Jan 26, 2017 13:21
25 января в Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко исполнили мою любимую оперу Вагнера - "Тангейзер". В этом грандиозном творении я обожаю и вокальные, и инструментальные фрагменты, столь же проникновенные, как и арии, и очень редко в операх можно встретить такое обилие оркестровых фраз на пиано. С тех пор, как я в ноябре 2014 года первый раз побывал на "Тангейзере", я страстно мечтал снова посетить эту великую оперу, но несколько раз по разным причинам мне этого не удавалось. И нынешнее исполнение вагнеровского шедевра стало одним из самых ожидаемых и желанных событий вокального января. Все певцы, на мой взгляд, выступили очень удачно, понравился мне и оркестр под управлением Антона Гришанина. Очень мелкие шероховатости были только в увертюре, но я не хотел бы к ним придираться. Пиано было чистым и чарующим, в том числе, в третьем акте!
Наконец-то услышав во второй раз "Тангейзер", я обратил внимание на очень интересные средства выразительности в музыке этой оперы, два года назад не замеченные. Конечно, чтобы действительно глубоко понять это произведение, двух живых прослушиваний недостаточно, но каждое новое исполнение значительно обогащает впечатления. Постановка, на мой взгляд, в основном весьма адекватная, в том числе, не противоречит здравому смыслу идея проводить состязание певцов в библиотеке. Но больше всего из декораций мне понравились, разумеется, горы, в частности, восход в горах во время увертюры. Костюмы Тангейзера и, возможно, Германа очень похожи на более поздние, здесь напрашиваются параллели с новоперным "Лоэнгрином", однако в данном случае я не до конца понимаю режиссерского замысла. Разве что Генрих, оказавшись в гроте Венеры, мог попасть в будущее, а потом вместе с одеждой перенестись обратно.
Валерий Микицкий очень ярко и уверенно выступил в заглавной партии рыцаря и певца Генриха Тангейзера. Его голос отличается всеми качествами, которых требует музыка оперы: чистотой, выносливостью, достаточной плотностью и сфокусированностью. Звук тянулся в воздухе мягко, аккуратно и завораживающе и без напряжения заполнял большой зал. Уже в дуэте с Венерой Валерия было очень приятно слушать благодаря как владению голосом, так и тембру. И певец очень хорошо контролировал звук, начиная с самой первой фразы, когда Генрих говорит Венере, что соскучился по звону колоколов. Очень точно на протяжении всего длинного спектакля Валерий Микицкий передавал голосом и интонациями свои чувства и своё состояние. Только к концу рассказа Вольфраму о своём паломничестве певец немного подустал, в голосе иногда стал заметен небольшой нажим, но и эта особенность звучания точно согласовывалась с образом и сюжетом: Генрих, пройдя пешком долгий путь из Тюрингии в Рим и обратно, очень устал, и после того, что ему сказал Папа Римский, ему было очень тяжело. Чуть-чуть резковато прозвучала и фраза на фортиссимо о гроте Венеры на состязании певцов. Но это высказывание, с учетом его содержания, пожалуй, вполне может звучать именно с такой окраской, несмотря на то, что я всегда мечтаю о безупречном совершенстве вокала, которое и отличало тенора в подавляющем большинстве сцен.
Неподражаемая Наталья Мурадымова совершенно изумительно спела Елизавету, продемонстрировав исключительно густой и темброво наполненный голос, очень сильный и при этом мягкий, а также замечательную кантилену. Исполнение и выходной арии, и дуэтов с Тангейзером и Ландграфом, и очень трудной и проникновенной сцены в финале второго акта, и заключительного монолога было невероятно выразительным. Волшебный голос певицы восхищал потрясающим богатством и разнообразием тембровых красок, в том числе, на мецца воче и пиано, и отличался связностью и удивительной насыщенностью во всех регистрах. Елизавета Натальи Мурадымовой стала настоящим украшением великолепного спектакля! Брависсима!!!
Из всех заявленных солистов больше всего я волновался за Алексея Шишляева, в том числе, потому, что партия Вольфрама, на мой взгляд, более важная с точки зрения раскрытия смысла и сюжета оперы по сравнению, например, с Венерой. Однако певец с самых первых фраз в первом акте звучал очень аккуратно, тонко управляя голосом и прекрасно передающими образ и характер Вольфрама фон Эшенбаха интонациями. Объёмный голос прекрасно обволакивал, и сильное впечатление произвело замечательное разнообразие динамических оттенков. Очень хорош был и чарующий тёмный тембр. Очень понравилось, в частности, пиано. Задушевно и возвышенно прозвучали и выступление на состязании певцов, и монолог в начале третьего акта, и, главное, знаменитый романс "Вечерняя звезда" - пожалуй, именно этот фрагмент "Тангейзера" мне нравится больше всего, несмотря на то, что все другие сцены и арии тоже удивительно прекрасны и даже волшебны. И романс Вольфрама становится моим самым любимым произведением для баритона, не считая арии Ренато.
Венеру пела Ирина Ващенко. На мой взгляд, певица создала запоминающийся образ, точно соответствующий образу из либретто, и значительную часть большого дуэта с Тангейзером удачно контролировала звук. В первой половине дуэта наблюдались резковатые верхние ноты и несколько тусклые нижние, и голос звучал чуть тише и чуть менее насыщенно, чем хотелось бы, но затем Ирина ощутимо прибавила и спела большую часть партии очень достойно, фактически без шероховатостей и весьма интересным тембром. Эта роль подходит певице и по голосу, и по внешности.
В партии ландграфа Тюрингии Германа выступил Денис Макаров. Я очень соскучился по этому прекрасному басу, как и по исполнителям партий Тангейзера и Елизаветы. Денис пел чистым, отточенным и благородным звуком и прекрасно контролировал голос. Яркое впечатление произвели выразительные интонации. Лишь в финале второго акта, во время монолога о грешнике Тангейзере в голосе стало чувствоваться незначительное напряжение.
Очень интересного тенора Артёма Сафронова, знакомого мне по "Богеме" и консерваторским концертам, я был очень рад теперь услышать в образе Вальтера фон дер Фогельвейде. Мягкий, связный и достаточно тёмный голос певца звучал уверенно и гладко в романсе из второго акта, спетом очень эмоционально, с продуманными нюансами. Приятную манеру звукоизвлечения и аккуратный голос чистого и глубокого тембра продемонстрировал и Дмитрий Кондратков, исполнивший партию Битерольфа, ещё одного рыцаря, участвовавшего в состязании певцов. И моя любимица Лилия Гайсина была удивительно хороша в небольшой роли Пастуха, в которой нужен именно лёгкий звук, что является очень редким случаем для опер Вагнера. Округлый и прозрачный голос певицы завораживающе переливался нотами, очаровывая глубоким и неповторимым тембром. Огромное спасибо театру Станиславского и Немировича-Данченко за великолепное исполнение этого интереснейшего и потрясающе проникновенного сочинения Рихарда Вагнера!
Антон Гришанин,
Артём Сафронов,
МАМТ СНД,
вокал,
Дмитрий Кондратков,
Рихард Вагнер,
опера,
Валерий Микицкий,
Ирина Ващенко,
Тангейзер,
Денис Макаров,
Наталья Мурадымова,
музыка,
Алексей Шишляев,
Лилия Гайсина