Jan 28, 2017 17:38
27 января в моей любимой Новой опере состоялась долгожданная премьера оперы Моисея Вайнберга "Пассажирка". Новооперный спектакль стал для меня первым знакомством с этим очень тяжелым произведением. Музыка этой оперы медленная и трагическая, во многих картинах отрывистая, на мой взгляд, вообще не похожа на какие-либо вокальные сочинения XIX века. Во время исполнения я чувствовал, как же трудно эту музыку петь и играть, однако солисты и оркестр под управлением Яна Латам-Кёнига с блеском справились с этим новым для них репертуаром, в большинстве сцен, как мне показалось, требующим выносливости голосов и их плотности. Постановку Сергея Широкова я вижу очень адекватной, с точно соответствующими сюжету декорациями в обоих местах действия оперы. Видеопроекции, в частности, крупные планы главных героев над сценой, пожалуй, являются правильной идеей и даже усиливают эмоциональность действия. Я считаю, что "Пассажирка" - одна из самых удачных новооперных постановок последних лет, наряду с "Ромео и Джульеттой".
Замечательная меццо-сопрано Валерия Пфистер очень удачно и ярко исполнила партию Лизы, продемонстрировав великолепный голос, плотный, мягкий, аккуратный и темброво наполненный, а также превосходное владение голосом. Очень естественно тянулись многочисленные длинные ноты на форте. Интонации в каждой картине очень точно соответствовали образу, кардинальным образом отличаясь друг от друга в сценах в лагере и на корабле. Если в первом случае в голосе певицы очень явственно чувствовались коварство и презрение, то во втором - раскаяние и смятение, сами интонации становились несоизмеримо мягче и теплее. Новая для солистки партия уже сейчас прекрасно впета!
Дмитрий Пьянов, выступивший в роли Вальтера, тоже пел выразительно и в основном нормально контролировал звук, однако иногда его голос становился чуть-чуть плосковатым и не очень насыщенным по тембру.
Наталья Креслина очень артистично и выразительно спела и сыграла Марту. Мне очень понравился плотный и уверенный голос тёплого оттенка. Густым, мягким и прочувствованным был звук в сцене встречи с Тадеушем. Очень яркое впечатление произвели диминуэндо и тончайшие пианиссимо в эпилоге.
Артём Гарнов в образе также заключенного в лагере жениха Марты Тадеуша тоже стал одним из главных героев спектакля. Замечательный тёмный голос певца удивительно чистый и благородный! И Артём пел проникновенно, с тонкой отделанностью интонационных нюансов, позволяющей точно передавать голосом чувства. Браво!
Виктория Шевцова в партии русской партизанки Кати пела лёгким лирическим звуком чистого и интересно окрашенного тембра, ставшего более крепким в финале песни о России. Великолепно было продуманное разнообразие динамических оттенков.
Моя самая любимая певица Елена Терентьева выступила в роли Иветты, 15-летней француженки. Волшебный голос Елены, удивительно чистый, как колокольчик, и чарующе нежный, объёмный и при этом невесомый и летящий, создавал очень точный образ юной героини, вызывающий искреннее сочувствие, когда эта хрупкая девушка сначала попадает в лагерь, а потом её хватают и ведут на казнь. Тембр Елены отличался неописуемым богатством обертонов, удивительной сочностью и звонкостью в верхнем регистре и насыщенным тёмным оттенком в нижнем, а точно отделанные интонации заставляли слушателей поверить, что Иветта так молода.
Ольга Терентьева, сестра Елены и тоже одна из моих самых любимых певиц, совершенно великолепно спела Власту, чешскую узницу. Замечательный голос Ольги, густой и невероятно наполненный тембровыми красками, изумительно звучит и в музыке Вайнберга! Брависсима!
Ещё мне очень понравились две меццо-сопрано, Светлана Злобина (Хана) и Полина Шамаева (Кристина), два сравнительно лёгких низких и сочных голоса тёмного оттенка. И один из моих любимых басов Владимир Кудашев в партии немецкого офицера звучал во всех отношениях великолепно. Голос певца был ярким, крепким и уверенным.
Пассажирка,
вокал,
Ян Латам-Кениг,
Наталья Креслина,
Светлана Злобина,
Дмитрий Пьянов,
Артём Гарнов,
Виктория Шевцова,
Ольга Терентьева,
Полина Шамаева,
опера,
Новая Опера,
Валерия Пфистер,
Моисей Вайнберг,
Елена Терентьева,
Владимир Кудашев,
музыка