Ссылка на рецензию на сайте "Вокальный мир":
http://vocalworld.ru/note.html?20170611204015 9 июня в моей любимой Новой Опере впервые после почти четырёхлетнего перерыва было представлено музыкальное действо "Брависсимо", в первом отделении которого исполняются шедевры русской вокальной музыки, как очень редкие (все хоры и "Эсмеральда"), так и известные ("Соловей" и "Царская невеста") а во втором - арии, дуэты и ансамбли из зарубежных опер. По моим наблюдениям, режиссура некоторых номеров театрализованного представления претерпела некоторые изменения, направленные на то, чтобы звуки голосов лучше летели в зал и пение легче воспринималось слушателями, например, Аида и Амнерис больше не стоят в глубине сцены на высоком постаменте неподвижно, а спускаются ниже и больше двигаются, и этот номер уже выглядит более динамичным. Сама по себе эта программа производит очень сильное впечатление, но и состав солистов в этот вечер был ровным и ярким, особенно во второй части вечера. В театре случился аншлаг, гости сидели даже на приставных стульях в проходе.
Значительную часть русского отделения составляли редкие хоровые сочинения Глинки, Верстовского и Танеева, а также народная песня "В тёмном лесе", обработанная для хора. Все эти произведения прозвучали удивительно слаженно и отточенно, хор "Новой оперы" продемонстрировал насыщенный и завораживающий тембр и огромный динамический диапазон. В двух ансамблях из "Эсмеральды" Даргомыжского особенно запомнилась моя самая любимая певица Елена Терентьева, исполнившая партию лирико-колоратурного сопрано кристально чистым, удивительно лёгким, ярким и подвижным голосом, который чётко и чарующе переливался нотами.
Наиболее широко в музыкальном действе представлена знаменитая "Царская невеста" Римского-Корсакова, одна из наиболее часто исполняемых в Москве опер. Большую сцену и ариозо Любаши из второго акта в этот вечер исполняла Татьяна Табачук, показавшая весьма выразительные и продуманные интонации, однако голос певицы был несколько тусклым, особенно в нижнем регистре, и иногда резковатым в верхнем. С первой арией Марфы дебютировала прекрасная Ирина Костина, звучавшая нежно, прозрачным тембром. Ещё более сильное впечатление Ирина произвела в "Соловье" Алябьева, который спела замечательным плотным и обволакивающим звуком, волшебно зависавшим в воздухе, однако при этом очень технично и аккуратно. Все сложные пассажи прозвучали с блеском, а интерпретация была уникальной, ни на чью ни похожей.
Второе отделение открывал хор из "Чужестранки", в котором тембр сливающегося звука отличался инструментальной чистотой и яркой и тёплой окраской. Тему творчества Винченцо Беллини продолжила Эльвира Хохлова с каватиной Нормы, заворожившая прекрасной кантиленой, связным звуком и интересным тембром, в этот раз несколько более тёмным, чем обычно. Андрей Бреус тоже достойно спел сцену смерти Родриго из "Дона Карлоса", весьма выразительно, только мне хотелось ещё чуть более густого, сочного и сфокусированного звука, примерно как на концерте "Вива Верди" 12 апреля, когда Андрей Геннадьевич исполнил этот фрагмент, на мой взгляд, ещё более удачно.
Одним из самых запомнившихся номеров концерта стал дуэт Аиды и Амнерис, разложенный на четыре голоса, однако теперь почти все фразы поёт первая пара исполнительниц, одетая в костюмы, присущие классическим постановкам "Аиды". Совершенно изумительно во всех отношениях спела Аиду великолепная Елена Поповская! Какой у Елены Михайловны густой и округлый голос, какой глубокий и чарующий тёмный тембр! И солистка превосходно контролировала звук и пела очень ровно, естественно и прочувствованно, с прекрасной кантиленой и впечатляюще выразительными интонациями. Крепкий голос очень подходит для этого дуэта и очаровывает мягкостью и отточенностью звуковедения. В образе Амнерис предстала замечательная Валерия Пфистер, которая очень восхитила плотным, ярким, сфокусированным и невероятно наполненным звуком, в некоторых строках даже несколько жгучим. Удивительно точно певица передала голосом характер и эмоции своей героини. И в этот вечер я впервые заметил, что тембр Валерии Пфистер немного похож на тембр Людмилы Кузьминой, кстати, исполнившей целиком партию Амнерис в родном Якутском театре оперы и балета 8 июня. Партия второй Аиды после возобновления спектакля состоит всего из нескольких фраз, в которых очень много пиано, и Екатерина Кичигина, на мой взгляд, с ними тоже блестяще справилась, показала прекрасное владение этим динамическим оттенком и чистый и светлый тембр.
Ещё один дуэт, превращённый в этом представлении в квартет - одна из финальных сцен из "Волшебной флейты". Кстати, лишь немногие помнят, что действие этой оперы происходит приблизительно в той же местности, что и события из "Аиды" - в Древнем Египте. (Не исключаю, что, возможно, именно поэтому эти два дуэта идут в программе "Брависсимо" друг за другом). Но, в отличие от вердиевской трагедии, эта опера со счастливым концом. В дуэте Моцарта Папагено и Папагена мечтают о детях и, в отличие от классического либретто, дети появляются на свет (из вывезенных на сцену огромных яиц) и допевают последние строки дуэта вместо родителей. Однако по сравнению со спектаклями 2009-2013 годов партии детей, как мне показалось, были несколько сокращены. Виктория Шевцова (Папагена-старшая) пела необыкновенно чарующим, удивительно совершенным и мягким голосом серебристого оттенка, а Екатерина Смолина (Папагена-младшая) даже в очень короткой партии заворожила просто волшебным неповторимым тёмным тембром и густым, но при этим лёгким и гибким звуком, невероятно красиво зависавшем в воздухе. В голосе Екатерины есть что-то цепляющее за душу! Два Папагено, Илья Кузьмин и Александр Попов, тоже пели ярко и аккуратно.
Марина Нерабеева исполнила прощание Чио-чио-сан с очень достойным контролем над звуком и хорошим разнообразием в динамике, однако голос, на мой взгляд, не отличался яркостью и наполненностью обертонами. Один из моих любимых басов Владимир Кудашев произвёл ярчайшее впечатление с одним из своих коронных произведений - серенадой Мефистофеля. Певец звучал изумительно сочно и уверенно, с потрясающе глубокой и на чей не похожей окраской тембра, и точные, даже немного устрашающие интонации точно раскрывали этот образ.
Самым лучшим номером концерта стал, пожалуй, знаменитый романс Неморино в исполнении моего самого любимого певца Алексея Татаринцева. Лирический, но тёмный голос Алексея приятно поражал объёмом и мягкостью звучания, насыщенностью красок, плавностью легато и совершенством кантилены. Романс прозвучал с невероятным многообразием динамических оттенков, и неописуемо глубоким и звонким был звук в длинных верхних нотах, в частности в финале романса. Брависсимо!!!
В квинтете из второго акта "Кармен", наряду великолепной Валерией Пфистер в титульной партии, мне больше всего понравился Александр Мартынов в роли Данкайро, продемонстрировавший густой и насыщенно окрашенный звук, тонко отделанный и свободно льющийся. Сколько раз я слушал этот ансамбль или оперу "Кармен" целиком - ни разу ещё не обращал такое внимание на Данкайро, ни разу ещё пение этого персонажа меня настолько не восхищало. А Валерия Пфистер и в этом фрагменте пела захватывающе артистично и выразительно, создав уже второй за вечер запоминающийся образ.
Заключительный сольный номер музыкального действа - каватина Линды, моя самая любимая ария из представленных в этой программе. К сожалению, мне очень редко доводится услышать эту красивейшую арию. Галина Королёва спела потрясающе технично, с чётким выпеванием сложных пассажей. Артикуляция и контроль над звуком в медленных фразах понравились чуть меньше, чем колоратурная техника, в некоторых местах был заметен небольшой призвук, делающий голос расфокусированным, но, тем не менее, речитатив перед арией и финальные длинные ноты тоже оставили очень хорошее впечатление.
В завершение представления все его участники поют канон и следующий за ним ансамбль с хором из "Набукко". На финальных поклонах все солисты и дирижёр сорвали бурные и продолжительные овации. Огромное спасибо Новой Опере, солистам, хору, оркестру и дирижёру Дмитрию Волосникову за обновлённое музыкальное действо "Брависсимо"! Оркестр в этот вечер мне тоже очень понравился, как во время симфонического вступления к хору из "Чужестранки" и в "Разлуке" Глинки, так и во время остальных номеров концерта, когда музыканты играли чисто и аккуратно и чутко аккомпанировали певцам и певицам.