Трансляция "Трубадура" с восхитительной Анной Нетребко

Aug 16, 2014 15:48

В последние дни весь российский мир ценителей Музыки с нетерпением ждал трансляции зальцбургского "Трубадура", и в связи с написанием отчёта о впечатлениях от этого значительного музыкального события я делаю небольшой перерыв в моих крымских рассказах. Я живьём слушал "Трубадура", в котором что ни фрагмент - то шедевр, всего три раза, конечно, мог больше, но в сезоне 2009/10 я по глупой причине пропустил концертные исполнения в "Новой Опере" и вообще, надеялся и даже должен был гораздо чаще бывать на "Трубадуре", но эта опера обманутых надежд по сюжету стала ещё и оперой обманутых надежд по составам исполнителей. Потому что после того, как мне совершенно безумно понравилось исполнение фрагментов партии Леоноры моей любимой Ольгой Терентьевой, и с тех пор больше всего мне хотелось услышать в исполнении Ольги именно Леонору. Но одна из моих любимых певиц так и не приняла участие в "Трубадуре", мне кажется, ей просто несправедливо не дали эту партию, хотя это домыслы, и я могу ошибаться. В спектакле происходили всё новые и новые дебюты, графа пели, если я не ошибаюсь, чуть ли не шесть солистов, такого долгожданного дебюта обожаемой Ольги в Леоноре так и не состоялось. И всю вторую половину сезона 12/13, до самого лета, я просто безумно страдал, что Ольге, как я предполагал и до сих пор почти уверен, не дают Леонору, которую певица наверняка полностью знает, не передать словами, насколько страдал. Понятно, время лечит, и теперь предметом моих наибольших оперных переживаний является непосещение мной прежних концертов Оксаны Лесничей и Людмилы Кузьминой (как и Евгении Сегенюк, Азучены моей мечты, наряду с Людмилой Кузьминой). Но я по-прежнему считаю, что именно Ольга Терентьева - самая достойная в Москве Леонора, и по-прежнему безумно мечтаю её в этой партии услышать. Я, кстати, видел Людмилу Григорьевну в зале на прошлом "Трубадуре", а сейчас эта замечательная певица находится в родной Якутии, где выступает на теплоходе, и как же я скучаю по её выступлениям и её великолепному голосу, слов просто нет!!! И как жаль, что Людмила Кузьмина обычно выступает так далеко!!!
 После вступительного слова Дмитрия Бертмана Анна Нетребко рассказала о постановке и о партии Леоноры, для неё сложной вокально, но не сложной актёрски. У Анны, как и у нескольких других замечательных певиц, необыкновенно мягкий и приятный голос, даже когда она просто говорит. В идеи постановки я даже не вникал, не пытался их понять и в них разобраться, одно могу сказать, бредовые идеи режоперы проникают всюду, в том числе и на такие масштабные фестивали, и эта тенденция ужасна. В целом получился очень хороший "Трубадур", не считая графа. И именно Леонора стала самым главным его украшением. Бесподобная и неподражаемая Анна Нетребко от начала и до конца исполнения радовала слушателей просто безупречным контролем над звуком на всех динамических оттенках, разнообразие которых у неё было более впечатляющее, чем у кого-либо в этот вечер, и совершенством легато. Необыкновенно насыщенный и объёмный голос лился вот абсолютно непринуждённо и отличался просто неописуемой мягкостью и чистотой. В каватине очень аккуратно получались все переходы, без малейшего намёка на резкость или перепады громкости, что мало у кого получается, и по общему впечатлению от красоты звука медленная часть арии понравилась больше быстрой, но и пассажи с мелкими нотами получились великолепно и даже чарующе. Вообще, это была просто изумительная Леонора, к которой даже не к чему и было придраться. Разве что, может быть, несколько нижних нот в первой сцене чуть-чуть сползли с дыхания, а всего один раз верх показался чуть беднее по тембру, но обычно верхи, как и середина, были исключительно светлыми и тёплыми, волшебно завораживающими. Очень отточенно звучал плотный голос на форте, но самые впечатляющие фрагменты были спеты на мецца-воче и пиано, голос такой невесомый и при этом объёмный и просто неописуемо тягучий и совершенно сфокусированный и вообще просто изумительный по консистенции звука, я даже не все достоинства этого прекрасного пения могу описать словами. Поэтому первая часть арии из четвёртого акта - это что-то неземное! И требующая более тяжёлого звука вторая часть (молитва) тоже получилась так захватывающе, что к началу третьей части (стретты Tu vedrai) я был уж совсем заворожённым. И на радость слушателям Анна, продолжая петь выше всяких похвал, полностью повторила стретту два раза - видимо, так положено, несмотря на то, что ни в "Новой", ни в интерпретации Обещаловича повтор стретты опущен. И, кстати, видимо, здесь были исполнены все обычно купируемые фрагменты, в частности, пару раз в других картинах я были спеты несколько фраз, которых я, мне кажется раньше не слышал. В дуэте с тенором-графом Анна тоже звучала великолепно, изумительно красиво, в том числе и в мелких нотах, и в последней картине более тёмным оттенком звука очень хорошо передала чувства и состояние умирающей женщины. Мне в первом акте показалось, что голос у Анны немного потемнел по сравнению с тем, как я привык, но заметно это было сравнительно редко и чаще всё-таки тогда, когда это уместно. На мой взгляд, именно такая плотность голоса, как у нынешней Анны, оптимальна для партии Леоноры, хотя и более тяжёлый голос для этой партии не менее подходит.
Ещё мне очень понравился Франческо Мели, мне кажется, я ещё не слышал такого прекрасного Манрико. Певца отличали очень подходящие оттенки голоса, может быть чуть-чуть менее плотного, чем например, у Ерохина, но глубокого и тягучего, всегда мягкое звуковедение, полное отсутствие шероховатостей и, замечательная кантилена (как и у Анны) и как следствие великолепное исполнение медленной части арии Манрико из третьего акта, и стретта вместе со всеми быстрыми пассажами тоже очень и очень впечатлила.
Исполнительница партии Азучены Мари-Николь Лемьё очень хорошо владеет голосом, великолепно партия сделана, но тембр в основном немного бедноват, хотя несколько раз, ближе к конце третьей картины и частично в пятой, чуть более окрашенный звук всё-таки прорезался. Наиболее насыщенными представлялись низы, но при ходе вниз оттенок резко менялся, что не всегда хорошо. В некоторой степени голосом и тембром эта певица мне напомнила Анастасию Бибичеву, ещё одну очень хорошую Азучену. В принципе, мне кажется, не очень яркий тембр и отсутствие бросающейся в уши мягкости очень подходят для этой партии, но я бы ещё больше хотел бы послушать более окрашенный звук, например, как у Юлии Меннибаевой, из тех, кого в Азучене слышал.
Пласидо Доминго и в баритоновой партии продолжает звучать как тенор, в принципе, у него очень отточенная манера звукоизвлечения, что хорошо заметно, но голос уже жестковатый, недостаточно тягучий, льётся в некоторых местах вяло и неуверенно. Не хочется слушать в таком исполнении арию Графа после Ладюка и других прекрасных баритонов. Понравились только немногие отдельные ноты, и то не очень. На мой взгляд, Доминго если хочет дальше успешно работать, то должен полностью переквалифицироваться в дирижёры и уже не распыляться на пение. Кто-то в его возрасте поёт замечательно, например, Ломоносов, но Доминго с сохранением формы повезло меньше.
Хорош был бас Риккардо Занеллато в партии Феррандо, понравились звуковедение и тембр больше всё-таки наверху, Инес тоже показала профессионализм, но в сравнении с Анной Нетребко звучала не так мягко и не так чисто по тембру. Мне в первом акте очень понравился хор, особенно как он звучал на пиано, но знаменитый хор в начале второго акта получился не так слаженно, зато в начале третьего - снова прекрасно. Оркестр был великолепен. Огромное спасибо всем, кто исполнял, снимал и транслировал этот потрясающий с музыкальной точки зрения спектакль!

Риккардо Занеллато, Анна Нетребко, Трубадур, вокал, Пласидо Доминго, опера, Франческо Мели, музыка, Мари-Николь Лемьё

Previous post Next post
Up