Ссылка на публикацию на сайте "Вокальный мир":
http://vocalworld.ru/note.html?20170612004853 Государственные экзамены вокального факультета Московской Консерватории, идущие каждый год в июне, реже - в мае, являются одними из самых интересных музыкальных событий в Москве в это время года, и я посещаю циклы экзаменационных прослушиваний уже пятый год подряд. В этом году экзамены начинались в 19:00, основные организационнае моменты я описываю в прошлогодней публикации о вокальных госэкзаменах - с тех пор никаких заметных изменений в формате и организации проведения экзаменационных мероприятий не произошло. Из семи прослушиваний (со 2 по 8 июня) я посетил пять: 3, 4, 5, 6 и 8 июня и послушал за эти 5 дней ровно 20 певцов и певиц (3 раза по 4 выпускника и по одному разу по 3 и по 5 солистов). В этом году, на мой взгляд, главными звёздами вокальных госэкзаменов стали две меццо-сопрано: Вероника Ершова 3 июня и Карина Демурова 5 июня.
Бесподобная Вероника Ершова произвела совершенно изумительное впечатление, абсолютно безупречно исполнив все 8 номеров экзаменационной программы. Великолепный голос Вероники сильный, густой и плотный, и глубокий и насыщенный тембр отличается тёплой, солнечной окраской. Крепкий звук прекрасно обволакивает и удивительно связно переливается нотами. Динамические и интонационные нюансы продуманы до самых мелочей, Вероника поёт абсолютно естественно, без малейшего напряжения и вообще без шероховатостей, и превосходно контролирует звук. Невероятно прочувствованно прозвучали три интереснейших оперных фрагмента: ария Леоноры из "Фаворитки", сцена гадания Марфы из "Хованщины" и романс Женьки из оперы "Зори здесь тихие". И в камерном произведении Рейнальдо Ана певица продемонстрировала восхитительное владение пиано и тонко соответствующую музыке манеру звучания. И в грузинской народной песне "Сисатура" волшебный голос певицы завораживающе тянулся в воздухе и очаровывал необыкновенно наполненными и разнообразными тембровыми красками. Брависсима!
Также в этот вечер выступали три сопрано. Элина Ратиани заворожила слушателей густым и округлым драматическим голосом, достаточно светлым по тембру, но при этом крепким. Звук мягко и непринуждённо тянулся в воздухе и в лирических местах становился более лёгким. С арией Джоконды Понкьелли в исполнении Элины я познакомился ещё два года назад, на концерте "Опера-найт", и уже тогда был приятно поражён возможностями голоса певицы, однако теперь звучание стало существенно ровнее, значительно улучшился нижний регистр. Ария Лизы у Зимней канавки была исполнена очень проникновенно, чистым и аккуратным звуком. С тонким чувством стиля Элина спела романсы Дворжака и Рахманинова. Очень яркой и артистичной была интерпретация арии Дорины "Fair Robin I love" из оперы "Тартюф", с которой в этом году выступали на госэкзаменах сразу три солистки.
Также я хочу отметить светлый и ярко окрашенный тембр лирико-колоратурной сопрано Эллен Качлишвили. Голос Кристины Стоцкой тоже приятный, но иногда у певицы всё же был заметен небольшой призвук.
На следующий день, 4 июня, экзаменационные программы исполняли четыре сопрано: Жанна Жданова, Лилия Никульникова, Евгения Филатова и Татевик Аракелян. С творчеством Жанны Ждановой я знаком на протяжении уже более чем трёх лет, и теперь голос певицы стал более крепким. Чистым и прозрачным звуком Жанна спела арию Микаэлы из "Кармен", думку Параси, арию Натальи из оперы "В бурю", романс Чайковского "Средь мрачных дней" и другие произведения. Лилия Никульникова пела аккуратно и технично, светлым и округлым звуком, и из репертуара этой певицы мне больше всего запомнилась первая ария Снегурочки. Положительное впечатление оставила и Евгения Филатова, несмотря на некоторые шероховатости, вызванные, скорее всего, волнением.
Больше всего во второй для меня день мне понравилась Татевик Аракелян. Мощный и уверенный голос певицы струился свободно и естественно, восхищая светлым и ярким тембром, связностью звуков и кантиленой. Впечатляюще эмоционально Татевик исполнила арии Памины, Маргариты и Сервилии, а также романсы - "Оне отвечали" Рахманинова и "Пейзаж" Минкова на слова Гарсиа Лорки в переводе Цветаевой. Многие слушатели говорили, что в этот вечер именно Татевик была наиболее артистична, и я с ними полностью согласен.
5 июня самое сильное впечатление произвела одна из моих любимых меццо-сопрано Карина Демурова, совершенно изумительно, на высочайшем уровне исполнившая все 8 произведений экзаменационной программы! Волшебный голос Карины, похожий на идеально настроенный инструмент, отличается невероятным совершенством звуковедения и неописуемо глубокой тембровой окраской и звучит потрясающе ровно и естественно. Певица абсолютно безупречно контролирует звук и прекрасно владеет как крепким и плотным форте, так и тончайшими пиано и пианиссимо. Все номера программы отделаны до последней ноты! Какая отточенная филировка длинных нот, какие неописуемо завораживающие кантилена и чистый тёмный тембр! Ровный, сочный и разнообразный звук во всех отношениях точно соответствует колориту музыки каждого вокального сочинения. И потрясающе артистично Карина исполнила все арии, романсы и народную песню!!! Я слушал и наслаждался!!! Многократное БРАВИССИМА!!!
Также очень хорош был лирический баритон Андрей Лукьянов, который пел чарующим и благородным звуком с продуманными интонациями. Во время предыдущих экзаменационных дней я очень удивлялся, почему же нет ни одного баритона, но на третий для меня день представитель этого типа голоса выступил, на мой взгляд, более чем достойно. Ольга Радкевич, знакомая мне по незабываемому концерту студентов и аспирантов вокального факультета Консерватории в БЗК 28 мая, тоже понравилась благодаря крепкому лирическому голосу и почти бесцветному, но весьма яркому тембру.
6 июня выступали две сопрано и два тенора, один чуть более лёгкий, второй чуть более крепкий. Сначала на сцену вышла китаянка, лирико-колоратурное сопрано Чжан Юйнань. Голос певицы светлый и аккуратный, акцент при исполнении русскоязычных произведений заметен, но, тем не менее, почти не влияет на впечатление. Очень понравились романс Чайковского "Скажи, о чём в тени ветвей" и ария Дорины из оперы "Тартюф", которую в этом году на госэкзаменах я слушал уже в третий раз. Евгений Паскаль нормально контролировал звук, несмотря на мелкие шероховатости в некоторых номерах программы, и пел очень эмоционально. Больше всего запомнились у этого певца ария Вертера и русская народная песня "Хуторок".
Больше всего в этот вечер я ждал выхода Айшан Мамедовой, знакомой мне по вокальным вечерам в Рахманиновском зале. У Айшан действительно очень интересная окраска тембра, необыкновенно чарующая и неповторимая, по-своему красивая в каждом регистре, и лёгкий и парящий голос. Я был особенно рад услышать любимую сцену таяния Снегурочки, исполненную впечатляюще проникновенно, и очень редкую арию Беатриче из оперы "Беатриче ди Тенда" Винченцо Беллини. В этом фрагменте, как и в романсе Брамса "Глубже всё моя дремота", звук был отточенным, чистым и невесомым. Очень выразительно, с разнообразием в динамике также прозвучали романс Чайковского "Снова, как прежде, один" и русская народная песня "Лучинушка".
Выступавший последним тенор Саян Цымпилов сорвал в этот день самые бурные аплодисменты слушателей. Певец прекрасно владеет густым, округлым мягким и тёплым голосом и восхищает продуманностью нюансов в каждой строчке любого произведения. Очень хорошее впечатление произвела каватина Владимира Игоревича, но романсы Чайковского "Соловей" и Свиридова "Есть одна хорошая песня у соловушки" вызвали ещё более сильные эмоции. Сочным и наполненным звуком певец исполнил бурятскую народную песню "К любимой".
Вечером 7 июня я был на "Борисе Годунове", а в заключительный экзаменационный день 8 июня выступали сразу пять вокалистов. У трёх солистов - Анны Носко, Дмитрия Морева и Анастасии Самариной - голоса сильные и многообещающие, но этим певцам, на мой взгляд, ещё нужно поработать над совершенством звучания. Из всех произведений, исполненных Анной, Дмитрием и Анастасией, я больше всего хотел услышать арию Хозе из "Кармен" и вторую арию Амелии из "Бала-маскарада", но оба этих фрагмента прозвучали, на мой взгляд, не очень удачно с точки зрения контроля над звуком.
Прекрасная Екатерина Бездольная, поклонником которой я стал на концерте "Оперомания" в начале осени, когда певица во всех отношениях потрясающе исполнила куплеты Олимпии, 8 июня представила очень интересную и разнообразную экзаменационную программу. У Екатерины лёгкий и тонко отделанный голос, превосходная колоратурная техника и приятный тёплый тембр тёмного оттенка. Также Екатерина поёт очень прочувствованно и нежно! Особенно я был рад в исполнении Екатерины услышать "Mondnacht" Шумана, так как "Круг песен" (опус 39) этого композитора - это мой самый-самый любимый вокальный цикл, я его обожаю на протяжении уже более чем 7 лет. Также с блеском прозвучали все сложные пассажи в "Соловье" Алябьева. А в арии Графини из "Свадьбы Фигаро" певица заворожила слушателей кантиленой и чарующей окраской лёгкого звука. Мне понравилась и интерпретация двух заключительных произведений программы Екатерины - романса Василенко "Ты лети, мой сон, лети" и украинской народной песни "Ой, я знаю...", которые я впервые слушал в исполнении такого невесомого голоса.
Эффектную точку в экзаменационных прослушиваниях поставил изумительный бас Тимофей Павленко. Голос певца впечатляюще объёмный, насыщенный и глубокий во всех регистрах, а манера звучания благородная. Все номера программы певца привели меня в полный восторг, в том числе, каватина графа Родолфо из "Сомнамбулы" и ария Собакина из "Царской невесты". Интонации до самых мелочей продуманы. Я слушал, затаив дыхание. Брависсимо!