Ссылка на рецензию на сайте "Вокальный мир":
https://vocalworld.ru/note.html?20211123000814 20 и 21 ноября в концертном зале на территории дома-музея Петра Ильича Чайковского в подмосковном Клину и в Мерзляковском училище в центре Москвы состоялись два великолепных концерта класса концертмейстерского мастерства заслуженной артистки России Марианны Владимировны Савельевой. Замечательным солистам Александре Коневой (лирико-драматическое сопрано), Екатерине Бабич (лёгкое лирическое сопрано), Дмитрию Зарудному (бас) и во втором концерте ещё и Людмиле Борисовой (меццо-сопрано) и Дмитрию Хромову (тенор) аккомпанировали студенты класса Мария Овечкина, Екатерина Агафонова, Анастасия Тришкина, Никита Балыкин, Валерия Яскунова, Михаил Трошкин и Максим Овдиенко. Максим и Никита также два раза (в субботу и воскресенье) прекрасно исполнили два произведения для двух фортепиано: "Концертино" Дмитрия Шостаковича и Колокольный звон из пролога оперы "Борис Годунов" Модеста Мусоргского. Переложение Колокольного звона для двух фортепиано выполнил сам Максим Овдиенко. Программы первого и второго концерта совпадали приблизительно на две трети, однако мне всегда очень приятно послушать этих солистов, поэтому я был очень рад услышать значительную часть программы дважды. Кроме того, с дуэтом Фёклы Ивановны и Подколёсина из оперы Мусоргского "Женитьба" (на сюжет Николая Гоголя) я познакомился впервые, и для полноценного знакомства с вокальным произведением, на мой взгляд, желательно его услышать не один раз. На первом концерте перед каждым номером ведущая очень подробно рассказывала об истории создания следующего сочинения, и все эти сведения были мне очень интересны, они очень хорошо помогали мне более глубоко понять каждое вошедшее в программу произведение. Например, теперь я гораздо больше понимаю, о ком и о чём поёт бас (или в некоторых исполнениях баритон) в каждой строчке музыкального памфлета "Раёк", чем 6 лет назад, когда первый раз услышал это произведение.
Одна из моих самых любимых певиц Александра Конева великолепнейшим голосом исполнила в субботу первую часть второй арии Лизы, а в воскресенье - всю шестую картину "Пиковой дамы" (с Дмитрием Хромовым). Это были заключительные вокальные номера каждого из двух концертов. В арии и дуэте певица продемонстрировала впечатляюще плотный и аккуратный звук яркого и сочного тембра и очень точно передала голосом и интонациями чувства Лизы. Когда Герман всё-таки пришёл, оттенок голоса стал заметно более тёплым. Это была во всех отношениях изумительная и безупречная Лиза! И Дмитрий Хромов тоже пел очень эмоционально. Также в середине каждого концерта Александра Конева и Дмитрий Зарудный очень ярко не только спели, но и сыграли Фёклу Ивановну и Подколёсина. В этом дуэте были очень хорошо продуманы мизансцены, но и каждая фраза прекрасно прозвучала с точки зрения контроля над голосом, тембра и выразительности интонаций. Несмотря на то, что Фёкла Ивановна - это партия для меццо-сопрано, у Александры Коневой совершенно замечательно получились не только верхние, но и нижние ноты, такие чарующе тёмные и насыщенно окрашенные. И ещё в воскресенье Александра в самом начале концерта исполнила два романса из вокального цикла Мусоргского "Пять французский стихотворений", который полностью прозвучал в минувшую пятницу в Органном зале МССМШ имени Гнесиных, и три части из цикла Сергея Борткевича на слова Поля Верлена. В камерном репертуаре волшебный голос певицы завораживал множеством удивительно чарующих и разнообразных тембровых красок. Так же, как и в пятницу, я слушал и наслаждался! Брависсима!
Очаровательная Екатерина Бабич на обоих концертах совершенно замечательно спела романсы из двух вокальных циклов Модеста Мусоргского "Юные годы" и "Детская": "Молитва" (на слова М.Ю. Лермонтова), "Ночь" (на слова А.С. Пушкина), "С няней", "В углу", "На сон грядущий", "Кот Матрос" (на слова композитора). Абсолютно неповторимый лёгкий и нежный голос Екатерины звучал удивительно чисто, как колокольчик, и очаровывал светлым тембром. Парящий и невесомый звук лился удивительно свободно и естественно и очень восхищал насыщенностью окраски как в верхнем, так и в нижнем регистре. Екатерину всегда очень приятно слушать!
Один из моих любимых басов Дмитрий Зарудный, кроме сцены из "Женитьбы", дважды очень выразительно исполнил музыкальный памфлет Мусоргского "Раёк" (на слова композитора), который в некоторых публикациях также относят к вокальным циклам. Певец продемонстрировал великолепный объёмный и отточенный звук, впечатляюще яркий и насыщенный тембр и запоминающиеся интонации, которыми очень точно раскрыл образ каждого персонажа. Прекрасная меццо-сопрано Людмила Борисова на втором концерте была очень хороша в вокальном цикле Мусоргского "Без Солнца" на слова Голенищева-Кутузова. Мне очень понравилась тембровая окраска мягкого и густого голоса певицы.