10 ноября состоялся замечательный концерт "Три сопрано", в котором участвовали Вероника Погребная-Ляликова, Елена Семёнова и Мария Пахарь. Он проходил в одном из московских дворцов культуры, который обычно посещают жители ближайших районов. В этом зале примерно на 800 мест просто прекрасная акустика, и яркие и звонкие голоса этих великолепных певиц замечательно его заполняли, удивительно завораживая!!! И снова от концерта были просто прекрасные впечатления!!! Всё-таки мне очень нравится такая форма проведения вокального концерта, как три сопрано. Всегда, если, конечно, состав хороший, концерты сопрано и меццо дарят исключительный фейерверк эмоций. И, пожалуй, три - самое оптимальное количество участниц такого вокального вечера, посвящённого только одному типу голоса. Потому что, с одной стороны, мы можем услышать попеременно три разных голоса, каждый из которых очаровывает по-своему, что делает впечатления от трёх певиц вместе ещё более яркими, а с другой - каждая исполнительница поёт немало произведений, поэтому может очень хорошо раскрыть многие грани своего таланта. И вообще всё так было приятно, так захватывающе, когда в этом зале так замечательно, чистыми и звонкими голосами пели для нас три сопрано! Они звуками своих голосов приносили непередаваемые эмоции! Однако у формата концерта, предлагаемого фондом "Таланты мира", есть и свои недостатки, которые, на самом деле, были бы легко устранимы, если бы организаторы мероприятий захотели их устранить. На всех концертах Фонда принято самые известные арии разлагать на три голоса, то есть каждая исполнительница поёт примерно треть фрагмента, номер включает и более интересные моменты со слиянием голосов, но они обычно продолжаются не более одной строчки. Подобное разложение фрагментов, предназначенных для одного голоса, практикуемое не только фондом "Таланты мира", нарушает целостность произведений, и это не только моё мнение. Кроме того, в некоторых случаях, когда та или иная певица звучит только в одной строчке, то её голос завораживает не настолько, как когда радует слух на протяжении целой арии подряд. Ведь недаром композиторы писали эти фрагменты для одного голоса! И не нужно противиться их воле. Поэтому, на мой взгляд, произведения, сейчас на концертах Фонда разлагаемые на три голоса, нужно просто поделить между участвующими певицами так, чтобы каждая исполняла из них 1-2 сольных номера. Кстати, если слушать ту или иную яркую солистку не в одном произведении, а в нескольких подряд, в том числе, перемежающихся звучанием других прекрасных голосов, то это тоже усиливает впечатление и позволяет любимыми артистами восхититься больше (понятно, при условии, что все поют достойно, но, несомненно, в этот раз это условие было выполнено). Одна ария - это тоже не так мало, как может показаться, и ради одной арии в по-настоящему интересном исполнении тоже можно приехать, просто по несколько произведений в программе каждой певицы - это ещё более впечатляющая форма концерта. В принципе, разложение некоторых номеров программы в целом не умаляет положительных качеств концерта, особенно притом, что оно совершенно не мешало восторгам слушателей, в том числе таких требовательных к уровню исполнения, как я. Было очень хорошо заметно, что все три очаровательных девушки очень старались, и это тоже приятно.
Я давно с огромным нетерпением ждал этого концерта в первую очередь потому, что в нём участвовала обладательница просто изумительно завораживающего голоса Вероника Погребная-Ляликова, сольно исполнившая открывавшую концерт (не считая "Заздравной) первую арию Виолетты, вальс Джульетты Гуно, вальс "Сказки Венского леса" - один из своих коронных номеров, как я понял ещё по январскому концерту, и "Соловья" Алябьева. Этот концерт ещё в большей степени показал, что Вероники просто НЕОПИСУЕМО завораживающий голос, и он стал теперь ещё более тёплым!!! Да, у Вероники Погребной-Ляликолвой голос просто великолепный: очень сильный, прекрасно летящий в зал и плотно заполняющий его, даже обволакивающий и при этом исключительно мягкий, ровный и наполненный! И Вероника потрясающе владеет голосом, звук всегда исключительно округлый и гладкий! Я в восторге от её пения!!! А особенно мне нравится, как её голос зависает в воздухе, как её голос тянется, потому что тогда в первую очередь заметно, НАСКОЛЬКО голос чарующий по тембру! Но и "Соловья" Алябьева Вероника спела просто замечательно, очень технично и таким же волшебным и наполненным звуком!!!! Я очень люблю сочетание несколько плотного звука и аккуратного исполнения пассажей! Очень понравилось густое, чистое и мягкое пиано, а возможность спеть в "Соловье" чуть менее быстрые фрагменты более крепким голосом меня всегда очень радует, так как в некоторой степени даже усиливает впечатление. Вероника в плане техники (и, пожалуй, и тембра тоже) спела Соловья даже лучше великолепной Альбины Шагимуратовой, тоже крепкой сопрано среди в некоторой степени лирико-колоратурных. А самым лучшим номером концерта стала, пожалуй, именно ария Виолетты. Потому что именно там, в первую очередь в сравнительно медленных фразах, я в наибольшей степени восхитился просто волшебно звучавшим голосом Вероники, в некоторой степени тёмным, однако мягким, крепким и отточенным. Но, как я понял уже к четвёртой-пятой строчке, оптимальным по плотности для этой партии, то есть к достаточно многочисленным певицам, у кого голос для исполняемой ими партии Виолетты оказывается слишком тяжёлым, Вероника не относится, и это тоже приятно. Весьма точно получились и сложнейшие пассажи в конце арии - звуком чуть более светлым, но тоже насыщенным и аккуратным. Может быть, я и слышал буквально в двух-трёх местах в Виолетте и более тонко сфилированные моменты, но это были крайне редкие исполнения. И поэтому, под изумительным впечатлением сразу после исполнения Виолетты я крикнул "Брависсима!", и Вероника посмотрела на меня и мне улыбнулась. Вальс Джульетты мне теперь ещё больше понравился, чем в январе, голос переливается мелкими нотами теперь ещё более мягко и уверенно, и поэтому и от тембра, в том числе в колоратурах, был гораздо больший восторг! Одно из лучших исполнений Вальса Джульетты на моей памяти! Неописуемо красивым, тёмным, мягким, глубоким и аккуратным голосом Вероника спела и "Сказки Венского леса", которые я очень ждал после январских впечатлений. Как приятно было послушать! Прекрасны были и техника, и разнообразие в динамике. И в многочисленных разложенных на три голоса произведениях (Мюзетта, Лауретта, баллада Оскара, куплеты Адели, Болеро Делиба, финальный номер "Что мне жить и тужить" на музыку А.Варламова) замечательный голос Вероники Погребной-Ляликовой тоже прекрасно завораживал чарующим тёмным тембром, тоже великолепны были и кантилена, и пассажи. Кроме того, Вероника, как я уже давно заметил, не только удивительно красивая и улыбчивая, но и очень приятная в разговоре и при этом умная женщина, также очень серьёзно относящаяся к своей профессии и трезво оценивающая возможности голоса и техники, она тоже может поделиться с поклонниками некоторыми профессиональными тонкостями, и мне очень нравится, как она это делает. После концерта, когда я встретил Веронику, сказал, как же она понравилась, она очень поблагодарила, но первым делом меня спросила, было ли заметное вибрато, потому что она, видимо, очень доверяет моему мнению, что тоже безумно приятно. А заметного вибрато у неё не было, кроме буквально нескольких нот в самом начале "Сказок Венского леса", как я ей и сказал. У Вероники, как и у любой яркой певицы, голос очень мягкий и приятный, даже когда она просто говорит. А что касается вальса, то и первые его фразы (которые в виде вокализа) тоже получились на пиано волшебно чарующими. Как же я хотел бы живьём услышать в исполнении Вероники Погребной-Ляликовой и полностью все произведения, разложенные на три голоса, в частности, Болеро Делиба, и, конечно же, Болеро Елены! А ещё мне было бы безумно интересно послушать, как Вероника поёт мою любимую каватину Нормы! Спасибо огромное Веронике за подготовку всех вошедших в программу концерта произведений и за их изумительное исполнение!!!
Великолепная Елена Семёнова, которую я помню по вечеру памяти Ирины Ивановны Масленниковой, тоже меня просто очень порадовала. Елена поёт очень аккуратно, ровно и завораживает интересным серебристым тембром. Голос лёгкий и безупречно сфокусированный, владение голосом великолепное, шероховатосей нет вообще, тоже, так приятно слушать такое пение!!! Если в Русалке Дворжака, где тоже с гладкостью и мягкостью звуковедения и кантиленой было всё в порядке, мне хотелось несколько более плотного звука и густого тембра (хотя в последних фразах арии был очень даже весьма крепкий звук), то сложная ария Фьордилиджи замечательно ложится на голос певицы. Фрагмент оперы Моцарта "Так поступают все женщины" был исполнен эмоционально, быстрые пассажи прозвучали с непередаваемой лёгкостью, и тоже так понравился тембр!!! Как и в оставшихся номерах. Звучание, в том числе и в более медленных фразах, было удивительно отточенным, помимо того, что чарующим, и это было, возможно, самое лучшее исполнение арии Фьордилиджи на моей памяти. Брава! Несмотря на то, что песенка Элизы "Я танцевать хочу", насколько я читал, считается одним из самых простых произведений для оперных артистов, в этом фрагменте, по моему опыту, можно в очень значительной степени продемонстрировать красоту голоса, в частности, тембра, ничуть не меньше, чем в той же Фьордилиджи. Исполнение песенки Элизы Еленой Семёновой представляет собой как раз один из таких случаев: я просто слушал и наслаждался великолепным лёгким, но очень ярким звуком. И в народной песне "Травушка-муравушка" певица тоже извлекала захватывающе переливавшийся нотами звук с невероятным совершенством. В произведениях, разложенных на три голоса, Елена Семёнова тоже демонстрировала все перечисленные достоинства голоса и техники, звучала великолепно, как и все участницы концерта, которые, по впечатлению от этих его номеров, были фактически одинаково прекрасны. С Еленой я тоже поговорил после концерта, изложил впечатления, и она тоже тоже мне показалась очень приятной и приветливой. Мне было очень приятно услышать от Елены, что я, по её мнению, хорошо говорю, хотя мне кажется, что говорю я несколько сумбурно, и не всегда у меня получается устно изложить все эмоции так же точно, как в письменной речи, потому что передать чувства и впечатления словами, вне зависимости от того, что они искренние, не всегда просто.
Хорошо знакомая мне по спектаклям МАМТ СНД и особенно по мероприятиям "Талантов мира" и Центра оперного пения Мария Пахарь обычно выступает на концертах удачно. Исключением не стал и этот вечер. Некоторые замечания я могу сделать разве что насчёт первого выхода певицы не сцену - с арией Маргариты из "Фауста", единственным номером всей программы трёх сопрано, исполнение которого меня не совсем удовлетворило - в первую очередь, в связи с чуть тусклым звучанием некоторых нижних нот, но чуть позже с ними у Марии всё наладилось, голос обрёл ровность. Если шероховатости и были, то микроскопические и только в начале выступления. Но уже в Маргарите чувствовалось изумительная впетость произведений, продуманность каждой ноты и её оттенка, в частности, динамического, что, несомненно, можно сказать и обо всех остальных исполненных певицей произведениях. А вот Розалинда мне вообще показалась коронным номером Марии Пахарь, всё спето очень точно и аккуратно, без нажима и резкости, и даже плотности звука совершенно хватило, несмотря на то, что Розалинда - это, на мой взгляд, партия в первую очередь для драматического сопрано. И ещё два сольных номера - знаменитые ария Джудитты и вальс "Поцелуй" Ардити - тоже были исполнены на очень высоком уровне, в принципе, я прежде слышал в этих произведениях голос более нежный и чистый, но в такой благоприятствующей положительным эмоциям обстановке концерта трёх сопрано об этом совершенно не хотелось задумываться. Мария Пахарь тоже подарила прекрасные впечатления, спасибо! И в разложенных номерах, в частности, в последних, очень заполнился очень яркий и сильный голос Марии, который, заполнивший зал, тоже было слышать удивительно приятно!!!
Огромное спасибо Веронике Погребной-Ляликовой, Елене Семёновой и Марии Пахарь за все старания, за такое чарующее пение и за великолепный вечер, который мало с чем можно сравнить по силе эмоций!
Дополню отчёт ещё несколькими прекрасными фотографиями прекрасных исполнительниц. Все наиболее удачные фотографии можно посмотреть в
альбоме "Три сопрано" на Яндекс.Фотках. Все фотографии можно увеличить, перейдя на страницу просмотра щелчком мыши и открыв там оригинал.