Nov 23, 2015 19:47
21 ноября в малом зале Российской академии музыки имени Гнесиных состоялся, несомненно, самый лучший концерт в сезоне, который я посетил, и один из самых лучших концертов в моей жизни. В рамках проекта "Наши выпускники" состоялся фактически сольный вечер великолепных и неподражаемых сестёр Ольги и Елены Терентьевых при участии тенора Руслана Юдина. Аккомпанировала любимым певицам постоянная партнёрша по их концертам в России и странах Европы Марина Белашук. Первое отделение было чисто романсовым, второе - оперным.
Открывали концерт пять дуэтов русских композиторов XIX века: "Не искушай меня без нужды", "Колыбельная" и "Жаворонок" Глинки, "Желание" Кюи и "Минула страсть" Чайковского. С самого первого вокального номера любимые сёстры Терентьевы пели во всех отношениях совершенно изумительно, были одинаково необыкновенно хороши! Какие же замечательные голоса, слов нет, какие во всех отношениях прекрасные, какие чистые, какие насыщенные, какие нежные! И какое пение совершеное, какая кантилена, какой звук связный у обеих певиц! И как выразительно сёстры пели!
Елена Терентьева с самого начала пела таким чистейшим небесным звуком, округлым и всегда совершенно непринуждённо зависающим в воздухе, таким легким, удивительно парящим и невесомым. Мне сразу показалось, что это одно из самых удачных выступлений Прекрасной Елены за долгое время - настолько чарующе, мягко, нежно и одновременно отточенно голос лился. Тембр был светлым, исключительно ярким и так тонко окрашенным, но остающимся при этом в первом отделении в какой-то степени прозрачным, что и придавало звуку эту волшебную "небесность".
Ольга Терентьева в камерных дуэтах звучала совсем не так, как в любимом оперном репертуаре, и демонстрировала очень тонкое чувство стиля произведений (в том числе, кстати, и во втором акте). В романсах, исполненных вместе с Еленой, голос Ольги был более матовым и тёмным, и звучал действительно по-камерному, так чарующе на мецца воче и пиано, оставаясь потрясающе насыщенным - это был ни на что не похожий оттенок, такой густой, но с нереально сочными, однако при этом абсолютно мягкими и точными верхними нотами - раньше в романсах у Ольги звучание было несколько более светлым.
И, конечно, слияние голосов Ольги и Елены Терентьевых - это просто что-то неземное, волшебное! Так приятно одновременно слышать оттенки и обертоны, присущие одновременно обеим любимым певицам! Голос Ольги придаёт сливающемуся звуку густоту и наполненность замечательными тёмными красками, а Елены - эту неповторимую воздушность, звонкость, как у колокольчика, и завораживающую легкость звучания. В каждой ноте эти прекрасные голоса соотносятся друг с другом по-новому, и слышать их волшебные переливания один в другой - это просто блаженство! Во многих местах в дуэтах тембры обеих певиц слышны абсолютно в равной степени, во многих других - преобладает один из голосов, но второй, хоть и заметен в меньшей степени, делает звук ещё более красивым. А во многих фразах сливающийся звук представляет собой нечто среднее между двумя любимыми голосами, но тоже отличается уникальностью оттенка и неописуемой красотой. В этих случаях невозможно разобрать тембры каждой из певиц, что даже, на мой взгляд, особенно интересно, и звук не похож на каждый из голосов в отдельности. Такое звучание вокального дуэта я тоже люблю особенно. Кроме того, Ольга и Елена все пять разложенных на два голоса романсов спели исключительно слаженно, продемонстрировали просто превосходную спетость вокального дуэта и звучали во всех отношениях как единое целое. Все нюансы сливающегося звука в каждой строчке каждого романса были невероятно тонко продуманы.
После пяти дуэтов на сцену впервые вышел тенор Руслан Юдин, знакомый мне по исполнению партии Хосе в Центре оперного пения. Руслан исполнил романсы Рахманинова "Какое счастье" и, чуть позже, в финале первого отделения, - "Арион", а также после антракта вместе с Ольгой Терентьевой пел оперные фрагменты. И, на мой взгляд, в этот раз певец выступил гораздо более удачно, чем в спектакле "Кармен". В начале первого романса голос звучал плосковато, однако уже к концу произведения - более мягко. В этот вечер Руслан хорошо контролировал звук, и тембр тоже был достойным. И в романсах, и в оперных дуэтах голос был ровным, чистым и уверенным.
Настоящим украшением концерта стали два романса Римского-Корсакова в гениальном исполнении любимой Елены Терентьевой. Уже в "Пленившись розой, соловей" певица продемонстрировала восхищавшее и в следующих номерах исключительно плавное легато и полное отсутствие каких-либо препятствий при ходе вверх или вниз во всём диапазоне, а тембр был таким фантастически чистым и светлым. Голос звучал так мягко, нежно и естественно, как не звучал почти никогда, сама манера звукоизвлечения стала ещё более приятной. И исполнение моего самого любимого русского романса "Редеет облаков летучая гряда" стало одним из лучших на моей памяти. Тембр был такой же, волшебно светлый, но при этом чуть-чуть окрашенный, но интонации и манера подачи звука уже совершенно новые, что говорит о тонком чувстве стиля каждого произведения. Тоже так замечательно, так нежно зависла последняя нота на пианиссимо! Как мне показалось, в этот раз любимый романс был исполнен в чуть более медленном темпе, чем обычно, но такой темп, на мой взгляд, очень точно передает эмоции, заложенные в льющуюся как бы волнами музыку Римского-Корсакова.
Эти два ярчайших сольных номера в исполнении Елены уже сделали этот вокальный вечер выдающимся. Однако во втором отделении Ольга Терентьева в своем коронном оперном репертуаре затмила даже эти сильнейшие впечатления. Первым номером второго акта стал дуэт Отелло и Дездемоны. Я читал восторженные отзывы о Дездемоне Ольги ещё порядка пяти лет назад, но услышать эту потрясающую интерпретацию довелось только сейчас. И могу однозначно сказать: в этот вечер мы услышали новую Ольгу Терентьеву, с таким нежным звуком, хотя и чуть более плотным, чем в первом отделении, и невероятная насыщенность тембровыми красками делала оттенок голоса скорее тёмным, но в то же время ярким. И динамических оттенков, как мне показалось, различных разновидностей пиано и мецца воче, у Ольги было просто невообразимо много. И голос, несмотря на его феноменальную сочетаемую с густотой мягкость, здесь уже был по-оперному тягучим и сфокусированным. Дездемона Ольги - просто что-то неземное! Брависсима!
И как раз после совершенно изумительной Дездемоны одна из самых любимых певиц преподнесла поклонникам самый желанный сюрприз: исполнила мою самую-самую любимую оперную арию "Pace, pace, mio Dio". И каждый раз Ольга поёт Паче ещё лучше, чем в предыдущий, несмотря на то, что каждый раз кажется, что лучше уже невозможно. Всё в этом исполнении было на высочайшем уровне - гениальные невероятно наполненные ферматы, бесконечное дыхание, аккуратнее форте и потрясающее по тембру пиано и превосходное видение голосом, в частности, уверенный контроль над разнообразием плотности звука. И Ольга продемонстрировала прекрасную гибкость голоса, который без малейших напряжения или потускнения шёл снизу вверх и обратно во всём очень большом диапазоне, который требуется для исполнения этой исключительно проникновенной арии. Всё-таки какой замечательный голос у Ольги Терентьевой - сильный, плотный, исключительно совершенный и невероятно густой, сочный и насыщенный, тембр какой просто нереально глубокий - слов просто нет! И какое пение выразительное, проникновеное! И в больших залах, вмещающих более чем тысячу слушателей, по впечатлениям от концертоа в начале этого и прошлого сезонов, великолепный голос Ольги производит тоже сильнейшее впечатление! Огромнейшее спасибо Ольге за эту арию!
И третьим оперным чудом бесподобной Ольги Терентьевой в этот вечер стала совершенно потрясающая Лиза в Сцене у Зимней канавки! Даже не сомневаюсь, что Ольга - одна из самых лучших исполнительниц этой партии на свете! Такая сложная ария (вместе со второй частью и дуэтом) - и вообще ни одной неточности, всё прозвучало абсолютно безупречно! Здесь певица снова продемонстрировала неописуемо яркий и насыщенный, сверкающий и аккуратный верхний регистр и густой и столь же свободно льющийся нижний, а также такие завораживающе плавные диминуэндо и крещендо и при этом всегда великолепно передавала голосом и интонацией чувства Лизы. А сочетание мягкости и плотности звука просто неповторимое и изумительно впечатляющее! Как приятно слушать Ольгу! Её голос так замечательно обволакивает! Не сомневаюсь, что всю партию Лизы в классической постановке Нижегородского оперного театра двумя днями ранее Ольга Терентьева спела столь же удачно, как и в Москве! Именно услышав изумительный голос Ольги, я шесть с половиной лет назад моментально полюбил оперную музыку, но сейчас он стал ещё более мягким и тембово наполненным и становится всё лучше и лучше иногда даже с каждым выступлением.
Елена Терентьева во втором акте исполнила ещё три произведения, которые я тоже очень люблю - Болеро Делиба, куплеты Олимпии и Поцелуй Ардити. Здесь голос был чуть более плотным, чем в дуэтах и в романсах Римского-Корсакова, но по-прежнему мягким, округлым и просто неописуемо завораживающим. В Испанской песне техника была восхитительной, все пассажи с мелкими нотами и ходы наверх прозвучали так легко, непринуждённо и без малейшего нажима, голос так захватывающе звучал, в том числе, и в быстрых местах, так естественно! Пожалуй, тоже одно из самых запоминающихся исполнений Болеро на моей памяти! Несмотря на то, что, в отличии от концертов "Десять сопрано", здесь Елена, как и в Дарвиновском музее, пела два куплета, а не три. Конечно, такой волшебный голос очень хотелось бы живьём услышать и в третьем куплете.
В куплетах Олимпии Елена, как и всегда, очень аккуратно исполняла все технически сложные фразы, при этом звук оставался ровным и незажатым, а легато - потрясающе мягким. Стаккато тоже было уверенным, как и в следующем номере - вальсе Ардити. В "Поцелуе" голос так нежно тянулся и переливался в воздухе, восхищавшее также и совершенством звуковедения и тембром! Брава! Куплеты Олимпии, кстати, тоже были сокращены, куклу заводили всего один раз, а не два, как обычно, но купюры нисколько не повлияли на прекрасное впечатление.
Завершал концерт, конечно же, дуэт Лакме и Маллики, который я просто обожаю, а особенно в исполнении двух дуэтов певиц, в частности, сестёр Терентьевых. Здесь сливающийся звук отличался просто небесной чистотой и невероятной глубиной и сочностью, а тембр был совершенно неповторим. Каждая фраза прозвучала с просто исключительной отточенностью, сливающиеся ноты были замечательно сфилированы, а в сольных фрагментах дуэта певицы показали всю необыкновенную красоту своих тембров в отдельности. А каким великолепным по звучанию и оттенку было пиано в исполнении Ольги и Елены вместе в самом конце!
Это был без всякого преувеличения феерический, волшебный вечер. Огромнейшее спасибо любимым сёстрам Ольге и Елене Терентьевым за то, что они так замечательно пели для нас весь этот концерт! И конечно же, я выражаю безмерную благодарность великолепной пианистке Марине Георгиевне Белашук, без которой этот вечер просто не мог бы состояться! На мой взгляд, фортепианные фрагменты вокальных произведений Марина Георгиевна тоже потрясающе проникновенно сыграла! Спасибо за незабываемый вечер!
вокал,
Руслан Юдин,
Ольга Терентьева,
Марина Белашук,
романсы,
опера,
концерт,
Академия Гнесиных,
Елена Терентьева,
Музыка