25 и 26 февраля я побывал на опере "Князь Игорь" в 14-й и 15-й раз. Ещё в середине января, когда Новая опера опубликовала составы на нынешнюю серию спектаклей, я понял, что февраль для музыкальной Москвы станет поистине "княжеским" месяцем. Точнее, даже "княгининым". Потому что в течение этого месяца состоялись сразу три исполнения этой великой русской оперы, и все три раза в партии Ярославны выступили три певицы высочайшего уровня, которых я обожаю. О первом февральском "Князе Игоре", прозвучавшем в Коломенском дворце, я также
написал в ЖЖ.
25 февраля в образе Ярославны предстала одна из моих самых любимых певиц Ольга Терентьева, которую я слушал в этом спектакле уже в восьмой раз. И в этот вечер Ольга, как и всё семь прежних исполнений, произвела совершенно изумительное впечатление!!! В первом акте в голосе Ольги преобладали тёмные краски, и очень понравились и тембр, и мягкость и безупречная сфокусированность голоса, и дикция. Очень проникновенно, плотным и связным голосом Ольга спела дуэт с Галицким и сцену с боярами. Четвёртый акт также был спет и сыгран очень ярко! Очень запомнились чарующий и наполненный оттенок звука и потрясающе аккуратные, сочные и светлые и восхитительно сфилированные верхние ноты. А после встречи с князем Игорем голос заметно потеплел, тонко передавая чувства! И до антракта, и в финале оперы великолепный голос Ольги звучал с удивительным совершенством!!! Брава-брависсима! Я не пропустил ни одной Ярославны Ольги Терентьевой в Москве на протяжении последних четырёх лет. И теперь я посещал выступления Ольги 136 раз - ровно столько же, сколько и выступления Елены Терентьевой.
26 февраля состоялись сразу два очень долгожданных дебюта, в партиях для сопрано и контральто, Ярославны и Кончаковны. Мне было очень интересно, как эта роль ляжет на голос Ирины Моревой, моей любимицы с весны 2014 года. Ирина пела исключительно крепким звуком, мягким, густым и обволакивающим. Во всех фрагментах оперы тембр был завораживающе тёмным (в том числе, в сравнении с прошлогодними "Саломеей" и "Трубадуром"), с более светлыми верхними нотами в плаче и более тёплыми красками в голосе в ариозо. И на протяжении всей партии певица совершенно безупречно контролировала звук, и, кроме того, и в первом, и в последнем акте в пении Ирины можно было легко разобрать каждое слово, что в сольных номерах Ярославны бывает далеко не всегда. И голоса обеих исполнительниц роли княгини в сложнейших пассажах переливались нотами очень чётко и непринуждённо, вообще без каких-либо слышимых препятствий.
Также во вчерашнем спектакле партию дочери половецкого хана впервые спела одна из моих любимых меццо-сопрано Анна Викторова. Певица была и внешне неотразима в этом образе, но главное, очаровывала густым, тёплым и невероятно сочно окрашенным звуком! Как же связно и естественно струится великолепный голос Анны в захватывающе плавном легато, как же звучит чисто и совершенно! И Анна продемонстрировала превосходное чувство стиля! Пела чуть менее плотным голосом, чем, например, в дуэтах Верди или Прокофьева, однако тембр при этом оставался необыкновенно глубоким, какой и должен быть у драматического меццо-сопрано - именно такого звучания я и жду всегда у Кончаковны.
Нурлан Бекмухамбетов тоже очень удачно спел Владимира Игоревича, аккуратным, округлым и отточенным голосом яркого тембра, с насыщенным и звонким верхним регистром и выразительными интонациями. Очень красив был оттенок звука уже в арии, а в дуэте звуковедение стало ещё более мягким.
Валерия Пфистер, введенная в спектакль ещё с первых премьерных исполнений, всегда являлась для меня очень желанной Кончаковной. Услышать эту замечательную певицу в спектакле "Князь Игорь" мне доводилось, но сравнительно редко. Пожалуй, именно в минувшую субботу Валерия выступила в этой роли наиболее удачно по сравнению с предыдущими выходами в этом же образе: пела чистым, ровным и насыщенным звуком, с уверенным контролем над голосом. Александр Богданов в образе Княжича звучал плоско и несколько резковато, с тусклым тембром.
Теперь я наконец-то добрался до титульной партии Князя Игоря. Одноимённый спектакль с Андреем Борисенко за последний год стал очень интересным событием, даже независимо от остального состава. И вчера Андрей Александрович вновь создал яркий и незабываемый образ благодаря очень выразительному и прочувствованному пению, продуманным интонациям и даже манере звучания, а также невероятно сочному тёмному тембру. И ария, и финальный дуэт, и даже пролог были спеты с восхитительной отделанностью нюансов. А обволакивающий голос, безупречно подходящий для музыки "Князя Игоря", зависал в воздухе удивительно благородно.
Анджей Белецкий поёт Игоря Святославича в новооперной постановке с первого её сезона, как и участвовавшие в нынешней серии Ольга Терентьева, Валерия Пфистер и Владимир Кудашев, и я слушал в "Князе" этого певца уже значительно больше пяти раз. И в прологе, и во втором, и в четвёртом акте Анджей Анатольевич прекрасно контролировал звук, а с точки зрения богатства тембра и объёма голоса мне в субботу больше всего понравились заключительная часть арии (которая поётся после второго проигрыша) и дуэт с Кончаком.
Исполнение Владимиром Кудашевым партии половецкого хана Кончака всегда становится настоящим украшением спектакля "Князь Игорь". Этот великолепный певец принял участие в обоих февральских представлениях и оба раза спел совершенно изумительно, густым и аккуратным голосом неповторимой чарующей окраски, с отменной дикцией с самой первой строчки арии. Тембр и нюансы звучания точно передавали человеческие качества хана. Оба выступления были очень похожи друг на друга, но во второй раз, начиная с середины арии, при почти таком же тембре голос певца был всё-таки чуть-чуть более крепким.
Владимира Галицкого в субботу пел Алексей Антонов, продемонстрировавший очень ровный, глубокий и объёмный звук и великолепно подобранные интонации, раскрывающие этот образ и черты характера этого персонажа даже несколько преувеличенно (как и слова, положенные Галицкому по либретто). Эта партия также прекрасно легла на на голос Дмитрия Орлова, чуть более лёгкий, однако аккуратный и также наполненный чарующими красками. Дмитрий тоже пел очень выразительно, однако высказывания этого Галицкого выглядели чуть менее гротескно.
В обоих спектаклях даже исполнители второстепенных партий оставили очень яркое впечатление. Прекрасная Виктория Шевцова два раза совершенно замечательно спела Половецкую девушку. Какой у Виктории чарующий, отточенный и связный звук и какой чистый и приятный тембр очень интересного серебристого, даже загадочного оттенка! На мой взгляд, нежный лёгкий и парящий лирический голос певицы очень хорошо подходит к музыке этой партии! И оба раза мне очень понравились звучание голосов и яркие и запоминающиеся тембры Скулы и Ерошки (в субботу в этих ролях выступили Сергей Тарасов и Максим Остроухов, а в воскресенье - Анатолий Григорьев и Вениамин Егоров). Кстати, долгое время я путал этих персонажей друг с другом, забывал, кто из них бас, а кто тенор (поскольку они делают и поют почти одно и то же и во время спектакля никто к ним по именам не обращается). Но в начале этого сезона я придумал, как запомнить, кто из них всё-таки тенор: по созвучию имени этого персонажа с фамилией одного из моих любимых представителей этого типа голоса.
Дирижировал оба раза Евгений Самойлов, и мне очень понравились медленные симфонические фрагменты на пиано, а вчера днём - ещё и вся вторая половина увертюры. Все солисты прекрасно перекрывали оркестр, в том числе, когда он звучал на форте, например, в финале первого акта. Изумителен был хор Новой Оперы, как женский (девушки, пришедшие к Ярославне, а затем и половчанки), так и мужской (сначала воины, чуть позже - приближеные Владимира Галицкого, затем перевоплотившиеся в бояр). Все хоровые фрагменты прозвучали чарующе чисто, глубоким тембром и при этом разборчиво. Огромное спасибо любимому театру за эти два великолепных спектакля!!!