Про «intelligent design»

Mar 07, 2018 15:42


Много раз видел, как наши городские вороны убивают голубей. Там, где их постоянно подкармливают гуляющие, насытившиеся голуби начинают драться. Особенно сейчас, в период весеннего возбуждения: какой-нибудь крупный самец начнёт ворковать, кланяться, а затем, обнаружив рядом с собой кого-то послабже начинает его гонять и наседать сверху. В конце концов оба голубя, сцепившись, как борцы сумо, толкают друг друга зобами и в то же время пытаются оказаться выше и клюнуть сверху. В этот момент к увлёкшимся голубям на тропинку тихо слетает ворона (которая всё это время наблюдала за ними с веток, ожидая, пока не увлекутся - но не на земле, иначе они пугаются и не решатся сцепиться) и начинает подходить ближе. Голуби поумнее отходят, не прерывая драки, как бы предполагая, что может затем воспоследовать - отступают подалее с продолжением всех своих наседаний друг в отношении друга. При этом первой всегда начинает отходить та птица, которая послабей и потом уступит, увлекая за собой сильнейшего партнёра, который намного более склонен бороться, не замечая ничего вокруг.

А голуби поглупее не реагируют. И когда одна из птиц начинает поддаваться, не выдерживает натиска, и вторая вот-вот взгромоздится  и будет клевать, ворона, давно уже стоящая поблизости, делает три быстрых шага и бьёт слабейшего голубя в голову. Если он не обмякнет сразу, она повторяет удар. Второй голубь, сильнейший, на это не реагирует никак - как только соперник исчезает как таковой (прекращает сопротивление и уже не может продемонстрировать подчинения), он теряет к нему интерес и просто улетает. И ворона начинает насыщаться.

То есть вороны, как существа достаточно умные, в меру своей «разумности» осуществляют отбор голубей, совершенствуя способность вида даже в моменты брачных разборок не «терять голову», а разумно подготавливать площадку для соответствующих занятий. Причём совершенствующее воздействие оказывается именно на тот элемент сообщества голубей, который способен совершенствовать этот навык, и в те моменты, когда он способен - именно на «уступающего» члена пары.

Думаю, этот пример вполне имеет общее значение - в природе более интеллектуальные существа, используя оплошности, ошибки и излишнюю стереотипность других в своих интересах как бы подтягивают их до собственного уровня, и во всяком случае создают необходимость совершенствования «вверх», а не просто специализации «вбок».

Ровно таким же способом шимпанзе «совершенствуют» павианов и кистеухих свиней, индивиды внутри обезьяньего стада  совершенствуют разум друг друга.

Так что идея интеллектуального дизайна просто излишня. Для устойчивого прогресса в сторону цефализации, интеллектуализации и прочих хороших вещей, до сияния человеческого разума включительно, вполне достаточно не слишком целесообразного воздействия «более разумных» существ на «менее разумных» в рамках экономики природы, и общий уровень «разумности» поведения всех элементов системы будет возрастать.

Если не ошибаюсь (пусть укоренённые в еврейской традиции поправят меня) такова была первая эволюционная модель, созданная кабалистами в Кордове в IX-X веках: более высокоорганизованные существа - люди, звери, растения, вплоть до минералов, способствуют прогрессу более низко организованных, тем что употребляют их таким способом, что при этом высвобождаются «искры» - тиккут, частички б-жественного света, заключённые в оковы косной материи. А высвобождение искр ведёт к развитию вверх, управляемому наиболее развитыми элементами нашего мира, к эволюции, направляемой в сторону человека и совершенствующей этих самых человеков.

И переходя вновь к серьёзному, думаю, что "разумность" так или иначе связана с способностью действовать, присущей всем живым объектам, и автономизацией от среды о которой пишет И.И.Шмальгаузен. Если «что-то своё» (система со свойственным ей поведением) как-то выделено из среды, и сложней устроено чем среда, то любая реализация поведения системы в данной приведёт к рациональному использованию ресурсов среды в «собственных интересах» системы, то есть к возрастанию разумности в какой-то степени, пусть на вершок. Важно, что этот шажок не гасится, а усиливается воздействием всех остальных компонентов системы, вроде описанных выше.

Дальше отбор поддерживает этот процесс, с одной стороны увеличивая эффективность управления средой со стороны развивающейся системы, с другой - увеличивая точность перемещения биосистемы именно в ту среду, которой она может управлять потому что среда проще (а воспроизводство эффективного управления в череде поколений приводят к возрастанию "разумности" поведения системы в этой среде - а там и другую более сложную среду освоить можно).

То есть получается, "возрастание разумности" поведения систем в ходе эволюции и само не чудесно, и не требует для своего объяснения никаких "разумных" причин.
Да и способность системы осуществлять некое поведение в исходной "точке 0", на самом низком уровне разумности не требует специального объяснения, посколько может осуществляться просто как «деятельное ощущение» (ауторитмия) - беспорядочные и ненаправленные "дерганья", которые в любом случае лучше пассивности.

Так что в любой момент "разумность поведения" биосистем имеет естественное (вышеприведённое) объяснение, если они живут и действуют в естественном биоценотическом окружении, причём это объясняет и потенцию к возрастанию "разумности". "Необъяснимым" оказывается "разумное" поведение системы, если оно не соответствует окружению - слишком сложно и слишком "разумно" для него. Такие случаи в природе есть, но легко убеждаешься что это или ошибка (субъект попал "не туда") или атавизм (в прошлом окружение было сложнее) и ситуация быстро выравнивается.

Так что ID ставит псевдопроблему: или "разумность с целесообразностью" поведения биосистем имеет естественное объяснение (которого мы впрочем можем и не знать, но к которому умеем прийти), или это ошибка, быстро исправляемая природой в ходе конкурентной борьбы - аргумент в пользу "неразумности", стохастичности природных механизмов, следовательно и против ID.

Ну как если бы марсиане обнаружили Овидия, читающего прекрасные стихи диким варварам, они сочли бы неразумным социальный механизм, забросивший его туда. Но мы-то знаем, что такой механизм «заброски овидиев» если и не неразумен, то вполне естественен для нашего вида, и разумность состоит в способности ограничивать и преодолевать его действие.

эволюция, философия, кормовое поведение, этология, атеизм, орнитология

Previous post Next post
Up