Деньги воспитывают целеустремлённых эгоистов

Mar 22, 2018 00:07


Считается, что деньги изменяют поведение человека: побудительная мотивация меняется к лучшему, а социальное поведение - к худшему. Команда экономистов и психологов, проведя серию экспериментов, показала, что одно лишь напоминание о деньгах приносит людям ощущение независимости и самодостаточности. Оборотной стороной этого явления оказался эгоизм: вспомнив о деньгах, испытуемые отказывались от помощи и переставали помогать другим.

Экономическая роль денег тривиальна и известна нам еще со знаменитой формулы Маркса - «товар-деньги-товар». Психологическая и социальная роль денег гораздо менее очевидна. Ясно, что деньги играют огромную роль в формировании человеческой психики и настроений в обществе. Лозунги «За деньги можно всё!» или, наоборот, «Не всё в этом мире продается!» отражают некие глубинные механизмы психологического настроя общества. Команда экономистов и психологов с Факультета маркетинга Карлсоновской школы менеджмента при Университете Миннесоты (Миннеаполис, США), Факультета психологии Университета Флориды (Таллахасси, США) и Отделения маркетинга Содеровской школы бизнеса при Университете Британской Колумбии (Ванкувер, Канада) поставила вопрос о психологических механизмах воздействия денег на поведение человека. Они провели 9 экспериментов, в которых выясняли, как и насколько меняется поведение человека, думающего в данный момент о деньгах.

Основой экспериментов была подсознательная активация у участников экспериментов понятия денег или, точнее, понятия финансовой состоятельности. Для этого были использованы испытанные методики, такие как упоминание о деньгах, выполнение специальных заданий с текстами, содержащих денежную смысловую нагрузку, чтение вслух текстов о деньгах, рекламные плакаты, демонстрирующие обменный курс валют, а также игра в «монополию». Главное, чтобы испытуемый не подозревал о подсознательном воздействии на его сиюминутные мысли.

Все испытуемые были разделены на три группы. Людей из первой группы заставили подсознательно думать о деньгах, вторая группа - контрольная, без подсознательного воздействия, и третья - промежуточная, в которой участников подсознательно заставили воспринимать деньги как игру. Для этого в поле зрения участников третьей группы разложили пачки денег из «монополии». Затем участники получили одинаковое задание, трудное, но решаемое. Во время его выполнения к ним подходил экспериментатор и предлагал помощь.

Так вот, оказалось, что люди с активированным представлением о деньгах чаще отказывались от помощи, чем люди контрольной и «игровой» группы. Важно, что этот результат не зависел от статуса экспериментатора (помощь мог предлагать и один из участников экспериментов). Также оказалось значимым и то, что испытуемый реагировал не просто на слово «деньги», а ассоциировал их с финансовым благополучием: если участник читал вслух о высоких доходах, то в дальнейших экспериментах он отказывался от помощи, а если о низких доходах, то принимал помощь. Таким образом экспериментаторы показали, что одно лишь упоминание о высоких доходах рождает в человеке чувство уверенности в себе, решительность, ощущение самодостаточности.



В следующем эксперименте проверили, как ведет себя человек, подсознательно нацеленный на финансовую состоятельность, по отношению к другим людям. Результат нескольких экспериментов говорил об одном: такие люди меньше склонны помогать другим. Пусть сами справляются - вот ведущий лейтмотив их поведения. Например, если в комнату во время выполнения задания входил ассистент и ронял перед носом испытуемого карандаши, то члены контрольной группы поднимали в среднем на 3 карандаша больше.

Или если после эксперимента «денежную» группу просили помочь заполнить листы с результатами, то в среднем они заполняли на 4-5 листов меньше. Если другой участник эксперимента просил их разъяснить непонятное задание, то они тратили на разъяснение на треть меньше времени, чем контрольная группа. Наконец, когда в самом конце им напоминали, что хорошо бы пожертвовать несколько четвертаков в поддержку студенческого фонда, то их щедрость оказалась вполовину меньше, чем у контрольной группы.

Помимо того, испытуемые денежной группы в ответ на предложение решить задачу вместе с соседом, отказывались от взаимопомощи, хотя было очевидно, что вдвоем дело пойдет существенно быстрее. Когда же их просили просто пообщаться с соседом, то они вынужденно соглашались, подвигая поближе стул. Но расстояние между двумя стульями разговаривающих (вот ведь какая мера социализированности!) оказывалось больше, чем если в разговоре участвовал человек из контрольной группы.

Итак, люди, помышляющие в душе о высоких доходах, в среднем оказываются более целеустремленными и самонадеянными, но зато и более эгоистичными. Самодостаточность ведет к снижению социальной активности, к уменьшению альтруистических порывов. Хорошо это или плохо? Всё зависит, вероятно, от социального заказа, то есть того, каким общество желает себя видеть. Одно понятно: чтобы возродить общественный статус таких качеств, как щедрость, бескорыстная дружба и взаимопонимание против главенствующих на сегодня самодостаточности, целеустремленности и успешности, нужно хотя бы уменьшить количество подсознательных денежных стимулов в общественных местах.

Недавно в том же журнале Science была опубликована статья, излагавшая результаты исследования понятий «греха, очищения» и лингвистически и ассоциативно связанной с ними «чистоты телесной».

Было показано, что человек, подсознательно чувствующий свой грех, менее целеустремлен и больше настроен оказывать помощь - заполнять экспериментальные листы, поднимать карандаши и т. д. Но достаточно такому «подсознательному грешнику» просто помыть руки, как он начинает чувствовать себя полноценным и самодостаточным членом общества, у него снижаются альтруистические порывы и желание помогать людям. Так что мы видим, как легко искоренить в обществе альтруизм: для этого нужно поддерживать телесную чистоту и понемножку, но постоянно напоминать людям о финансовом благополучии.

http://elementy.ru/news/430397

P.S. Важным элементом идеологического обоснования капитализма является идея, что деньги и связанные с ними корыстные устремления индивидов есть орудие безличной человеческой солидарности, как дружба - орудие солидарности персонализованной. В частности, этот тезис усиленно продвигал Хайек. А реальность оказывается противоположной идеологии.

социальное неравенство, общество, капитализм, психология

Previous post Next post
Up