Оксана Лесничая в интереснейшей и разнообразной камерной сольной программе в Санкт-Петербурге

Jan 25, 2016 17:18

23 января состоялся второй сольный концерт моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей в Культурном центре Елены Образцовой в Санкт-Петербурге. В программу вокально-фортепианного вечера вошли шедевры русской и зарубежной камерной вокальной музыки. Поскольку, как я уже достаточно давно понял, для оперного репертуара требуется совсем по-другому настраивать голос и даже манера звукоизвлечения существенно отличается, я с пониманием отношусь к тому, что Оксана так и не спела ни одного оперного фрагмента, несмотря на то, что за немногими исключениями именно арии являются для меня наиболее желанными произведениями. И я, естественно, расстроился из-за того, что Оксана не спела обозначннный в напечатанной программе мой самый любимый русский романс "Редеет облаков летучая гряда" и ни одного из произведений, с которыми я особенно мечтаю услышать любимую певицу. Однако прозвучавшие русские, немецкие и французские романсы, на высочайшем уровне исполненные, тоже были как минимум не менее интересны и произвели сильнейшее впечатление. Мне кажется, в такой разнообразной и развернутой камерной сольной программе я Оксану ещё не слышал! Как и не слышал почти никого.

Вот претерпевшая многочисленные метаморфозы программа в её окончательном варианте:
Моцарт. "Вечерние думы", K 523, "К Хлое", K 524
Пуленк. Романс "Се", две импровизации для фортепиано
Форе. "Пробуждение"
Лист. "Как дух Лауры"
Дебюсси. "Остров радости" для фортепиано
Р. Штраус. Из цикла "Четыре последние песни". "Весна", "Сентябрь", "Отход ко сну".
Римский-Корсаков. "Пленившись розой, соловей"
Надененко. Романс "Цветы последние".
Рахманинов. "Здесь хорошо"
Рахманинов, из опуса 38: "Ночью в саду у меня", "К ней", "Маргаритки", "Сон", "Ау!"
Рахманинов, "Не пой, красавица"
Р. Штраус "Цецилии"
Чайковский "День ли царит"

Все без исключения произведения Оксана Лесничая спела во всех отношениях совершенно изумительно! Волшебный голос Оксаны звучал просто неописуемо чисто, мягко и нежно, совершенство звука просто невероятное! Голос округлый и сфокусированный, но в нужных местах чуть более лирический. Очень тонко выдержан стиль камерных произведений, в том числе, даже тонко подобрана манера звукоизвлечения в каждой вещи. И тембр, как всегда, просто неземной красоты, тёплый и окрашенный, но в какой-то степени прозрачный. Слушать такое замечательное пение - это просто неземное блаженство! И каждая фраза в в каждом романсе была просто невероятно тонко продумана и отделана с точки зрения динамических, тембровых и интонационных нюансов. Какое прекрасное диминуэндо, какое тончайшее пианиссимо сразу во многих романсах! И форте тоже аккуратное, без малейшего пережатия, тоже звучащее по-камерному. А владение голосом просто превосходное, я в звуке не слышал вообще ни одной шероховатости и порожка! А какое замечательное легато, какая завораживающая кантилена, как голос чарующе переливается! И льется свободно и насыщенно во всех регистрах!

Оксана Лесничая подарила слушателям самые яркие и впечатляющие на моей памяти исполнения сразу нескольких известных романсов: "Здесь хорошо", "Не пой, красавица", "Маргаритки", "Пленившись розой, соловей", "День ли царит" (тоже обожаю этот романс). Все произведения Оксана исполнила не только с эмоциями, заложенными в звучание голоса, но и артистично, прекрасно передавая чувства также мимикой и жестами - несмотря на то, что я в первую очередь обращаю внимание на звук, актерскую составляющую исполнения тоже необходимо отметить.

Романсы Моцарта, которые были включены в программу вечера в связи с предстоящим днём рождения великого композитора, Оксана пела так прочувствованно и при этом потрясающе чистым и при этом скорее легким звуком, в какой-то степени прозрачным, но отличающимся ненавязчивой и при этом интересной чуть-чуть темной окраской, в основном на пиано, но с отточенной филировкой длинных нот. А в произведении Франсиса Пуленка любимая певица уже приятно поразила огромным динамическим диапазоном, в сочетании с превосходным владением оттенками являющимся помимо просто способа сделать пение ещё более ярким и красивым, ещё и прекрасным средством выразительности исполнения. В этом романсе я впервые восхитился просто волшебными диминуэндо и крещендо, которыми Оксана изумительно впечатляла до самого конца этого незабываемого вечера. И здесь же впервые в концерте прозвучало тончайшее пианиссимо.

Романс Листа тоже прозвучал очень проникновенно и с продуманной фразировкой. А "Пробуждение" Форе в исполнении Оксаны - это тоже что-то необыкновенно прекрасное с точки зрения отделанности нюансов и прочувствованности исполнения! Здесь голос был парящим, таким чудесно зависающим и нежно обволакивающим, и в него было вложено невероятно много эмоций! Пожалуй, это одно из самых коронных произведений Оксаны в камерном репертуаре, и, кстати, именно его больше всего любит исполнять с Оксаной Алла Борисовна Басаргина. Я в четвёртый раз слушал любимую певицу в "Пробуждении", и, пожалуй, именно в этот раз звучание и тембр мне больше всего понравились звучание, которое теперь стало ещё более мягким, совершенным и точно сочетающимся с музыкой, и тембр, отличающийся в этот вечер ещё большей глубиной обертонов.

Творчество Рихарда Штрауса, на мой взгляд, занимает особое место и в программе этого вечера, и во всём мировом камерном вокальном наследии. Музыка его романсов очень необычная и сложная, и поэтому, видимо, вокалистам крайне трудно донести до слушателей всю её красоту и глубину. И Оксане Лесничей, пожалуй, это удалось в наибольшей степени. Прекрасно чувствовалась потрясающая впетость всех прозвучавших частей вокального цикла "Четыре последние песни", очень впечатляли как тягучесть звука, так и продуманность нюансов и точно выдержанный как стиль, так и темп. Раньше я как-то не считал себя поклонником этого композитора, но именно благодаря превосходному исполнению Оксаны я даже полюбил его музыку! Всё-таки в ней есть немало интересного и чарующего, в частности, просто прекрасны эти медленные переливания нотами, особенно при таком неописуемо плавном легато и ярком тембре, в этом блоке концерта чистом, как колокольчик, но при этом богатом тёплыми красками. Брава!

Вторую часть концерта, посвященную русской камерной вокальной музыке, Оксана Лесничая и Ольга Потехина начали с романса "Пленившись розой, соловей", в котором любимая певица продемонстрировала яркий и сочный звук как в верхнем, так и в нижнем регистре и продуманность каждой ноты, это было действительно захватывающее красотой тембра и совершенством вокала с первой строчки исполнение. Затем участники концерта обратились к творчеству редко звучащего композитора Федора Надененко. Мне тоже очень понравилась его музыка - такая задушевно зависающая, тоже ни на чью не похожая. И в романсе "Цветы последние" восхитительна была кантилена, а также нежный и летящий, но при этом в некоторой степени густой голос.

И самым объемным блоком концерта стали романсы Сергея Рахманинова. В русской части программы тембр у Оксаны стал таким удивительно светлым и в каждом следующем произведении от Римского-Корсакова к Рахманинову, сохраняя эту неземную мягкость, он расцветал всё более сверкающими красками. Это было просто божественное звучание, просто исключительно темброво наполненное! Я просто слушал и наслаждался! Я уже сказал о прочувствованности пения Оксаны в этот вечер (как и всегда), о невероятно тонкой отделанности каждого звука, о превосходном владении голосом, в том числе, динамическими оттенками - это именно к Рахманинову относится в первую очередь, хотя ни в коем случае нельзя сказать, что в каком-либо номере концерта эти качества пения были в меньшей степени заметны. Каждым романсом, каждой строчкой можно восхищаться бесконечно.

Первым из бисов, или, как назвали сами исполнители, сюрпризов, стал ещё один романс Рахманинова "Не пой, красавица". Тоже невероятно приятно было услышать его снова в гениальном исполнении Оксаны, отличающемся исключительно чистым, мягким и светлым голосом и отточенностью переходов между динамическими оттенками.

Вторым произведением после завершения основной программы концерта стала ещё один романс Рихарда Штрауса "Целилии", однако совершенно не похожий на прозвучавшие в середине вокально-фортепианного вечера "Четыре последние песни", так как он более быстрый и требует более крепкого, но одновременно подвижного голоса. Но и здесь Оксана очень точно подобрала подходящий оттенок звука, который был по-прежнему мягким и светлым, но плотным, и аккуратно и ровно спела все быстрые фразы. Пожалуй, певица в этот раз ещё более удачно контролировала голос, чем во время двух предыдущих выступлений с этим романсом.

И заключительным номером концерта стал романс Чайковского "День ли царит", который я слушал в исполнении любимой певицы впервые. В нём голос тоже был густым и сфокусированным, но при этом чуть-чуть отрешённым, и именно в звук Оксана вложила невероятно глубокие чувства. Брависсима!

Огромное спасибо за этот концерт также великолепной пианистке Ольге Потехиной и Ирине Черновой! О фортепианных номерах я не могу сказать так же подробно, как и о вокальных, но мне они тоже очень понравились. Надеюсь, что Оксана Лесничая повторит эту программу (или исполнит похожую) снова, в том числе, и в Москве!

Рихард Штраус, вокал, Пётр Чайковский, Габриэль Форе, Санкт-Петербург, романсы, концерт, Сергей Рахманинов, Культурный центр Елены Образцовой, Оксана Лесничая, музыка, Ольга Потехина

Previous post Next post
Up