Продолжаю фотоотчёт о крымском горном походе от Ласпи до Оливы по хребтам Донгуз-орун и Кучук-текне-бель, южной кромке массива Челеби, через перевал Форос Западный, вершину горы Форос, Байдарские ворота, горы Мшатка-каясы, Мердвен-кая, Исар-кая со спуском по скальному проходу Борю-богаз 12 июля 2018 года. Первая часть фотоотчёта (от остановки "Ласпи" по хребту Донгуз-орун до перевала Шабурла) находится
здесь, вторая часть (от перевала Шабурла до Байдарских ворот)
здесь. В третьей части я рассказываю о следующей части похода от Байдарских ворот до вершины Кильсе-бурун, а в
четвёртой - от этой наивысшей точки похода до остановки "Олива".
От торгового ряда с северной стороны Байдарских ворот и путевого столба на Старом Севастопольском шоссе я пошёл приблизительно в прежнем направлении по узкой тропинке, пересекающей небольшую полянку. Менее чем через минуту я зашёл в лес и почти сразу вышел на широкую тропу, идущую вдоль Главной гряды Крымских гор. Плавный подъём среди чащи деревьев продолжается около двух километров, на этом участке пути я останавливался на привал, присев на лежащее бревно. Лишь однажды до начала открытых пространств тропа подходит к кромке обрыва - там, где огибает небольшую балку сезонного ручья. Каждые несколько сотен метров установлены путевые столбы с указанием расстояний до важнейших ориентиров на Большой Севастопольской тропе. Наконец после продолжительного, но не крутого лесного подъёма тропа выходит на поляны самой протяжённой в Крыму яйлы - Ай-Петринской, простирающейся с запада на восток почти на 40 километров. Этот огромный горный массив я предпочитаю делить на четыре части: восточную (от горы Рока до села Охотничьего и Гаспра-богаза), центральную (от скалы Шишко до перевала Ат-баш-богаз и котловины Беш-текне, включая две самые заметные и наиболее различимые издалека вершины Ай-Петри и Ат-баш), западную (от Эски-богаза до Борю-богаза) и крайне западную (от Мердвенского искра до полян рядом с Форосским кантом). Именно по крайне западной части Ай-Петринской яйлы мне предстояло пройти в заключительной трети похода 12 июля. Вскоре после выхода из леса к основному ходу справа примыкает тропа, связывающая западную оконечность яйлы и последний вираж старого шоссе перед Байдарскими воротами. По этому ответвлению я спускался к Форосской церкви 14 июля 2015 года (но тогда я ещё делал крюк по шоссе к воротам и обратно, впервые посетив этот памятник архитектуры). Дальше Большая Севастопольская тропа ведёт вдоль кромки яйлы и проходит в непосредственной близости от вершин Форосский кант, Мшатка-каясы, Замок, Кильсе-бурун, Хуба-орта-хая и Мердвен-кая. Затем следует хорошо заметное с берега и обрывов значительное понижение в отвесной скальной стене яйлы, через которое проложены горные проходы Чёртова лестница и Борю-богаз. В этот день я впервые покорил все перечисленные горы, кроме Хуба-орта-хая, расположенной совсем рядом с Мердвен-кая и поэтому, как я понимаю, не представляющей интереса для отдельного крюка на неё. Летом 2015 года я уже ходил вдоль этого участка яйлы, но вершины не посещал, а лишь однажды подошёл к кромке чуть восточнее Мшатка-каясы для фотосъёмки побережья, но зато тогда я в тот день успел погулять даже по Форосскому парку. С тех пор тропа существенно преобразилась, в первую очередь, благодаря установке путевых столбов и информационных плакатов в едином стиле для всего более чем 100-километрового пешего маршрута. Прежде были только каменные туры.
Самой западной вершиной Ай-Петринской яйлы является Форосский кант (не путать с горой Форос, расположенной с другой стороны от Байдарских ворот и посещённой мной полутора часами ранее). На первые три вершины (включительно до скалы Замок) с тропы можно добраться по низкой траве по почти ровному плато. Также никаких трудностей не составляет ходьба на восток совсем рядом с кромкой яйлы, она здесь хоть и немного извилистая, но не разрезана никакими оврагами, вдающимися вглубь яйлы. Кромка в некоторых местах неровная и зигзагообразная, однако прверхность яйлы вблизи края (кроме района Кильсе-буруна) почти плоская. Чуть восточнее скалы Замок влево ответвляется короткая соединительная тропинка на Мордвиновсую дорогу, идущую из Байдарской долины и на долготе скалы Замок уже приблизившуюся почти вплотную. Именно по этой тропинке я прошёл во второе крымское путешествие. Но теперь я поднимался на гору Кильсе-бурун, значительно возвышающуюся над окружающей яйлой. Продолжение тропы идёт параллельно кромке плато, умеренно круто поднимаясь к вершине. Справа остаётся небольшая гора Марый Кильсе-бурун, но виды с главной вершины и с её восточного склона ещё более интересны. Быстрым шагом я взбираюсь на вершину, отмеченную шестом. Фотографии с вершины Кильсе-буруна опубликованы в заключительной, четвёртой части фотоотчёта.
Любую фотографию из третьей и четвёртой частей, кроме 24-65 и 90-97, можно увеличить щелчком мыши сразу до размеров оригинала (или до размера большей стороны в 3000 пикселей, если на снимке не видны очень мелкие детали пейзажа). Каждую из фотографий с 24 по 65 и с 90 по 97 можно щелчком мыши открыть на странице просмотра на Яндекс.диске и после этого скачать оригинал, нажав на стрелочку вниз в правом верхнем углу страницы.
1. Вид на гору Форос, массив Челеби и Байдарский перевал с самых первых полян Ай-Петринской яйлы.
2. Поляна и пересекающая её тропа. Видны каменные туры и информационный столб.
3.
4. Впереди гора Мшатка-каясы.
5. Вершина за 15 минут до того, как я до неё добрался.
6. Гора Чуваш-кой, вид с юго-запада. Справа, за седловиной Тарпан-баира, гора Борсук-бурун (в переводе с крымскотатарского - "серый мыс"). Кстати, название животного "барсук" тоже означает "серый", но название горы не имеет отношения к барсуку как к животному и возникло независимо от него. Исторически так сложилось, что название животного стало писаться через "а", а горы (возникшее от этого же корня при других обстоятельствах и в другом географическом районе) через "о". Вероятно, потому что в разных тюркских языках это слово писалось по-разному. Для сравнения, гора Лапата даже по изначальному переводу корня никак не связана с лопатой. Так же, как и гора Рока с роком.
7. Общий вид на восток. Слева Чуваш-кой и Тарпан-баир, справа - Кильсе-бурун, до вершины которого я дошёл ровно через час.
8. Более крупный план с Кильсе-буруном и Тарпан-баиром (главной вершиной одноимённого хребта, пройденного целиком без тропы 14 июля 2017 года).
9. Вид на северо-запад, на только что пройденные яйлинские поляны и лесистый хребет, отделяющий яйлу от Байдарской долины.
10. Вид на гору Форос, массив Челеби, Байдарский перевал и самые западные поляны яйлы. Очень хорошо заметен отрезок старого шоссе, вплотную примыкающий к Байдарским воротам (выше самого верхнего поворота серпантина). Здесь с основным ходом Большой Севастопольской тропы соединяется ответвление, идущее к виражу асфальтовой дороги. Видны каменные туры, которые здесь были, в отличие от информационных столбов, ещё в 2015 году, когда я спускался с яйлы к Форосской церкви и затем к Форосскому парку. Ответвление тропы, кстати, очень хорошо видно на спутниковой карте.
11. Гора Чху-баир (Орлиное гнездо).
12. Гора Кучук-синор (Малые камни, обозначающие путь к тропе).
13. Гора Мшатка-каясы прямо по курсу.
14. Общий вид на север (точнее, на ССВ) от Кучук-Синора до Тарпан-баира. До Чуваш-коя около 10 километров. Справа виден с ребра информационный плакат.
15. Информационный плакат на горе Форосский кант. Увеличив фотографию, можно прочитать описание.
Фото 16-34 . Виды с вершины Мшатка-каясы.
16. Вид с востока на Форосский кант и его отвесный обрыв. Вдали видны гора Форос и массив Челеби. Заметны часть старого шоссе перед самыми Байдарскими воротами и промежуточный обрыв Байдарской яйлы. Совсем вдали видна треугольная часть горы Ильяс-кая. Кажется, что эта вершина возвышается над яйлой, а на самом деле Ильяс-кая несколько дальше.
17. Более общий план, включая побережье, хребет Кокия-бель и самые западные поляны Ай-Петринской яйлы.
18. Мыс Чехова, посёлок Форос и мыс Николая.
19. Крупный план мыса Чехова.
20. Поляны яйлы, удалённые от кромки, и гора Кучук-синор.
21. Детский оздоовительный лагерь имени космонавта Владимира Комарова и его окрестности. Из морской воды торчит Камень бакланов - постоянное место гнездования этих птиц. Большие ржавые шайбы - это резервуары с питьевой водой, одна такая закрытая ёмкость вмещает 400 кубометров.
22. Справа мыс Корнилова и расположенный на нём санаторий Южный. Чуть ближе от трассы ответвляется Южный спуск. Слева хребет Дракон, мыс Гусиный и частично виден расположенный на нём санаторий "Меллас".
23. В центре кадра - жилые дома сотрудников санатория Меллас. Справа видна развилка с ответвлением Южного спуска.
24. Одинокое дерево рядом с вершиной и отвесные обрывы яйлы до самой Керезлы. Слева видны Чуваш-кой и Тарпан-баир, совсем справа - Биюк-исар и часть его "хвоста".
25. Поляны на яйле и горы вдали рт Чху-баира до Тарпан-баира.
26. Меллас и хребет Дракон (он же Ай-Юри).
27. Крупный план хребта Дракон и Мелласского парка (я был там на экскурсии в 2015 году). Виден западный вход в тоннель, по которому трасса Ялта - Севастополь пересекает хребет. Видны торчащие из моря камень Лягушка (справа у самого берега) и островок Тайвань (слева).
28. Отвесные обрывы яйлы до Керезлы, Чуваш-кой и Тарпан-баир.
29. Видно побережье от Дракона до самого мыса Троицы.
30. Более крупный план скальной стены яйлы от Мердвен-каясы до Керезлы. Видны Казанский храм в Кастрополе, скалы Алтын-гёз (Зуб Морчеки) и Биюк-Исар (вместе с "хвостом"), мыс Троицы и даже гора Кошка.
31. Обрывы яйлы и уходящая вдаль полоса побережья.
32. Побережье от Нижней Оливы до Понизовки. Казанский храм в Кастрополе чуть ниже центра кадра. Вдали Биюк-Исар с "хвостом", Зуб Морчеки и гора Кошка.
33. Кромка яйлы почти от Борю-богаза до отрога к западу от Керезлы, справа Зуб Морчеки, Кучук-койский каменный хаос и Биюк-Исар.
34. Общий вид на восток.
35. Поляны к северу от Мшатка-каясы и вдали массив Челеби и его промежуточный отвесный обрыв (слева). Вершина Ильяс-кая совсем вдали, частично виден хребет Деликли-бурун (Дырявый мыс). Вблизи заметны каменные туры.
36. Вид на побережье (мыс Корнилова) с кромки яйлы между горой Мшатка-каясы (справа) и скалой Замок (слева). По бокам видны их скальные обрывы.
37. Крупный план мыса Чехова и частично посёлка санатория "Меллас".
38. Вид на скалу Замок с запада. После съёмки этого кадра я прошёл вдоль кромки обрыва.
Фото 39-49. Виды с кромки юго-восточного обрыва скалы Замок.
39. Гора Кильсе-бурун (видна тропа к вершине). Скальный отрог ближе - это Малый Кильсе-бурун. Видны Чуваш-кой и Тарпан-баир (слева), обрывы яйлы в районе горы Треугольник, скала Биюк-Исар вместе с его "хвостом" и побережье до самой Понизовки.
40. Хребет Ай-Юри (Дракон) и Мелласский парк. Камень Лягушка виден левее остальных и ближе всего к берегу. Вход в тоннель слева вблизи.
41. Вершина скалы Замок и её кромка.
42. Крупный план побережья от Оливы до Понизовки и стены яйлы в районе горы Треугольник. Слева вблизи скальный склон Кильсе-буруна и сосны, растущие на обрыве.
43. Безымянная вершина к северу от Кильсе-буруна и верхняя часть скальной стены яйлы с восточной стороны изгиба кромки.
44. Более общий план с почти вертикальным обрывом и горами Кучук-Синор (слева), Чуваш-кой и Тарпан-баир (справа).
45. Кильсе-бурун, Малый Кильсе-бурун и их общий обрыв. Справа гора Треугольник и Биюк-Исар.
46. Слева вблизи перевал Замок Восточный, правее верхняя часть короткого, но глубокого ущелья между скалой Замок и горой Кильсе-бурун. Вдали горы Чху-баир (слева) и Кучук-синор (справа).
47. Кильсе-бурун, Малый Кильсе-бурун, Чуваш-кой, Тарпан-баир и узкая полоса побережья справа от отвесных обрывов яйлы.
48. Крупный план Кильсе-буруна и Малого Кильсе-буруна. Видна тропа по склону вблизи кромки.
49. Гора Чуваш-кой (покорённая 14 июля 2017 года) и поляны на яйле.
50. Вершина скалы Замок и верхняя часть её отвесного обрыва, вид с восточной стороны ущелья (после прохождения через перевал Замок восточный и лиственную рощу фактически без уменьшения высоты над уровнем моря).
51. Кильсе-бурун (в этом ракурсе похож на Ат-баш) и Малый Кильсе-бурун, вид с запада вблизи. Слева видны Тарпан-баир и гора Лысая.
52. Безымянная вершина к северу от Кильсе-буруна. Слева Кучук-синор, справа Чуваш-кой, Тарпан-баир и Лысая.
53. Крупный план Малого Кильсе-буруна с северо-запада.
54. Я приближаюсь к Кильсе-буруну, слева становится видна Мордвиновская дорога.
55. Тропа до вершины просматривается на всём своём протяжении. Видны два путевых столба - на развилке на верхней тропе и на слиянии соединительной тропинки с Мордвиновской дорогой. Я прошёл по соединительной тропинке
14 июля 2015 года, тогда путевых столбов ещё не было. Разглядеть узкую тропинку можно на оригинальной фотографии.
56. Вид на север, на просторы яйлы и перечисленные выше горы.
57. Крупный план Чуваш-коя и Тарпан-баира. Вершина Борсук-буруна едва выглядывает над седловиной между ними. Справа, ближе Тарпан-баира видна гора Бюзюка. Заметна широкая тропа, пересекающая поляны на яйле на ближнем плане.
58. Приближаюсь к развилке.
59. Малый Кильсе-бурун, вид с севера.
60. Малый Кильсе-бурун остался справа. После двух путевых столбов основной ход Большой Севастопольской тропы сливается с Мордвиновской дорогой, а я поднимаюсь на вершину.
61. Маленький цветочек рядом с тропой.
62. Солнце начинает склоняться к закату, вершины и деревья начинают отбрасывать заметные издалека тени. Видна гора Чху-баир, а ближе - безымянная вершина рядом с перевалом Замок Западный.
63.
64. Гора Куба-кая к северу от тропы. Слева вдали, вероятно, Сандык-кая.
Четвёртая часть фотоотчёта (от выхода на вершину Кильсе-бурун до остановки "Олива") находится
здесь.