О тоталитаризме

Sep 08, 2015 00:22

У меня есть книжка папуасских мифов, записанных в основном немецкими пасторами на Земле Бисмарка. И там рассказана история дружбы и общения пастора с одним из туземцев-лучших рассказчиков и вообще незаурядной натурой (обладал явным художественным и актёрским дарованием и пр.).
Короче, личность. Как-то раз одна из его жён что-то не так сказала или ( Read more... )

философия, общество, тоталитаризм, коммунизм, мысли

Leave a comment

asafich September 7 2007, 21:54:01 UTC
По поводу папуаса - пример хороший. Его можно трактовать и обратным образом: тоталитаризм - это перенос семейных отношений на общество в целом. Общество как большая семья. Очевидно, однако, что общество не может быть семьёй просто потому, что все его члены физически не могут быть лично знакомы со всеми остальными - семья же строится именно на межличностных отношениях. И строится "большое общество" по иным принципам, нежели семья ( ... )

Reply

wolf_kitses September 7 2007, 23:41:53 UTC
А Вы прочтите вальрафовское Ganz unten! (Ин.литература за 1986). К слову, один из моих близких друзей - немец уехавший из ГДР вскоре после её гибели к нам. Не мог жить в буржуазной атмосфере. Как всегда отравленный (или ворованный) воздух переносить также сложно как побои и нехватку куска хлеба, но гастрарбайтерам и низшим классам в германии и этого недостаёт.

Reply

asafich September 8 2007, 00:07:14 UTC
Я вряд ли доберусь до Ganz unten - просто валентностей не хватает... Но я прожил год в Германии (не считая многочисленных коротких визитов), достаточно общался с представителями низших классов (среди которых, естественно, много эмигрантов из стран бывшего СССР) и немножко - с гастарбайтерами. Так что немножко представляю ситуацию изнутри. Безусловно, не всем жизнь в Германии нравится, у многих - куча проблем, но это проблемы в основном психологические и культурные (страна-то другая). То есть базовый материальный уровень обеспечен автоматически. Хотя с точки зрения немца постоянно жить на "социале" - это действительно ganz unten.

Что касается Вашего друга - то я совершенно искренне не понимаю, что такое "буржуазная атмосфера". Особенно в применении к Германии: там можно найти себе ту "атмосферу" (в смысле круг общения), какая тебе нравится. Но, конечно, выбор страны для проживания - это дело сугубо личное, как выбор фасона обуви. Так что я рад, если Ваш друг нашёл в России то, что искал.

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 00:30:17 UTC
А про перенос семейных отношений на общество - Вы правы, редукция социальности к патриархальной семье, это весьма мерзкая форма угнетения, которая увы всё больше распространяется в России. Социальность как раз основана на общем законе и равных правах всех, ради которых приходится вмешиваться в частную жизнь индивидов, сдерживая их вс який раз как в силу своих способностей или обстоятельств они получают возможность господствовать и угнетать другого. Иначе не реализуется другое правило, общее у социалистов и либералов: "свобода одного кончается там, где начинается свобода другого". Неприкосновенность частной жизни и "право собственности" - это рудимент частного права средневековья, когда феодал был для своих людей и судьёй, и полицмейстреом, и царём, чуть ли не богом: не зря работодатель с рабочими пытается подражать этому феодальному образцу - в той мере в какой ему попускают общество и законы. И столь же не случайно все "критики тоталитаризма" в этом случае всецело на стороне работодателя или мужа, мучающего жену и детей. Именно они и ( ... )

Reply

asafich September 8 2007, 06:40:29 UTC
"""это весьма мерзкая форма угнетения, которая увы всё больше распространяется в России."""

А разве был такой период российской истории, когда она не была распространена?

"""Социальность как раз основана на общем законе и равных правах всех, ради которых приходится вмешиваться в частную жизнь индивидов, сдерживая их вс який раз как в силу своих способностей или обстоятельств они получают возможность господствовать и угнетать другого."""
Согласен: пусть суд решает судьбу того папуаса. Проблема лишь в неопределенности понятий "господство" и "угнетение". Вы считаете, что предприниматель угнетает наёмных работников уже потому, что он капиталист (даже если работники вполне довольны своим положением). Но почему Вы не считаете угнетением тотальный контроль над частной жизнью со стороны "общества-власти", даже если человек не даёт оснований подозревать его в людоедстве? Лично меня никак не напрягает положение наёмного работника (вопрос в зарплате) - а вот опыт жизни в СССР я воспринимаю именно как угнетение.

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 09:48:50 UTC
Лично меня никак не напрягает положение наёмного работника (вопрос в зарплате) - а вот опыт жизни в СССР я воспринимаю именно как угнетение//
Но Вы и не занимаете положения наёмного рабочего! Исследователь, работающий на гранты, экономически ничем не отличается от врача живущего частной практикой+стабильность положения госслужащего - сразу две выгоды!!! Не зная Вас лично не могу говорить, но многие мои знакомые с таким же общественным положением воспринимали сов.власть как угнетение именно потому что она не давала так удобно устроиться на двух стульях сразу. Напротив, все те кто работал по найму, изменения после 1991 г. воспринимают как небывалое угнетение - бедность возросла раз в 10, ещё больше - зависимость от любого начальства, риск безработицы и пр. Именно поэтому люди, прекрасно всё знающие о "прелести" брежневского времени воспринимают его как единственный перио, когда они вели свободную и достойную жизнь (соц.опросы говорят именно об этом).

Reply

grihanm September 8 2007, 10:20:45 UTC
То-есть Вы считаете что наёмный рабочий по определению не может быть доволен своей работой?.. Не знаю как в России, но на западе есть такие понятия как “постоянство“ (после определённого срока рабочего не могут уволить), “увольнительные“ (при увольнении работодатель выплатит н-ную сумму, довольно не малую, так он подумает дважды перед тем как уволить), есть различные социальные условия и т.д. Если рабочему хорошо платить - он будет доволен, а если не будет, то есть ему не нравится работа - кто тут виноват кроме него? Надо было учиться или выбирать другую профессию... Разве не так?

А тот факт что люди с любовью вспоминают брежневские времена - это не столько потому что тогда хорошо было, а потому что они тогда были молодыми. Ну ещё может потому что они не жили в свободной стране и не знают что может быть ещё лучше...

Reply

asafich September 8 2007, 10:49:53 UTC
"""Но Вы и не занимаете положения наёмного рабочего! Исследователь, работающий на гранты, экономически ничем не отличается от врача живущего частной практикой+стабильность положения госслужащего - сразу две выгоды ( ... )

Reply

asafich September 8 2007, 10:55:30 UTC
Кстати, любопытно: если я с гранта плачу зарплату лаборанту за рутинную работу - значит ли это, что я его эксплуатирую?

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 15:34:48 UTC
В советское время Вы были не наёмным раблочим а как мы все совладельцами пая общенародной собственности. Ваш и мой доход формировался не только и не столько з/пл, сколько бесплатными пионерлагерями, дешевыми поездками по стране, тысячными тиражами хороших и дешёвых книг и прочими формами денежной и безденежной поддежки со стороны гос-ва. Это хорошо описано в советской цивилизации С.Г.Кара-Мурзы ( ... )

Reply

li_c September 8 2007, 16:05:46 UTC
В СССР многих напрягало именно то, что система ставила потолок их возможностям. Мне вот нравится, что, подработав внештатно, я могу купить путевку заграницу, кто-то другой - путевку ребенку в летний лагерь. А у юзера asafich была другая потребность - выехать из коммуналки в отдельную квартиру, и он получил такую возможность.
---
А подмастерье, работая с мастером, разве ничего не получает, кроме денег? По-моему, участие в грантах - как раз неплохая возможность пробиться, заявить о себе.

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 17:15:02 UTC
А подмастерье, работая с мастером, разве ничего не получает, кроме денег ( ... )

Reply

li_c September 8 2007, 17:41:31 UTC
ведь мастер заинтересован использовать его труд а не создавать ещё одного мастера - например, мастер может быть заинтересован в создании какой-то "группы единомышленников", если не школы. Не знаю, может, у гуманитариев и естественников это как-то по-разному работает...
---
Если путёвки бесплатные мне не надо подрабатывать и я могу сосредоточиться на любимом деле, если не нравится бесплатный лагерь - за копейки поехал дикарём. Все супер, если только мне не поставят необходимое условие: можешь бесплатно ездить по стране, не выезжая за границу или выезжая в строго определенные страны после собеседования на предмет политграмотности.
---
Про фабрики. Подруга одно время работала консультантом при отборе кадров на заводе "Тойота", тоже рассказывала про мизерные з/п и поганое отношение. Но это у нас так, в более продвинутой капстране рабочие умеют защищать свои интересы.

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 17:51:07 UTC
Но это у нас так, в более продвинутой капстране рабочие умеют защищать свои интересы.//
Да за счёт бесправия рабочих в третьем мире - от рабочих своих стран буржуа проще откупиться, тем более что и % рабочих там падает

Reply

beaver_cherokee September 8 2007, 19:41:56 UTC
В 9 случаев из 10 - ничего, ведь мастер заинтересован использовать его труд а не создавать ещё одного мастера.
Да-а? То есть вот Вы сейчас говорите, что только 1 подмастерье из 10 становился мастером? При том, что (по-хорошему) на обучение каждого уходило не менее 6-8 лет? Это сколько же сами мастера-то должны были жить тогда? ;)

Надо мне у знакомых у медиевистов спросить, как там дело обстояло в действительности.

Reply

wolf_kitses September 8 2007, 19:53:46 UTC
Или сами почитайте - про замыкание цехов и пр.

Reply


Leave a comment

Up