Танец как символ общества

Jul 19, 2015 19:19



Путь от стимула к знаку, сходный с эволюцией сигналов животных, в человеческой культуре проделывают все вновь появляющиеся танцы. Движения всякого нового танца со стороны всегда представляются открытым выражением чувств (обычно эротических). Поскольку первые танцы в первый момент представляются открытым выражением чувств, то есть непосредственной стимуляцией партнёра, они сперва подвергаются критике - столь же сокрушительной, сколь и неточной, ведь в культуре чувства выражаются ритуализированно (то есть через романтические или иные символы).

Когда в конце XVIII века во Францию проник вальс, возникший в Южной Германии (или Австрии), то он дал повод - единственный раз - французам порицать немцев за безнравственность. Один из французских писателей издевался: «Я понимаю, почему матери любят вальс, но как разрешают танцевать его своим дочерям?» (Захарова, 2003: 283). По мере того, как отдельные движения фигуры танца из открытого выражения чувств становятся символами определённых отношений между партнёрами (и отношений не только в танце).

Соответственно, в начале истории распространения танца его фигуры воспринимаются как пантомима - ритуализированное выражение определённых чувств, затем как символы, устанавливающие определённое соответствие между поведением и идеей,  которую выражают согласованные телодвижения танцующих.

Поэтому Норберт Элиас полагал что именно танец даёт отдельным людям наиболее точный образ общества как дифференцированной системы взаимосвязанных отношений и взаимозависимых функций, неотделимых от специализированных поведенческих ролей (идея танца как образа общества):

«Представим себе в качестве символа общества группу танцующих. Подумаем о придворных танцах, менуэтах и кадрилях, или о крестьянских танцах. Все шаги и поклоны, все жесты и движения, которые здесь производит каждый отдельный танцующий, полностью согласованы с другими танцорами и танцовщицами. Если каждый из танцующих индивидов рассматривался бы сам по себе, то невозможно было бы понять смысл и функции его движений. Стиль поведения отдельного индивида определяется в данном случае через отношения танцующих друг к другу. Нечто подобное имеет место и в поведении индивидов вообще. Взаимодействуют ли они друг с другом как друзья или враги, как родители или дети, как мужчина или женщина или как рыцарь и крепостной крестьянин, как король и подданные, как директор и служащие, поведение отдельных индивидов всегда определяется через их прошлые или настоящие отношения с другими людьми. И даже если они удаляются от людей и становятся отшельниками, то и в этом случае жесты, направленные прочь от других людей, являются жестами отношений с другими людьми не в меньшей степени, чем жесты по направлению к другим» (Элиас, 2001: 37).

Источники

Захарова О.Ю., 2003. Светские церемониалы в России XVIII-начала ХХ в. М.: Центрполиграф. 329 с.
Элиас Н., 2001. Общество индивидов. М.: изд-во «Праксис». 396 с.

социология, культура, истории, этология, мысли

Previous post Next post
Up