Garage: Bad Dream Adventure - игра, как говорится, "культовая в узких кругах". Первая версия GARAGE вышла в Японии в лохматом 1999 году, ее автор - Sakuba Tomomi - не рассчитывал на популярность, и произведено было всего три тысячи копий. Для примера, Томоми иллюстрировал японскую версию "Алисы в стране чудес" 1992 года, и вышла она очень красивой и очень своеобразной - как и GARAGE. Поиграть в нее вне Японии было невозможно, перевода, конечно, не было - но в 2014 году англоязычный фанат смог купить копию игры и загрузить ее в Интернет. Игра мгновенно стала "святым Граалем" для любителей редких инди. Проснулась ретро-гейминг-комьюнити 4сhan, в 2020 сделали фанатский перевод. В 2021 году, под влиянием поклонников игры, GARAGE, получившая дополнительный контент, была перевыпущена для Android\iOS, потом и для Steam.
Что сказать? Это одна из самых странных игр, которые я пробовала (говорю как старая перечница, которая играла еще в "Вангеров").
Как и в "Вангерах", игрок с разбегу шлепается в совершенно непривычный мир. Мир, где нет людей, где главенствует совершенно чуждая логика и совершенно непривычные (но четко прописанные) правила; мир, который может показаться уродливым. При этом он... затягивает. Мы с самого начала знаем, что вся игра - сюжет сна, навеянного странной машиной GARAGE, поэтому логика сна, персонажи сна - все это оказывается удивительно на своем месте, удивительно понятным и объяснимым в итоге.
Главный герой, Ян (Yan), обнаруживает себя в теле полумашины-полуорганического существа, маленького создания, похожего на эмбрион, оснащенный колесами. Вселенная GARAGE похожа на недра города-монстра Коулун, на фабрику роботов из Nier Automata. Тесные коридоры, дорожки-рельсы, деревянные планки, подпирающие стенки туннелей. Там нет растений или воды, там есть только sewage - грязная жидкость странного оттенка, из животных - лягушки и крабы, которые сами являются, в общем, machine lifeforms (c) все тот же Nier. Жизнь здешних обитателей зависит от двух параметров: уровня Эго (восстанавливается в Ego Clinic, с помощью карусели или странных цилиндров-камер) и от Milky Fuel, которое производят машины женского пола, female machines.
Если вы что-то на этом месте подумали неигровое - то абсолютно правильно подумали, ибо для добычи Milky Fuel надо вставить специальный, гм, шланг в отверстие в животе другой машины. В общем, все как в реальности: кормим женщин крабами и лягушками, а они дают топливо.
Играется Bad Dream Adventure как классический олдскульный point-n-click: ходим по локациям (каждую придется много раз обойти и со всеми поговорить), находим ключевые предметы, продаем и покупаем. Есть элементы РПГ - по мере прохождения герой апгрейдит свое механическое тело, увеличивает баки для топлива и уменьшает износ шасси. Есть рыбалка. Нет, правда. Сначала надо поймать в наземные ловушки достаточно крабов, потом сделать из них приманку и удить в куче локаций. Вылавливаемую "рыбу" можно продавать и менять, какая-то будет нужна по квестам.
Игра настолько же атмосферная, насколько - поначалу - неудобная. Карта есть, но к ней надо привыкнуть; из-за "колесного" существования здешних обитателей все дороги замыкаются в кольца и зависят от рельс и подъемников. Иногда можно застрять, не понимая, что делать дальше: обычно в таком случае помогает поговорить с НПС (одним, другим... десятым) еще раз. Все оказывается в итоге прямо и очевидно, но для этого "очевидно" надо внимательно читать диалоги и немножко вникнуть в логику механического сна.
Жанр на самом деле тоже трудно определяется. Стимпанк? Технопанк? Боди-хоррор? Все сразу и при этом что-то новое.
Вad Dream Adventure можно либо полюбить с первых же минут, либо забить и больше не включать - одно из двух. Мрачный мир роботов и шестеренок одновременно уютный и deeply disturbing, история разворачивается медленно, но захватывает так, что не оторваться. Хочется еще и еще - сидеть с удочкой у озера грязной воды, познавая дзен, кататься по гремящим рельсам, заезжая иногда на заправочную станцию и в трехэтажный магазин, продавать порванные наклейки косоглазому роботу. Представьте, что вы переродились не в героя аниме-фентези, а в инопланетянина, дышащего аммиаком - примерно так и ощущается GARAGE. Все чужое, непонятное, одновременно тошнотворное и притягательное, и к нему удивительно быстро адаптируешься. И сон постепенно переходит в реальность, поскольку он и основан на реальности - нашей, человеческой.
Если и сравнивать эту игру, то не с "Вангерами", а с Nier Automata, "Мор Утопия" и Tormentum Dark Sorrow.
"I think if you take shrooms while playing this game you will escape samsara (don't know, will not test this)" (с сайта Steam)