13 февраля 1922 года в Москве состоялось первое публичное выступление Персимфанса - Первого симфонического ансамбля Моссовета. Это выступление стало настоящей сенсацией для всех профессионалов и любителей музыки,
Дело в том, что Персимфанс исполнял музыку без дирижера. И не какие-нибудь легкие для коллективного исполнения сочинения. В его первой программе прозвучали такие серьезные музыкальные вещи, как Третья (Героическая) симфония Бетховена или концерт для скрипки с оркестром того же авторе. И звучали они настолько слаженно и артистично, что профессионалы уходили после концерта в полном недоумении. Им казалось, что в игре Персимфанса есть какой-то трюк, фокус, кто-то скрытно дирижирует оркестром, создает то неповторимое исполнение, которое может обеспечить лишь воля дирижера. Ибо лишь дирижер способен дать свою, глубоко индивидуальную интерпретацию музыкального произведения, навязать динамику исполнения, синхронизировать партии различных инструментов, заставить огромный оркестр звучать слаженно. Именно поэтому обычно музыканты сидят на сцене так, чтобы видеть дирижера и следовать его указаниям.
А музыканты Персимфанса сидели совсем иначе. Струнные сидели, образуя полный круг (частично спиной к зрителям!), а духовые располагалась в середине этого круга. Каждый музыкант видел каждого, ибо в Персимфансе каждый слушал каждого и всех, а все слушали каждого. Не было никакого трюка. Взаимодействуя непосредственно друг с другом, прекрасные музыканты, входившие в Персимфанс, легко обходились без дирижера.
Десять лет продолжались с неослабевающим успехом выступления Персимфанса, и все это время загадка этого оркестра интересовала и широкую публику, и специалистов. В рамках общей цели - достижения артистичного исполнения, того или иногопроизведения, каждый музыкант реализовал наилучшим образом свою локальную цель, демонстрируя в полной мере свои профессиональные возможности. Таким образом, вместо централизованного управления, реализуемого дирижером, в
Персимфансе восторжествовал децентрализованный способ управления. Этот способ реализовался за счет коллективного взаимодействия музыкантов, которое «порождало» процесс управления. Но как это происходило, оставалось непонятным» не укладывалось в четкие и формальные правила.
Подобная ситуация, когда сложные процессы развиваются не за счет централизованных воздействий, а за счет локальных взаимодействий их элементов, широко распространена в природе и в человеческом обществе. Она встречается гораздо чаще, чем это может показаться на первый взгляд. А, значит, вопрос о том, как рождается децентрализованное управление в результате коллективного взаимодействия элементов - куда глубже того, который возник у тех, кто стремился понять загадку Персимфанса. Ответ на него - одна из целей этой книги.
Авторы ее поставили перед собой задачу рассказать на популярном уровне о проблемах управления в сложных системах, которые в теории управления принято называть большими. В подобных системах часто приходится переходить от централизованного управления к децентрализованному. Это представляет собой как бы плату за сложность, присущую большим системам. Централизованное управление в них, как правило, неэффективно, а в ряде случаев просто невозможно. Но откуда берутся столь сложные системы? Не есть ли категория больших систем надуманной? Как мы постарались показать в книге, мир больших систем, окружающих человека, все время обогащается. Рост сложности искусственных систем, создаваемых человеком, происходит постоянно. Идет эволюционное развитие созданных ранее искусственных систем, в какой-то степени напоминающее эволюцию в мире живых организмов. Децентрализованное управление - закономерное порождение этой эволюции. И наша задача - убедить читателей в справедливости этих утверждений.
Читать
книгу В.И.Варшавского и Д.А.Поспелова про децентрализованную регуляцию в сложных системах.
P.S. Я думаю, что модели коллективного поведения автоматов, созданные В.И.Варшавским, могут быть базой для математического моделирования коммуникации животных, там где знаки образуются и отреагируются индивидами инстинктивно, без корректировки собственным опытом животного и собственным специфическим пониманием ситуации образуется, а состояние животного - актора меняется одним образом после эффективного разрешения проблемной ситуации взаимодействия, и другим - после неэффективного, как и следует конечному автомату.