40 - Россошанка крупным планом
88. Общий вид на Байдарскую долину. Слева село Родниковское, справа Россошанка. Вблизи гора Курт-кая (573 м).
89. Россошанка и окрестности крупным планом.
90. Сёла Подгорное (вблизи), Орлиное, Тыловое, горы, окружающие долину.
91. Село Колхозное (Узунджа).
92. Вид на север.
93. Куняшлы-баир (слева) и восточная часть Тарпан-баира.
94. Вершина Тарпан-баир, с которой я пришёл. Справа - гора Сахарка.
95. Кромка яйлы в районе Байдаро-Кастропольской стены (БКС). Маршрут спуска - проход Борю-богаз - где-то здесь. Я постараюсь выяснить, где именно.
96. Более общий вид. Правее центра кадра - Ильяс-кая.
97.
98.
99. Западный гребень Чуваш-коя и южная часть Байдарской долины.
100. Центр и северо-восточная часть Байдарской долины. Справа - сёла Новобобровка, Передовое.
101. В центре кадра - гора Борсук-бурун (1101 м), прямо за ней - гора Бедене-кыр (1302 м).
102.
103.
104. Вид на юго-восток, по направлению будущего спуска.
105. Вблизи Узунджа, вдали северо-восточная часть Байдарской долины.
106. Борсук-бурун и Бедене-кыр крупным планом.
107. Множество божьих коровок на склоне Чуваш-коя.
108. Верхняя часть спуска.
Достигнув главной цели похода вершины Чуваш-кой и выполнив там фото- и видеосъёмку, я приступил к спуску и возвращению в цивилизацию. Поскольку никаких троп поблизости вообще не было, а скорость ходьбы по бездорожью значительно ниже, я решил двигаться в направлении озёр Чуваш-голь: там находится обозначенная на картах турстоянка и поэтому, в чём я был уверен, через это место проходит тропа. После спуска с самой верхней, частично каменистой части склона я шёл по траве через сравнительно редкие заросли невысоких сосен. Я старался постоянно сбрасывать высоту, но идти при этом не по направлению наикрутейшего спуска, потому что двигаться более полого было удобнее. Ещё ниже лес стал более высоким и густым, трава почти исчезла, и я шёл по земле, обходя деревья и регулярно контролируя с помощью навигатора направление движения в сторону озёр. И приблизительно за 200 метров до турстоянки я вышел на тропу, не очень широкую, но натоптанную, и скорость моей ходьбы резко увеличилась и не уже не уменьшалась до самого спуска в Оливу (за исключением сложного участка Борю-богаза). На стоянке "Карадагский лес" (не имеющей никакого отношения к горному массиву Карадаг под Коктебелем) имеются два озера со стоящей водой (фото 110-113). С поляны около озёр (фото 114-115) расходились две едва читаемые среди высокой травы тропы, после захода в лес становившиеся гораздо более заметными. Сначала я пошёл по одной тропе, как мне показалось, чуть более натоптанной, однако, пройдя несколько десятков метров чуть дальше памятника партизанам (не того, который на фото, а ещё одного, расположенного совсем рядом с турстоянкой), понял, что иду в неправильном направлении, на восток, а не на юго-запад, в сторону Борю-богаза, как я собирался. Тогда я вернулся на поляну и пошёл по другой тропинке, теперь уже на юг. Совсем скоро, менее чем через 300 метров, у второго памятника партизанам (фото 116) я вышел на широкую лесную дорогу, идущую ровно и в некоторых местах очень медленно спускавшуюся к перевалу Кара-даг верхний на высоте 780 метров. До самого Борю-богаза длинная, но очень удобная грунтовка проходит по высокому лиственному лесу практически без видовых площадок. Однако чуть-чуть не доходя до перевала Кара-даг верхний, где мне предстояло совершить первый резкий поворот, моему взору снова открылись замечательные виды на Байдарскую долину и впервые покоренную в этот день гору Чуваш-кой (фото 117-119). Ниже перевала дорога претерпевает ещё несколько виражей, постепенно спускаясь с почти 800 метров (высота стоянки Чуваш-голь и перевала) до менее чем 600 метров (уровень яйлы вблизи кромки в районе Чёртовой лестницы и Борю-богаза), а затем почти по прямой идёт на юг и потом на юго-запад. Незадолго до выхода на кромку находится перекресток широких лесных дорог, на котором я без труда сориентировался, как продолжить движение, учитывая моё прежнее направление спуска и местонахождение Борю-богаза, куда я держал путь. Вскоре я вышел уже на хорошо знакомую мне лесную тропу, спускающуюся к скальным проходам с горы Мердвен-каясы. Именно здесь прошлой осенью я узнал, что на следующий день в Севастополе у Елены Терентьевой будут два концерта, а не один, как я до этого думал. Ещё несколько сотен метров пути по лесу - и я выхожу на кромку! 14 июля я впервые обратил внимание, что непосредственно перед верхней точкой скального прохода более широкая и натоптанная тропа поворачивает на запад, к более известной Чёртовой лестнице, а прямо к столь полюбившемуся мне Борю-богазу идёт более узкая тропка. С верхней точки Борю-богаза можно наблюдать скальную стену яйлы в сторону Фороса (фото 123-124),Южный берег в окрестностях Мелласа (фото 120, 125-126) и отвесный обрыв горы Балчик-кая (фото 121-122).
109. Большой жук в лесу.
110.
111.
112.
113.
114.
115.
116. Памятник партизанам Балаклавского отряда.
117. Вид на Байдарскую долину из окрестностей перевала Кара-даг верхний, с высоты около 770 метров.
118. Гора Чуваш-кой, с которой я спустился, вид с перевала.
119.
120. Вид на Южный берег в районе Мелласа с верхней точки Борю-богаза. Справа хорошо заметен хребет Ай-Юри (Дракон), который южнобережная трасса Ялта - Севастополь пересекает по тоннелю.
121. Скала к востоку от Борю-богаза, освещённая лучами заходящего Солнца.
122.
123. Вид на обрывы яйлы с Борю-богаза на запад. В центре кадра - Кильсе-бурун.
124. Кильсе-бурун крупным планом.
125. Вид на Южный берег и море с верхней точки Борю-богаза.
126.
О Борю-богазе я подробно рассказал в фотоотчёте о моём предыдущем походе в этих местах, однако теперь я очень хотел бы добавить некоторые наблюдения. Напомню, что Борю-богаз я привык делить на 3 части: только скалы, земля и камни и только земля (третья часть - это обычная тропа до Старого Севастопольского шоссе, причём не очень крутая). Однако первую, самую сложную часть прохода, как я летом понял, тоже можно разделить на три небольших отрезка. Верхний, самый короткий - сравнительно трудный, на нём желательно опираться на скальные ступени руками. Средний - чуть проще, там можно идти на ногах с треккинговыми палками почти так же, как и по обычной тропинке. И нижний - снова несколько сложнее, при спуске нужно немного помогать себе руками. Однако для меня Борю-богаз вообще никаких трудностей не представляет - я совершенно спокойно берусь руками за камни там, где это нужно, и без страха осторожно ставлю ноги на скальные ступени. Для меня спуститься по Борю-богазу - одно удовольствие. И сложную часть спуска я прошёл менее чем за полчаса. Точно так же, как и во время моего первого прохождения этого скального прохода, как только я снова добрался до обычной тропы без камней, на склоны Крымских гор опустились сумерки. И последнюю часть спуска до старого шоссе я шёл уже при свете фонарика.
О спуске с верхней дороги в Оливу я писал
здесь. Сейчас я только добавлю, что выйдя на улицу в верхней части посёлка, идти нужно направо, никуда не сворачивая с асфальтовой дороги. Чуть позже, после того, как улица делает вираж налево, надо избегать следующих левых поворотов. Длинная лестница к остановке начинается справа. Я спустился на южнобережную трассу около 21:50 и уехал в Ялту на последнем автобусе из Севастополя.