Воспитание

Feb 12, 2021 19:19


одинаково не означает ни простого следования за естественными наклонностями организма, ни бесплодной борьбы с данными наклонностями. <…> На самом деле оно активно вмешивается в естественные наклонности ребёнка, сталкивает их между собой, группирует их за счёт других и таким путём вводит стихийный процесс детских склонностей в организующее и оформляющее русло воспитательно-социальной среды…

Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключённых в ребёнке, представляя осуществиться только одной.

Таким образом, процесс воспитания теряет свой благополучный и мирный характер заботы о ребёнке и «помощи природе», какой ему приписывали прежде; он раскрывается с новой стороны, как диалектический и трагический процесс постоянного отмирания одних социальных возможностей за счёт осуществления других, постоянной борьбы различных частей мира за организм и внутри организма, незатихающие столкновения различных сил внутри самого организма.

Такой характер воспитание носило всегда, во все эпохи, как бы оно не называлось и какова бы ни была его идеология. Всякое воспитание всегда было функцией социального строя. Всякое воспитание в сущности всегда было социальным в том смысле, что в конечном счёте решающим фактором установления новых реакций у ребёнка были условия, корни которых лежали в среде или - шире - во взаимоотношениях организма со средой.

Детство и есть пора неполноценности и компенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к социальному целому. В процессе этого завоевания человек как определённый биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью… [и одновременно обособляется от других, получает свободу выбора и, утратив исходный-неосознанный альтруизм и стремление к равенству, ребёнок начинает выбирать между равенством и неравенством, альтруизмом и эгоизмом сознательно, на основе того как воспитан и тех взглядов, что формируются. В.К.]. Общественное овладение этим естественным процессом и называется воспитанием.


[отсюда идёт точка зрения] на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения».

Словарь Л.С.Выготского. М.: изд-во «Смысл», 2004. С.31-32.

[P.S. интересное эмпирическое наполнение данных тезисов см. в статье Майкла Коула, особенно про влияние занятий на японском абаке (соробане) на умение считать, и про «программирующие» разговоры родителей у колыбели младенца. Спасибо ivanov_petrov за наводку + книга Коула на ту же тему. В.К.]

марксизм, психология личности, физиология ВНД, ссылки, Л.С.Выготский, образование

Previous post Next post
Up