Расоведение: генетические данные несущественны

Oct 26, 2016 23:24


РАЗМЫШЛЯЯ О РАСАХ

Салли Лерман

Вряд ли существуют различия между ДНК людей, принадлежащих к разным расам. Но это не означает, что генетика может игнорировать само понятие расы, считает социолог Трой Дастер.

Никаких рас не существует - повторяют как заклинание снова и снова. ДНК всех людей независимо от цвета кожи и текстуры волос совпадает на 99,9%, так что с генетической точки зрения понятие расы бессмысленно. В этом сошлись все генетики - участники конференции, состоявшейся пять лет назад в Национальном институте по исследованию генома человека США (NHGRI). Но неожиданно социолог Трой Дастер (Troy Duster) достал из портфеля некую судебную бумагу. В ней утверждалось, что криминалисты могут выяснить, к какой расе принадлежит подозреваемый - является ли он европеоидом, представителем афро-карибской или азиатско-индийской расы, - просто проанализировав три сегмента ДНК.

"Это прозвучало как гром среди ясного неба", - вспоминает Фрэнсис Коллинз (Francis Collins), директор NHGRI. Он ничего не слышал о нуклеотидных последовательностях ДНК, специфичных для той или иной расы, и известие о том, что подобные данные используются в криминалистике, повергло его в шок.

Благодаря Дастеру многие генетики принялись анализировать результаты судебно-медицинских экспертиз, эпидемиологические и фармакогенетические данные, в которых содержался хоть какой-то намек на генетическую подоплеку расовых различий. Теперь руководство NHGRI, определяя приоритетные направления будущих исследований, неизменно прибегает к помощи экспертов в области социологии. "ДНК - слишком сложная молекула, чтобы можно было полагаться на упрощенческие суждения о ее сходстве у представителей разных групп населения. Нужно учитывать авторитетное мнение историков, антропологов, социологов и политиков, - считает Фрэнсис Коллинз. - Дастер - один из тех, к кому мы регулярно обращаемся за помощью".

66летний Трой Дастер работает одновременно в Калифорнийском университете в Беркли и Нью-Йоркском университете. Он анализирует, как новые идеи из области генетики проникают в повседневную жизнь и как осознание этих новых реалий влияет на развитие таких молекулярно-генетических методов, как секвенирование ДНК, применение ДНК-зондов и т.д.

Как показывают результаты исследований с применением этих методов, понятие расы на генетическом уровне - это чушь. Генетические различия между двумя случайно взятыми индивидами из одной социально ограниченной популяции составляют 85% тех вариаций, которые можно найти между представителями разных популяций. Иными словами, различия на генетическом уровне между двумя людьми одной расы могут быть больше, чем между представителями разных рас, - сахарный песок очень похож на соль, но еще более он похож на кукурузную патоку.

Однако генетики не могут доказать, что никаких рас не существует, считает Дастер. Ни одно логическое построение не способно сбросить со счетов эту концепцию, поскольку люди пользуются ею для разграничения социальных групп, а также социальных и экономических взаимосвязей. Более того, такие разделения имеют серьезные биологические последствия. Расы существуют, по крайней мере, как фактор различия с медицинской точки зрения. "Нельзя отказаться от этого понятия, не отказавшись вместе с ним от всех известных на сегодня эпидемиологических данных", - заявляет Дастер. Например, среди афро-американцев в пять раз больше людей, страдающих гипертонией, чем среди белых. "Чернокожим не дают ссуду в банке, за ними пристально следят службы безопасности супермаркетов, часто останавливают полицейские. Одно это может привести к развитию гипертонической болезни, а затем и к инфаркту", - отмечает ученый. Один из новых подходов - метод кластеризации генов, отвергает концепцию рас, положив в основу разграничения групп в человеческой популяции важные в медицинском отношении маркеры, такие, например, как гены ферментов, необходимые для метаболизма лекарственных веществ. Но, как предрекает Дастер, общество скорее всего воссоздаст расовые категории и выстроит новые рамки, взяв на вооружение новые термины. Не сумев обуздать социальную среду, этот подход придает слишком большое значение различиям в парах оснований (в ДНК), пренебрегая средовыми факторами. Дастер вновь подчеркивает, что расы - это социальная категория, более того, сама наука - социальный институт, восприимчивый к сущностному осмыслению понятия расы.

Дастер начинал как журналист, но оставил профессию по морально-этическим соображениям. Руководство осталось недовольно его неудачной попыткой взять интервью у зажатого в тоннеле машиниста электропоезда, ожидавшего ампутации ноги. Дастер обратился к социологии и в 1967 г. получил место в Беркли. Он быстро стал известен как автор оригинальной работы о лекарственных препаратах и социальной политике. В 1970х Дастер был членом комитетов Национальных институтов здравоохранения, занимавшихся распределением грантов на исследования в области психического здоровья и токсикологии.

Будучи приверженцем идеи генетической значимости понятия расы, Дастер предостерегает от использования ее в качестве обоснования для разграничения групп людей, имеющих общее географическое происхождение, и следовательно, обладающих одинаковыми генами. Расы подвержены изменениям - как в географическом, так и в историческом плане. Так, за последние сто лет этнический статус выходцев из Южной Азии в США существенно трансформировался, и теперь их относят к категории "другие" не по биологическим признакам, а по политическим и культурным. В 1920 г. власти штата Орегон предоставили гражданство выходцу из Индии Бхагату Сингху Тинду - в это время иммиграция из стран Азии была запрещена. Тинда отнесли к категории европеоидов, хотя он вовсе не был "белым". (Тинд, служивший в войсках США во время Первой мировой войны, сумел остаться в Америке, получил степень доктора и написал 15 книг по метафизике.) Дастер предостерегает еще от одной ошибки: попытки оценить риск наследственных заболеваний для разных этнических групп, основываясь на частоте наследуемых однонуклеотидных замен в ДНК. Он считает, что такие SNPпрофили (однонуклеотидный полиморфизм) могут не иметь отношения к делу. Представители различных этнических групп могут обладать разной восприимчивостью к лекарствам или к табаку, но эта разница минимальна и в значительной мере обусловлена средовыми факторами. Если придавать слишком большое значение ДНК, то проблема состояния здоровья превращается в биологическую неизбежность, считает Дастер. "Есть также большой соблазн использовать один и тот же инструмент, говоря о генетической подоплеке криминальных наклонностей или интеллекта", - предостерегает ученый.

Специфические особенности ДНК конкретного человека могут быть связаны с географическим происхождением его предков, но они вряд ли станут ключом к решению какой-нибудь важной в медицинском отношении проблемы. Едва ли их можно использовать как некую характеристику целой группы людей. Раса (столь неустоявшееся понятие), по мнению Дастера, является частью средового фона генома человека. "Это нечто вроде родства, - говорит он. - И придерживаясь такой точки зрения, мы убережемся от ложных толкований".

Об авторе:

Салли Лерман (Sally Lehrman) - журналистка из Сан-Франциско, занимается вопросами медицинских технологий и социальной политики в области здравоохранения.

ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВОПРОСА

Лев Животовский

1. Статья Салли Лерман интересна и важна. С большинством ее положений можно полностью согласиться. Действительно, понятие расы как группы людей с ясно различимыми морфологическими признаками давно уже стало символом деления людей на низшие и высшие категории. Различия между расами по пигментации волос, кожи и сопутствующим признакам в последние столетия стали основой тезиса о биологическом неравенстве людей.

Евгеника и психология, опираясь на данные тестирования (коэффициент интеллектуального развития IQ), пытались доказать генетическую природу неравенства рас. Однако популяционная генетика показала несостоятельность такого взгляда. Оказалось, что различия между представителями одной и той же расы намного превосходят различия между расами. А недавно было установлено, что люди даже разных рас отличаются друг от друга по ДНК меньше, чем разные особи шимпанзе в одном стаде. Тем не менее мы не тождественны друг другу генетически (ДНК почти совпадают только у идентичных близнецов): мы все немного отличаемся друг от друга.

Салли Лерман утверждает, что наблюдаемые различия между расами обусловлены не генетическими, а чисто внешними причинами, в т.ч. социальными. В целом вывод о большом влиянии условий жизни на развитие личности в разных этнических и расовых группах справедлив. Однако генетические различия тоже существуют. Основываясь на данных последних лет, мы беремся утверждать, что популяции и расы все же отличаются друг от друга по ДНК. Но их генетическое различие само по себе не может служить мерилом наследственного неравенства людей разного происхождения. Генетические различия между популяциями и расами не есть биологическое неравенство: они эволюционно возникли и способны эволюционно изменяться.

2. "ДНК всех людей независимо от цвета их кожи и текстуры волос совпадают на 99,9%, так что с генетической точки зрения понятие расы бессмысленно".

Приведенный аргумент против существования генетических различий между расами на самом деле - не аргумент. Действительно, геном человека состоит из трех миллиардов нуклеотидов (точнее, говорят о парах нуклеотидов, потому что ДНК состоит из двух комплементарных цепей). Поэтому 99,9% совпадения, или 0,1% различий, означает, что люди отличаются друг от друга по трем миллионам пар нуклеотидов. Вероятно, большая часть этих различий приходится на информационно "молчащие" участки генома, но и остающихся функционально значимых различий достаточно, чтобы обеспечить индивидуальность каждого из нас. Известно, что ДНК человека и шимпанзе совпадают на 98-99% - цифра тоже на первый взгляд большая. Однако человек и шимпанзе - это разные зоологические виды, разделенные по меньшей мере пятью миллионами лет, прошедшими со времени отделения их эволюционных ветвей от общего предка.

3. "Как показывают результаты исследований, понятие расы на генетическом уровне - это чушь".

Сейчас можно сказать, что это не так: указанных трех миллионов пар нуклеотидов достаточно для того, чтобы обусловить генетические различия между расами. Недавно были обследованы более пятидесяти нативных популяций из различных регионов мира (Южной Африки, Западной Евразии, Восточной Азии, Океании, Америки) по почти четыремстам генетическим локусам различных участков генома *, **(LAZ). Эти географические группы популяций соответствуют основным расам человека (термин "раса" в этих публикациях не употреблялся, поскольку за много десятилетий он оказался эмоционально перегруженным и вызывающим далекие от науки ассоциации). Оказалось, что среди этих локусов нет таких, которые бы четко "маркировали" ту или иную расу. Однако по каждому из них было выявлено практически неразличимое статистическими методами межрасовое различие. Эти мизерные отличия аккумулировались всеми четырьмястами локусами до полной расовой идентификации: по генетическому "профилю" каждый индивид мог быть однозначно отнесен к одной из географических групп.

4. "Расы подвержены изменениям - как в географическом, так и в историческом плане".

Указанные выше данные подтверждают этот вывод: обнаружены статистически значимые различия между популяциями (этническими группами) из одного географического региона (одной расы). Однако эти различия не были стопроцентными: индивид не всегда мог быть однозначно отнесен к той или иной популяции *. Сами же различия между географическими группами и между популяциями в пределах региона эволюционно развивались в течение многих десятков тысяч лет под действием мутаций и популяционно-генетических процессов, а степень различия соответствовала времени, прошедшему после выхода человека из Африки и расселения по разным континентам **.

Времени генетической изоляции между регионами оказалось достаточно, чтобы аккумулированные генетические различия между ними стали идентификационно значимыми. Однако разделение популяций в пределах региона происходило гораздо позже, и потому оказалось недостаточно эволюционного времени для развития значимых различий в пределах региона. Правда, это не исключает того, что вовлечение в анализ, скажем, нескольких тысяч локусов аккумулирует дополнительные различия и позволяет идентифицировать популяции в пределах расы. Массовые миграции, межрасовые браки и метисация могут быстро, в течение нескольких поколений, разрушить эволюционно сложившиеся генетические различия. Это говорит о том, что раса - хоть и реальная, но не застывшая категория, не абсолютно разделяющая людей по биологическим признакам. Раса, как и этническая принадлежность, - понятие историческое, эволюционное.

Сказанное подтверждается еще одним фактом. По ДНК мы достаточно близки к неандертальцу, гораздо ближе, чем к шимпанзе, но мы с ним представляем различные эволюционные ветви, разошедшиеся от общего предка гораздо раньше, чем расы человека друг от друга, - порядка 500-700 тыс. лет назад. В рамках обсуждаемого вопроса мы и неандертальский человек - это просто сильно различающиеся расы, достигшие статуса подвидов Homo sapiens: по современной номенклатуре, мы - Homo sapiens sapiens, а неандертальский человек - Homo sapiens neanderthalensis. Однако генетические различия между современными расами человека гораздо меньше, чем различия между нами и неандертальским человеком.

5. "Расы существуют, по крайней мере, как фактор различия с медицинской точки зрения. Нельзя отказаться от этого понятия, не отказавшись вместе с ним от всех известных на сегодня эпидемиологических данных".

Разная распространенность наследственных патологий в разных расах также связана с эволюционными процессами. Наследственные заболевания возникают как вредящие мутации - "поломки" функционально важных генов, которые потом передаются потомкам, если носители таких мутаций доживают до репродуктивного возраста. Поэтому определенная мутация, если она не исчезает, распространяется преимущественно среди близких популяций и далее через миграции. Так, на основе чисто случайного процесса появления вредящих мутаций со временем возникают региональные различия по тем или иным наследственным патологиям. Этот процесс приводит к различиям в спектре наследственных болезней не только между расами, но и между популяциями в пределах расы. Конечно, распространенность того или иного наследственного заболевания может сдерживаться или, наоборот, усиливаться специфическими факторами среды обитания. И в этом смысле можно согласиться с фразой автора: "Раса является частью средового фона генома человека".

6. "Придавая слишком большое значение ДНК, мы превращаем проблему состояния здоровья в биологическую неизбежность. Есть также большой соблазн использовать один и тот же инструмент, говоря о генетической подоплеке криминальных наклонностей или интеллекта".

Эти справедливые фразы затрагивают важнейшую проблему: как соотносятся вклады генов и среды в развитие признаков и особенностей каждого человека. Действительно ли асоциальное поведение или нетрадиционная половая ориентация определяются особыми генами или же тому причиной воспитание? Сейчас стало модным ссылаться на генетическую фатальность ширящихся сегодня крайних проявлений личности. Однако серьезных доказательств тому нет, за исключением случаев, когда маргинальное поведение вызвано серьезными наследственными дефектами. Напротив, имеется большое число фактов, подтверждающих ведущую роль восприятия, подражания и мотиваций в развитии личностных особенностей.

7. "Раса - это нечто вроде родства".

Можно бы добавить - эволюционного или генетического родства.

Об авторе:

Животовский Лев Анатольевич - профессор, доктор биологических наук, главный научный сотрудник Института общей генетики им. Н. И. Вавилова РАН, лауреат Государственной премии РФ, лауреат премии в области эволюционной биологии РАН, приглашенный старший ученый Стэнфордского университета (Калифорния, США).

________________________________________________________________________

* Rosenberg, N.A., J.K Pritchard,, J.L. Weber, H.M. Cann, K.K. Kidd, L.A. Zhivotovsky, M.W. Feldman. 2002. Genetic structure of human populations. Science 298: p. 2381-2385.

** Zhivotovsky, L.A., Rosenberg, M.W. Feldman. 2003. Features of evolution and expansion of modern humans inferred from genome-wide microsatellite markers. American Journal of Human Genetics (в печати).

«В МИРЕ НАУКИ», 2003, №6. http://www.sciam.ru/2003/6/mnenye.shtml

общество, антропология, человеческие расы, популяционная генетика

Previous post Next post
Up