одинаково не означает ни простого следования за естественными наклонностями организма, ни бесплодной борьбы с данными наклонностями. <…> На самом деле оно активно вмешивается в естественные наклонности ребёнка, сталкивает их между собой, группирует их за счёт других и таким путём вводит стихийный процесс детских склонностей в организующее и оформляющее русло воспитательно-социальной среды…
Смысл социального воспитания с научной точностью определяется как известный социальный отбор, который воспитание производит из множества возможностей, заключённых в ребёнке, представляя осуществиться только одной.
Таким образом, процесс воспитания теряет свой благополучный и мирный характер заботы о ребёнке и «помощи природе», какой ему приписывали прежде; он раскрывается с новой стороны, как диалектический и трагический процесс постоянного отмирания одних социальных возможностей за счёт осуществления других, постоянной борьбы различных частей мира за организм и внутри организма, незатихающие столкновения различных сил внутри самого организма.
Такой характер воспитание носило всегда, во все эпохи, как бы оно не называлось и какова бы ни была его идеология. Всякое воспитание всегда было функцией социального строя. Всякое воспитание в сущности всегда было социальным в том смысле, что в конечном счёте решающим фактором установления новых реакций у ребёнка были условия, корни которых лежали в среде или - шире - во взаимоотношениях организма со средой.
Детство и
есть пора неполноценности и компенсации по преимуществу, т.е. завоевания позиции по отношению к социальному целому. В процессе этого завоевания человек как определённый биотип превращается в человека как социотип, животный организм становится человеческой личностью… [и одновременно обособляется от других, получает свободу выбора и,
утратив исходный-неосознанный альтруизм и стремление к равенству, ребёнок начинает выбирать между равенством и неравенством, альтруизмом и эгоизмом сознательно, на основе того как воспитан и тех взглядов, что формируются. В.К.]. Общественное овладение этим естественным процессом и называется воспитанием.
[отсюда идёт точка зрения] на воспитательный процесс как на процесс социальной перестройки биологических форм поведения».
Словарь Л.С.Выготского. М.: изд-во «Смысл», 2004. С.31-32.
[P.S. интересное эмпирическое наполнение данных тезисов см. в
статье Майкла Коула, особенно про влияние занятий на японском абаке (соробане) на умение считать, и про «программирующие» разговоры родителей у колыбели младенца. Спасибо ivanov_petrov за наводку +
книга Коула на ту же тему. В.К.]