Диалектическая логика vs формальная

Aug 30, 2021 17:49

пара примеров к старому спору с ув.Виджняной, жаль, убранному под замок.

1. В завещании конца VIII в. упоминается передача церкви двух рабов (servos), из коих «один свободный, а другой раб» (unus est liber et alter servus). Или в клюнийской грамоте XI в., оформлявшей дарение виллы «с рабами и рабынями (cum servis et ancillis), проживающими в этом ( Read more... )

марксизм, понимание, всемирная история, методология, социология, философия, ссылки, книги

Leave a comment

Comments 31

(The comment has been removed)

wolf_kitses August 30 2011, 14:13:37 UTC
не, я совершенно не в претензии, тем более что память Яндекса всё равно сохраняет )))

Reply


misha_makferson August 30 2011, 14:29:06 UTC
Прошел по ссылке и почитал про рациоморфные процессы. "Эта штука посильнее "Фауста" Гёте" :-) Надо конечно присмотреться, но на первый взгляд наша обыденная городская жизнь просто пронизана рациоморфизмом. И это несколько пугает.
Да хоть биржевые брокеры, по описаниям у них же чистый рациоморфизм - "Стиве Джобс сложил полномочия главы Apple - акции Apple падают".

Reply


kot_kam August 30 2011, 15:26:21 UTC
Cпасибо, очень интересно.

Reply

wolf_kitses August 30 2011, 16:44:46 UTC
Рад, что Вам понравилось

Reply


(The comment has been removed)

wolf_kitses August 30 2011, 16:44:19 UTC
нет, "ошибку убрать" не удастся, так как обе противоположные точки зрения (с которых боксёр "мыслит" или не "мыслит", или описываемые люди "свободные" либо "рабы") одинаково важны для понимания modus operanddi соответствующих субъектов - но несовместимы друг с другом.

Reply

(The comment has been removed)

wolf_kitses August 31 2011, 17:03:54 UTC
нет, уместно обращать внимание не на слова, а на (социальную) реальность стоящую за словами. Она именно такая, что противоречие не уберёшь - не в словах, а в реальности важно, что чел является и рабом, и не рабом, что боксёр и мыслит и не мыслит. Поэтому современники в этом не видели ничего странного, а я, живущий позже должен давать пояснения - также как социолог (или не боксёр) про бокс, те же кто "внутри" соотв. практики даже словесного противоречия не видят.

Reply


sahonko August 30 2011, 16:50:09 UTC
Если посмотреть на проблему с точки зрения теории умственного труда, то отношение между диалектикой и формальной логикой определяется достаточно просто. Дело в том, что формальная логика - это совершенный отточенный веками инструмент умственного труда (орудие). При этом это пользовательский инструмент, при помощи котрого могут действовать конечные рядовые пользователи. А вот диалектика - это средство производства орудий умственного труда и логики в том числе. По этой причине простому пользователю формальной логики трудно понять диалектику. Также как рядовому пользователю компьютера трудно воспринять специальные программы программиста и принципы которыми он руководствуется при написании программ.

Reply

wolf_kitses August 31 2011, 17:05:49 UTC
Дело в том, что формальная логика - это совершенный отточенный веками инструмент умственного труда (орудие). При этом это пользовательский инструмент, при помощи котрого могут действовать конечные рядовые пользователи. А вот диалектика - это средство производства орудий умственного труда и логики в том числе. //
Эта (Ваша?) идея сразу понравилась (и сразу хочется согласиться), а где про "теорию умственного труда" можно прочитать подробнее? чтобы я отвечал более квалфицированно

Reply

sahonko August 31 2011, 19:02:10 UTC
К сожалению кроме моей древней курсовой http://www.aha.ru/~intcentr/text7.htm ничего не могу предложить. Еще вскользь этого вопроса я касаюсь здесь http://pravda.info/politics/4215.html

Выгодский к этому кажется близко подходил, но не развил свои положения о слове как об орудии труда. Правдо сам я его ничего на эту тему не читал, а почерпнул это из обзора его творчества, данного кажется Леонтьевым в предисловии (вступительной статье) к его собранию сочинений.

Reply

wolf_kitses September 1 2011, 15:58:52 UTC
спасибо, изучу и напишу подробнее

Reply


Leave a comment

Up