Два "Князя Игоря" в Новой опере 26 и 27 февраля: яркие дебюты и выступления опытных солистов

Feb 27, 2017 23:52

25 и 26 февраля я побывал на опере "Князь Игорь" в 14-й и 15-й раз. Ещё в середине января, когда Новая опера опубликовала составы на нынешнюю серию спектаклей, я понял, что февраль для музыкальной Москвы станет поистине "княжеским" месяцем. Точнее, даже "княгининым". Потому что в течение этого месяца состоялись сразу три исполнения этой великой русской оперы, и все три раза в партии Ярославны выступили три певицы высочайшего уровня, которых я обожаю. О первом февральском "Князе Игоре", прозвучавшем в Коломенском дворце, я также написал в ЖЖ.

25 февраля в образе Ярославны предстала одна из моих самых любимых певиц Ольга Терентьева, которую я слушал в этом спектакле уже в восьмой раз. И в этот вечер Ольга, как и всё семь прежних исполнений, произвела совершенно изумительное впечатление!!! В первом акте в голосе Ольги преобладали тёмные краски, и очень понравились и тембр, и мягкость и безупречная сфокусированность голоса, и дикция. Очень проникновенно, плотным и связным голосом Ольга спела дуэт с Галицким и сцену с боярами. Четвёртый акт также был спет и сыгран очень ярко! Очень запомнились чарующий и наполненный оттенок звука и потрясающе аккуратные, сочные и светлые и восхитительно сфилированные верхние ноты. А после встречи с князем Игорем голос заметно потеплел, тонко передавая чувства! И до антракта, и в финале оперы великолепный голос Ольги звучал с удивительным совершенством!!! Брава-брависсима! Я не пропустил ни одной Ярославны Ольги Терентьевой в Москве на протяжении последних четырёх лет. И теперь я посещал выступления Ольги 136 раз - ровно столько же, сколько и выступления Елены Терентьевой.

26 февраля состоялись сразу два очень долгожданных дебюта, в партиях для сопрано и контральто, Ярославны и Кончаковны. Мне было очень интересно, как эта роль ляжет на голос Ирины Моревой, моей любимицы с весны 2014 года. Ирина пела исключительно крепким звуком, мягким, густым и обволакивающим. Во всех фрагментах оперы тембр был завораживающе тёмным (в том числе, в сравнении с прошлогодними "Саломеей" и "Трубадуром"), с более светлыми верхними нотами в плаче и более тёплыми красками в голосе в ариозо. И на протяжении всей партии певица совершенно безупречно контролировала звук, и, кроме того, и в первом, и в последнем акте в пении Ирины можно было легко разобрать каждое слово, что в сольных номерах Ярославны бывает далеко не всегда. И голоса обеих исполнительниц роли княгини в сложнейших пассажах переливались нотами очень чётко и непринуждённо, вообще без каких-либо слышимых препятствий.

Также во вчерашнем спектакле партию дочери половецкого хана впервые спела одна из моих любимых меццо-сопрано Анна Викторова. Певица была и внешне неотразима в этом образе, но главное, очаровывала густым, тёплым и невероятно сочно окрашенным звуком! Как же связно и естественно струится великолепный голос Анны в захватывающе плавном легато, как же звучит чисто и совершенно! И Анна продемонстрировала превосходное чувство стиля! Пела чуть менее плотным голосом, чем, например, в дуэтах Верди или Прокофьева, однако тембр при этом оставался необыкновенно глубоким, какой и должен быть у драматического меццо-сопрано - именно такого звучания я и жду всегда у Кончаковны.

Нурлан Бекмухамбетов тоже очень удачно спел Владимира Игоревича, аккуратным, округлым и отточенным голосом яркого тембра, с насыщенным и звонким верхним регистром и выразительными интонациями. Очень красив был оттенок звука уже в арии, а в дуэте звуковедение стало ещё более мягким.

Валерия Пфистер, введенная в спектакль ещё с первых премьерных исполнений, всегда являлась для меня очень желанной Кончаковной. Услышать эту замечательную певицу в спектакле "Князь Игорь" мне доводилось, но сравнительно редко. Пожалуй, именно в минувшую субботу Валерия выступила в этой роли наиболее удачно по сравнению с предыдущими выходами в этом же образе: пела чистым, ровным и насыщенным звуком, с уверенным контролем над голосом. Александр Богданов в образе Княжича звучал плоско и несколько резковато, с тусклым тембром.

Теперь я наконец-то добрался до титульной партии Князя Игоря. Одноимённый спектакль с Андреем Борисенко за последний год стал очень интересным событием, даже независимо от остального состава. И вчера Андрей Александрович вновь создал яркий и незабываемый образ благодаря очень выразительному и прочувствованному пению, продуманным интонациям и даже манере звучания, а также невероятно сочному тёмному тембру. И ария, и финальный дуэт, и даже пролог были спеты с восхитительной отделанностью нюансов. А обволакивающий голос, безупречно подходящий для музыки "Князя Игоря", зависал в воздухе удивительно благородно.

Анджей Белецкий поёт Игоря Святославича в новооперной постановке с первого её сезона, как и участвовавшие в нынешней серии Ольга Терентьева, Валерия Пфистер и Владимир Кудашев, и я слушал в "Князе" этого певца уже значительно больше пяти раз. И в прологе, и во втором, и в четвёртом акте Анджей Анатольевич прекрасно контролировал звук, а с точки зрения богатства тембра и объёма голоса мне в субботу больше всего понравились заключительная часть арии (которая поётся после второго проигрыша) и дуэт с Кончаком.

Исполнение Владимиром Кудашевым партии половецкого хана Кончака всегда становится настоящим украшением спектакля "Князь Игорь". Этот великолепный певец принял участие в обоих февральских представлениях и оба раза спел совершенно изумительно, густым и аккуратным голосом неповторимой чарующей окраски, с отменной дикцией с самой первой строчки арии. Тембр и нюансы звучания точно передавали человеческие качества хана. Оба выступления были очень похожи друг на друга, но во второй раз, начиная с середины арии, при почти таком же тембре голос певца был всё-таки чуть-чуть более крепким.

Владимира Галицкого в субботу пел Алексей Антонов, продемонстрировавший очень ровный, глубокий и объёмный звук и великолепно подобранные интонации, раскрывающие этот образ и черты характера этого персонажа даже несколько преувеличенно (как и слова, положенные Галицкому по либретто). Эта партия также прекрасно легла на на голос Дмитрия Орлова, чуть более лёгкий, однако аккуратный и также наполненный чарующими красками. Дмитрий тоже пел очень выразительно, однако высказывания этого Галицкого выглядели чуть менее гротескно.

В обоих спектаклях даже исполнители второстепенных партий оставили очень яркое впечатление. Прекрасная Виктория Шевцова два раза совершенно замечательно спела Половецкую девушку. Какой у Виктории чарующий, отточенный и связный звук и какой чистый и приятный тембр очень интересного серебристого, даже загадочного оттенка! На мой взгляд, нежный лёгкий и парящий лирический голос певицы очень хорошо подходит к музыке этой партии! И оба раза мне очень понравились звучание голосов и яркие и запоминающиеся тембры Скулы и Ерошки (в субботу в этих ролях выступили Сергей Тарасов и Максим Остроухов, а в воскресенье - Анатолий Григорьев и Вениамин Егоров). Кстати, долгое время я путал этих персонажей друг с другом, забывал, кто из них бас, а кто тенор (поскольку они делают и поют почти одно и то же и во время спектакля никто к ним по именам не обращается). Но в начале этого сезона я придумал, как запомнить, кто из них всё-таки тенор: по созвучию имени этого персонажа с фамилией одного из моих любимых представителей этого типа голоса.

Дирижировал оба раза Евгений Самойлов, и мне очень понравились медленные симфонические фрагменты на пиано, а вчера днём - ещё и вся вторая половина увертюры. Все солисты прекрасно перекрывали оркестр, в том числе, когда он звучал на форте, например, в финале первого акта. Изумителен был хор Новой Оперы, как женский (девушки, пришедшие к Ярославне, а затем и половчанки), так и мужской (сначала воины, чуть позже - приближеные Владимира Галицкого, затем перевоплотившиеся в бояр). Все хоровые фрагменты прозвучали чарующе чисто, глубоким тембром и при этом разборчиво. Огромное спасибо любимому театру за эти два великолепных спектакля!!!

Вениамин Егоров, вокал, Андрей Борисенко, Анджей Белецкий, Дмитрий Орлов, Анна Викторова, Сергей Тарасов, Виктория Шевцова, Ольга Терентьева, Анатолий Григорьев, Алексей Антонов, опера, Новая Опера, Евгений Самойлов, Валерия Пфистер, Максим Остроухов, Владимир Кудашев, Ирина Морева, Нурлан Бекмухамбетов, музыка, Александр Богданов

Previous post Next post
Up