Два материализма

Mar 26, 2018 12:37



Вот первый  - исследование, почему люди верят в бога (в пересказе Ала Бухбиндера).

«Недавно вышедшая в нью-йоркском издательстве книга «Почему Бог никогда не исчезнет?“ („Why God Won't Go Away?“) интересно и по-новому освещает этот вопрос, особенно с точки зрения нейрофизиологии, о чем сообщает читателю подзаголовок: „Наука о мозге и биология ( Read more... )

биология человека, физиология ВНД, интеллект, философия, общество, антропология, психология

Leave a comment

comrade_voland April 10 2008, 22:15:15 UTC
Еще главнее - не забывать разницы между "необъяснимыми" и "необъясненными (еще пока)" явлениями.

И помнить, что современная наука, претендуя на полноту знания о мире, не обладает им и близко.

Что тот максимум, на который она может претендовать - это полное описание законов тех областей и структур материи, какие доступны для прямого и непосредственного экспериментирования _на_данном_этапе_технического_развития_человечества_...

И что количество научно-технических революций, предстоящих нам в будущем, вряд ли уложится в десятку и даже не факт что влезет в сотню... и что посде первой же из них - от современной науки не останется ничего кроме памяти о сне... :) хотя, разумеется, в своей нынешней области применимости она продолжит оставаться правомерно применимой - но будет казаться наивно-недалекой...

....столь же наивно-недалекой, сколь сейчас кажутся искренне-наивными, с высоты плеч гигантов(*) Эйнштейна с Бором, с высоты Общей теории относительности и современной квантовомеханической теории, законы, построения и выводы, выполненные некогда сэром Исааком Ньютоном: особенно 2й закон Ома и Закон о всемирном тяготении :)...

(*) Я видел дальше других, но лишь потому что смотрел вперед и вдаль, стоя на плечах гигантов" Исаак Ньютон.

Reply

nekroz April 10 2008, 22:20:24 UTC
я не просто так уделяю такое внимание необъяснимости - не путая ее с необьясненностью, я считаю крайне важным отфильтровать то, что наука может и должна познать от того, что является вопросами веры, и познаваемо быть не может
так что не путаю, ну или в силу способностей стараюсь не путать

Reply

comrade_voland April 11 2008, 20:19:22 UTC
И что же именно, конкретно, не может быть познаваемо?

Reply

nekroz April 11 2008, 21:04:58 UTC
если позволите, буду говорить аналогиями
предположим, что мы сидим в наглухо закрытом и изолированном от внешнего мира
ну примерно как ящик Шредингера, сферический и в вакууме
так вот, все, что находится за пределами этого ящика - непознаваемо
то есть даже не ясно - есть ли что-то за его пределами, или же ничего там нету вовсе
в рамках нашего мира - если выполняется закон сохранения энергии, то непознаваемо все, что находится за пределами нашего замкнутого пространства, в котором этот закон выполняется
но это я в меру дилетантизма своего столько букв накатал, насколько я помню, в философии все это определяется куда как проще - как трансцендентальное, внешнее по отношению к нашему миру

Reply

comrade_voland April 12 2008, 03:54:12 UTC
Гм. *Внешнее по отношению к нашему миру* а это вообще как? по ту сторону плюс бесконечности пространства? или как?

Reply

nekroz April 12 2008, 06:44:03 UTC
ну лично я определяю внешнее как то, что находится за пределами нашего замкнутого пространства, в котором выполняется ЗСЭ

Reply

comrade_voland April 12 2008, 06:48:07 UTC
Во-1х, замкнутость нашего пространства это не факт а очень спорная гипотеза.
Во-2х, у замкнутого пространства не обязаны существовать пределы. Пределы есть у _ограниченных_ пространств, да. У замкнутых - необязательно...

Reply

nekroz April 12 2008, 06:59:13 UTC
ну я же везде оговариваю - если выполняется закон сохранения энергии
и речь не о пределах, как о границах
речь о том, что есть что-то извне
или быть может ничего нет - вот тут и начинается полная неопределенность
именно в силу закона, кстати, поскольку как мы можем познать то, что от нас заизолированно, с чем мы не обмениваемся энергией?

Reply

comrade_voland April 12 2008, 07:07:07 UTC
Речь идет о том, прежде всего, что нету никакого этого "извне". А кто считает что есть - пусть лучше пишет сказки про эльфов, деда морозко и надежную бытовую технику Занусси...

Вообще, аргументы в пользу существовании бога (точнее, в пользу веры в него) построенные по принципу *вы не можете доказать что его нет!* страдают тем дефектом, что сохраняют всю свою аргументирующую силу после замены "бога" на "лешего", "ктулху(*)", "анонимных молчащих барабашек", "надпланетного правительства(**)" и т.д.

(*) верь в него, не верь - кады проснется то ф'сё rавно зохаваит ф'сехъ!
(**) копирайтом на это выражение обладает пожилая активистка Пермского Горкома КПРФ, к сожалению забыл имя этой выдающейся (не только и не столько геометрически, сколько интеллектуально-феерически) почтенной женщины...

Reply

nekroz April 12 2008, 07:08:42 UTC
а я не стремлюсь доказать, что бог есть
я утверждаю, что его существование, равно как и всего сверхестественного - неопределено
и эту неопределенность каждый сам для себя устраняет верой в постулат

Reply

comrade_voland April 12 2008, 07:31:08 UTC
А я утверждаю, вслед за Лапласом (см. его известный диалог с Наполеоном) и Оккамом (OCCAM Stainless Steel), что до тех пор пока бог никак не проявляет факт своего существования, человечество не нуждается во введении понятия о нём в свой научный словооборот...

Да и то сказать... спроси любого верующего - и он скажет, что бог проявляет свою благость над миром, т.е. воздействует на него а не сидит пассивно. Или - воздействовал в прошлом, а щас мальца уснул. Это уже субьективно от конкретного верующего зависит.

так что, против отсылки к закону сохранения энергии, отделяющего наш мир от бога, верующие в первых же рядах восстанут против...

Reply

nekroz April 12 2008, 21:33:00 UTC
не нуждается
но ключевое слово здесь - научный
а вот для ликвидации неопределенностей идея бога подходит ничуть не хуже, чем любая другая
это как раз то, что я назвал "христом кельи"
а как социальный институт, церковь очень эффективна - и это как раз "христос площадей"
ну а в науке да - бог не нужен
кстати, верющие часто считают, что сверхественные воздействия произходят неким сверхестественным образом, а не посредством обмена материальной, наблюдаемой и познаваемой, энергии

Reply

comrade_voland April 13 2008, 08:05:46 UTC
Ну конечно. Всегда психически проще сослаться на бога, чем прямо расписаться: "этого мы пока не знаем, и знать _пока_ не можем... должно пройти энное количество исторического времени чтобы мы смогли хотя бы немного технологически приоткрыть для своего познания эту загадочную область..."

Вообще, "на всё воля божия" это очень прекрасная отмазка-замена выражению "я не в состоянии полностью контроллировать эту ситуацию"....

зы. А верующие... они иногда даже в самых обыденных явлениях видят супернатураль. Например, криворукость фотографа и вызванные ей блики и прочие фотофефекты стали основой фотоподборки "чудеса и знамения божии" --- так что, для веры в супернатуральное даже не обязательно даже объективной видимости супернатурального... главное - вера, а остальное человек сам уже домыслит, при необходимости/потребности...

Reply

nekroz April 13 2008, 08:12:34 UTC
ну, есть же разница между тем, когда волей бога обьясняют летающие самолеты, или когда бога ставят как первопричину в остальном понятного и познаваемого мира

Reply

comrade_voland April 13 2008, 08:18:43 UTC
Есть, конечно.

В 1м случае это незнание (невладение знанием), во-2м, неумение знать (размышлять).

Аргумент против "бога как первопричины" известен даже продвинутым школьникам: "если бог создал мир, то кто тогда создал бога?" даже в античных космогонических мифах прослеживается смутное понимание этого гносеологического бага... от ученых мужей слышать подобный бред - в высшей степени странно, и если в небольших количествах оно бывает забавно, то потом, от передоза, начинается ментальная тошнОта...

Reply

nekroz April 13 2008, 08:22:31 UTC
я и сам негативно отношусь к первопричине
идея же бога сильно зависит от формулировки
кто-то формулирует, что бог - это совокупность законов
тогда очевидно, что бог есть и очевидно, что понятие о нем избыточно
а же предпочитаю оперировать богом, как одним из вариантов устранить неопределенность, которую путем познания устранить нельзя

Reply


Leave a comment

Up