Оркестр играет без дирижёра

May 04, 2018 20:17


13 февраля 1922 года в Москве состоялось первое публичное выступление Персимфанса - Первого симфонического ансамбля Моссовета. Это выступле­ние стало настоящей сенсацией для всех профессио­налов и любителей музыки,

Дело в том, что Персимфанс исполнял музыку без дирижера. И не какие-нибудь легкие для коллектив­ного исполнения сочинения. В его первой программе прозвучали такие серьезные музыкальные вещи, как Третья (Героическая) симфония Бетховена или кон­церт для скрипки с оркестром того же авторе. И звучали они настолько слаженно и артистично, что профессионалы уходили после концерта в полном недоумении. Им казалось, что в игре Персимфанса есть какой-то трюк, фокус, кто-то скрытно дирижирует оркестром, создает то неповторимое исполнение, которое может обеспечить лишь воля дирижера. Ибо лишь дирижер способен дать свою, глубоко индивидуальную интерпретацию музыкаль­ного произведения, навязать динамику исполнения, синхронизировать партии различных инструментов, заставить огромный оркестр звучать слаженно. Имен­но поэтому обычно музыканты сидят на сцене так, чтобы видеть дирижера и следовать его указаниям.

А музыканты Персимфанса сидели совсем иначе. Струнные сидели, образуя полный круг (частично спиной к зрителям!), а духовые располагалась в середине этого круга. Каждый музыкант видел каждого, ибо в Персимфансе каждый слушал каж­дого и всех, а все слушали каждого. Не было ника­кого трюка. Взаимодействуя непосредственно друг с другом, прекрасные музыканты, входившие в Персимфанс, легко обходились без дирижера.

Десять лет продолжались с неослабевающим успехом выступления Персимфанса, и все это время загадка этого оркестра интересовала и широкую публику, и специалистов. В рамках общей цели - достижения артистичного исполнения, того или иногопроизведения, каждый музыкант реализовал наи­лучшим образом свою локальную цель, демонстрируя в полной мере свои профессиональные возможности. Таким образом, вместо централизованного управления, реализуемого дирижером, в Персимфансе восторжествовал децен­трализованный способ управления. Этот способ реализовался за счет коллективного взаимодействия музыкантов, которое «порождало» процесс управле­ния. Но как это происходило, оставалось непонятным» не укладывалось в четкие и формальные правила.

Подобная ситуация, когда сложные процессы развиваются не за счет централизованных воздейст­вий, а за счет локальных взаимодействий их элемен­тов, широко распространена в природе и в челове­ческом обществе. Она встречается гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. А, значит, вопрос о том, как рождается децентрализованное управление в результате коллективного взаимодей­ствия элементов - куда глубже того, который возник у тех, кто стремился понять загадку Персимфанса. Ответ на него - одна из целей этой книги.

Авторы ее поставили перед собой задачу рассказать на популярном уровне о проблемах управления в сложных системах, которые в теории управления принято называть большими. В подобных системах часто приходится переходить от централизованного управления к децентрализованному. Это представляет собой как бы плату за сложность, присущую боль­шим системам. Централизованное управление в них, как правило, неэффективно, а в ряде случаев просто невозможно. Но откуда берутся столь сложные си­стемы? Не есть ли категория больших систем наду­манной? Как мы постарались показать в книге, мир больших систем, окружающих человека, все время обогащается. Рост сложности искусственных систем, создаваемых человеком, происходит постоянно. Идет эволюционное развитие созданных ранее искусствен­ных систем, в какой-то степени напоминающее эво­люцию в мире живых организмов. Децентрализован­ное управление - закономерное порождение этой эволюции. И наша задача - убедить читателей в справедливости этих утверждений.

Читать книгу В.И.Варшавского и Д.А.Поспелова про децентрализованную регуляцию в сложных системах.

P.S. Я думаю, что модели коллективного поведения автоматов, созданные В.И.Варшавским, могут быть базой для математического моделирования коммуникации животных, там где знаки образуются и отреагируются индивидами инстинктивно, без корректировки собственным опытом животного и собственным специфическим пониманием ситуации образуется, а состояние животного - актора меняется одним образом после эффективного разрешения проблемной ситуации взаимодействия, и другим - после неэффективного, как и следует конечному автомату.

самоорганизация систем, книги, коммуникация, оптимизация систем, поведение животных

Previous post Next post
Up