Изумительная Ярославна Александры Коневой и другие впечатления от "Князя Игоря" в Коломенском

Feb 05, 2017 23:08

5 февраля в Коломенском дворце состоялся долгожданный спектакль по опере "Князь Игорь". Да, это исполнение, как и все остальные из цикла "Золотые страницы оперной классики", как я теперь уже точно понял, можно назвать полноценным спектаклем, несмотря на отсутствие декораций. Несмотря на то, что одну из самых длинных русских опер пришлось совместить с форматом концерта в одном отделении, ни один из наиболее интересных мне фрагментов этого произведения не был купирован. В том числе, за исключением пролога, в котором тоже есть очень сложные места с точки зрения вокала, не была сокращена партия Ярославны. Прозвучал даже речитатив Ярославны перед встречей с Игорем, первые строки которого вырезаны в постановке Новой оперы. "Улетай на крыльях ветра" исполнил детский камерный хор "Увертюра" под руководством Ольги Островской (ДК "Берендей, Москва). Ещё одна сцена с хором - финал первого акта - частично прозвучала в записи, которую включали только между фразами Ярославны. Я не являюсь сторонником включения каких-либо записей во время вокальных номеров, но в данном случае, в отсутствие полноценного хора, такое решение было единственным правильным и позволило сохранить в сценарии один из самых проникновенных фрагментов оперы. Купированные действия и их части пересказывала чтец Лидия Токарская - иногда в прозе, а иногда теми или иными цитатами из либретто "Князя" и даже из "Слова о полку Игореве". Спектакль прошёл под фортепианный аккомпанемент великолепной Валерии Петровой, концертмейстера Центра оперного пения и доцента Академии Гнесиных, бессменной участницы всех полуконцертных исполнений оперного цикла в Коломенском дворце и многих других интереснейших вокальных вечеров. Однако самый значительный инструментальный фрагмент "Князя" - Половецкие пляски - прозвували в исполнении ансамбля солистов "Русский квартет" в составе Владимира Дунаева (балалайка), Владислава Афанасьева (домра), Марии Каламагиной (гусли клавишные) и Ирины Ламановой (фортепиано).

Главным событием спектакля стало выступление в партии Ярославны одной из моих самых любимых певиц Александры Коневой. Великолепный голос певицы сочетал исключительную красоту и глубину тембра и удивительную мягкость и инструментальное совершенство звуковедения. Именно окраска голоса отличалась потрясающей насыщенностью. Партия замечательно легла на голос Александры, казалось, что певица просто создана для этой роли. Все сложные пассажи, а также верхние ноты прозвучали очень точно и естественно. Голос плотно охватывал слушателей, завораживая кантиленой, а также звонкими и чистейшими верхами и чарующе наполненными и густыми низами. Звучание оптимально сочетало все достоинства лирического и драматического: голос парил в воздухе, отличаясь при этом плотностью и сфокусированностью. Также прекрасная Александра продемонстрировала безупречную дикцию, и в ариозо, и в финале первого акта, и в плаче и заключительном дуэте было понятно абсолютно каждое слово, что в этой партии можно услышать далеко не всегда. Пение Александры было необыкновенно прочувствованным, певица очень точно и ярко передавала голосом эмоции. Невозможно описать словами, насколько же изумительно во всех отношениях Александра пела! Брависсима!

Титульную партию Князя Игоря исполнил солист театра Покровского Александр Полковников. Голос певца звучал чисто и, с тёмным нижним регистром и светлым верхним. По ходу главной арии (первый выход Игоря в этом спектакле) звук постепенно наполнялся чарующими обертонами. И в сольном фрагменте, и в следующей сцене с Кончаком, и в финале оперы были прекрасно продуманы динамические нюансы. Поскольку я несколько раз слушал Александра в партии Юлия Цезаря из "Цезаря в Египте" Генделя, то я не мог не провести параллели между этими двумя ролями. От голоса они требуют совершенно разных качеств (голос Цезаря должен быть в первую очередь подвижным и даже в медленных ариях немного лёгким, а в образе Князя Игоря нужен плотный, даже драматический звук), однако с точки зрения сюжетов опер этих персонажей объединяет много общего. Оба этих героя спасаются, потерпев поражение в бою. И действие обоих опер происходит очень давно - чуть менее тысячи и чуть более двух тысяч лет соответственно. Даже сам певец отметил сходство мизансцен в этих спектаклях. И Александр Полковников, меньше месяца назад с блеском выступивший в роли Цезаря, теперь совершенно естественно звучал в партии для более плотного голоса.

Один из моих любимых басов Илья Ушуллу восхитительно спел и сыграл половецкого хана Кончака. Густой и аккуратный голос певца замечательно обволакивал, лился очень свободно, но отточенно, и строгий, но наполненный тембр очень точно передавал образ хана и его характер. Илья исполнил арию и следующий за ней дуэт очень выразительно, с продуманными интонациями и разнообразием в динамике, и по сравнению с несколькими прошлыми выступлениями, на которых я был, певец ещё прибавил в отношении контроля над звуком.

В партии Кончаковны впервые на моей памяти выступила Любовь Молина, автор сценария данного спектакля и одна из организаторов мероприятия, наряду с пианисткой Валерией Петровой. Интерпретация Любови Молиной стала поистине уникальной - ещё никогда я не слышал Кончаковну с по-настоящему контральтовым тембром. Ария была исполнена плотным и сфокусированным звуком чистого, но матового оттенка, с тёмным и свободно льющимся нижним регистром и округлым верхним. Однако ближе к финалу каватины замечательный голос певицы стал наполняться тёплыми красками, по-прежнему отличаясь превосходным чувством стиля. Окрашенным, связным и выразительным звуком был исполнен и дуэт с Владимиром Игоревичем.

Княжича спел Николай Карцев, один из двух певцов-участников представления, которых я знаю дольше всех, с 2012 года. Сейчас Николай владеет голосом значительно более уверенно, чем 3-4 года назад, и большинство вокальных фраз певцу удается вполне достойно (за исключением мест с верхними нотами на форте, которые пока получаются с небольшим призвуком). Но больше всего у Николая мне нравятся фразы на пиано, в том числе, в отношении насыщенности тембра.

Партию Владимира Галицкого исполнил Дмитрий Почапский. Бас произвёл яркое впечатление очень выразительными интонациями, точно показывающими характер и состояние этого персонажа. Свежий и сочный голос также делал образ Галицкого запоминающимся, и даже чуть более тусклые некоторые верхние ноты, пожалуй, даже более точно его оттеняли.

Огромное спасибо всем организаторам спектакля, певцам и певицам, музыкантам и концертмейстеру за это изумительное и интереснейшее исполнение!!!

Николай Карцев, Дмитрий Почапский, Коломенское, вокал, Любовь Молина, Александра Конева, Илья Ушуллу, Князь Игорь, опера, музыка, Александр Полковников

Previous post Next post
Up