Рассказом о Костроме я завершаю серию фотоотчётов о моём незабываемом путешествии в Ярославль и Кострому, подарившем мне лучший концерт в моей жизни, и даже не просто лучший, а намного превосходящий все предыдущие впечатления от любого из многочисленных музыкальных мероприятий, на котором я был. О концерте я рассказал
здесь фактически сразу, а теперь я хотел бы обратиться к архитектурной составляющей посещения Костромы. Центр города как бы не вызывает таких восторгов, как в Ярославле, но тоже интересен, кроме того, после такого изумительного концерта моей самой любимой певицы Оксаны Лесничей уже совершенно не имеет никакого значения то, что Кострома хоть и понравилась, но чуть меньше просто необыкновенного Ярославля (фотоотчёты о нём находятся здесь:
первый день,
первая половина второго дня,
вторая половина второго дня). Кроме того, если говорить об Ипатьевском монастыре, то он оставил впечатление не менее сильное, чем величайшие ярославские памятники архитектуры. Недаром в путеводителе "Золотое кольцо" [1] посещение Костромы рекомендовали начать не с центра города, а с Ипатьевского монастыря. Я последовал совету авторов путеводителя и сначала, с утра через центр города поехал в Ипатьевский монастырь. О его истории можно почитать
здесь. Самый подробный план монастыря с информацией о каждом здании я нашёл
здесь. Около монастыря, на берегу Волги находится освящённая в 2009 году часовня во имя святых Царственных страстотерпцев "Царская Голгофа".
Екатерининские ворота монастыря. Вид изнутри.
Эти же ворота с северным крылом Архиерейского корпуса, тоже интереснейшего, на мой взгляд, памятника архитектуры. Любые допетровские здания мне безумно нравятся ещё с домузыкальных времён.
Братский корпус и обелиск.
Корпус свечного завода.
Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии.
Архиерейский корпус целиком.
Палаты бояр Романовых. Здесь жил Михаил Романов перед избранием на царство.
Троицкий собор - глвный храм Ипатьевского монастыря.
Церковь Рождества Богородицы, сооружённая в XIX веке, разрушенная в 1930-х гг. и освящённая после восстановления в 2013 г. (по информации
отсюда).
Храм пристроен северо-западным углом к Троицкому собору.
Звонница Ипаьевского монастыря - тоже, на мой взгляд, интереснейший и изумительно впечатляющий памятник архитектуры, как и колокольня Спасо-Преображенского монастыря в Ярославле, в некоторой степени похожая. К сожалению, снять звонницу в более удачном ракурсе не получилось ввиду большой её высоты и невозможности отойти на достаточное расстояние при отсутствии мешающих фотографированию объктов.
И ещё две фотографии общего плана. На второй из них слева за деревьями - корпус над погребами.
Екатерининские ворота. Вид снаружи.
Стена монастыря с Кузнечной и Северо-западной башнями. Вид из Ипатьевской слободы.
Затем я посмотрел памятники архитектуры Ипатьевского монастыря с берега Волги. Это обращённый к реке фасад Архиерейского корпуса и Пороховая башня.
Святые ворота. Вид с берега.
Кузнечная башня и часть монастырской стены с Северными воротами Нового города.
Вид на монастырь от слияния рек Волги и Костромы.
Мост через реку Кострому около её впадения в Волгу соединяет центр города с Ипатьевской слободой.
Справа - часовня, с которой начинался рассказ.
Автобусная остановка в Ипатьевской слободе. На афише - Оксана Лесничая! Если плохо видно, фотографию, как и все другие, можно увеличить.
Перемещаемся в центр города. Главная площаь Костромы - Сусанинская. От неё лучами отходят улицы - Советская, Свердлова, Шагова, проспект Мира, Ленина, Симановского, проспект Текстильщиков. И идущая к Волге Молочная гора.
На Сусанинской площади было невероятно много птиц.
Вид с площади на улицу Симановского. Вдали - купола Богоявленско-Анастасииного кафедрального собора.
Пожарная каланча на Сусанинской площади.
По информации из путеводителя "Золотое кольцо", Кострома - второй в России город (после Питера), в котором облик центра определяется в первую очередь зданиями в стиле классицизма. В принципе, я согласен с авторами, однако центр города со сплошной дореволюционной застройкой занимает сравнительно небольшую территорию. Но интересные здание в Костроме есть. В частности, на мой взгляд, наряду с домами, которые чуть позже мне встретились на пути к Кафедральному собору, очень хорошо иллюстрирует вышесказанное расположенный на Сусанинской площади особняк Борщова.
От Сусанинской площади в сторону Волги отходят многочисленные построенные в XVIII веке здания торговых рядов: Хлебных, Дегтярных, Больших и Малых Мучных, Красных, Мелочных, Рыбных и Гостиного двора, которые до сих пор используются по своему первоначальному назначению. Во внутреннем дворе Красных рядов находятся церковь Спаса-в-Рядах и тоже очень интересные небольшие жёлтые торговые здания.
Памятник Ивану Сусанину.
От Сусанинской площади я пошёл по улице Симановского в направлении Кафедрального собора. Покажу типичные для центра Костромы, но в то же время очень интересные здания.
А вот и сам Богоявленско-Анастасиин кафедральный собор и часть стены одноименного монастыря с башней.
Напротив расположен Камерный драматический театр.
В здании театра находится столовая "Резиденция Снегурочки". Кстати, на берегу Волги, около Молочной горы, куда я не добрался совсем чуть-чуть, расположен музей Снегурочки, и именно Костромская область считается родиной Снегурочки. Поэтому я сначала несколько жалел и даже чуть-чуть удивлялся, почему в Костроме Оксана Лесничая не спела мою любимую сцену таяния Снегурочки. Но когда концерт получился настолько неописуемо интересным, то уже никакого значения для меня не имело то, какие произведения остались за пределами его программы.
Проспект Мира - одна из главных улиц Костромы. И одна из самых красивых, наряду с Советской, Симановского, Чайковского и, конечно же, Молочной горой.
Бюст А.Н. Островского (именно по его сказке написана опера "Снегурочка") и театр драмы имени Островского на проспекте Мира.
Здание Дворянского собрания, в котором ныне расположен Художественный музей.
Ещё одно здание Костромского музея-заповедника.
Вернувшись на Сусанинскую площадь, я пошёл по Советской улице в сторону Воскресенской площали и улицы Чайковского. Здесь расположена администрация Костромской области:
Красные торговые ряды. Вид с противоположной стороны улицы. Очень трудно застать момент, когда здание, тем более, его геометрический центр с воротами, не загораживает никакой проезжающий или остановившийся транспорт.
Это, насколько я поминаю, один из самых известных видов Костромы. Он очень часто печатается на сувенирных магнитах. Кстати, на мой взгляд, этот вид очень похож на питерский - где купол Казанского собора возвышается над Гостиным двором, зданием схожей планировки и назначения.
Памятник Юрию Долгорукому - основателю Костромы, как и Москвы.
Незадолго до заката я всё-таки спустился к Волге по улице Чайковского. Здесь она отходит от улицы Советской.
Это единственная в центре Костромы столовая, в которой я и обедал перед концертом. Вид на улицу Советскую с улицы Чайковского.
Эти очень интересные здания находятся на улице Чайковского по пути к Волге.
Вход в Центральный парк. Вдали - Ленин.
В том месте, где улица Чайковского выходит к Волге, расположена беседка Островского, в которой я также побывал.
Костромской автодорожный мост через Волгу - можно сказать, конечный пункт программы посещения достопримечательностей Ярославля и Костромы - вернувшись с Волги, я уже поехал в Филармонию на концерт.
Мне кажется, я и в Костроме посмотрел фактически всё, что хотел, за исключением церкви Воскресения-на-Дебре и ещё нескольких менее значительных памятников архитектуры, поэтому и в Костроме прогулку по городу я считаю удачной, в чём ещё в большей степени я убедился в процессе написания этого фотоотчёта. Однако, несомненно любые немузыкальные впечатления меркнут на фоне этого более чем изумительного концерта, на котором я побывал в завершение путешествия по Ярославлю и Костроме. Я никогда не забуду этот совершенно невероятный вокальный вечер и эти три замечательных дня, проведённые на Волге!!!